Город Москва |
|
28 августа 2008 г. |
Дело N А40-20153/08-20-40 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой
судей Р.Г. Нагаева, М.С. Сафроновой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2008г.
по делу N А40-20153/08-20-40, принятое судьей Бедрацкой А.В.
по иску (заявлению) ОАО "Саратовэнерго"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4
о признании недействительным письма, обязании списать пени и штрафы
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Зинковского С.Б. по дов. N Д/08-07 от 04.02.2008 г., Ковалева С.И. по дов N Д/08-16 от 03.04.2008 г.,
от ответчика (заинтересованного лица) - Волобоева М.В. по дов. N 55-05/00005 от 09.01.2007 г.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Саратовэнерго" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительным письма от 14.03.2008 N 11-10/03561 и обязании списать суммы пеней и штрафов в размере 550 463 654,72 руб.
Решением суда от 23.06.2008 г. заявленные требования удовлетворены. Суд решил признать недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - Кодекс), письмо МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 14.03.2008 N 11-10/03561 "О списании реструктурированных пени и штрафов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002, вынесенное в отношении общества на общую сумму 550 463 654,72 руб., в том числе пени по НДС 457 937 520 руб., штраф 791 310,08 руб.; пени по налогу на дивиденды 2 639 328,48 руб.; пени по плате за нормативные и сверхнормативные выбросы 947 511,04 руб., штраф 659,04 руб.; пени по фонду занятости 7 662 300 руб.; пени по дополнительным платежам по налогу на прибыль 31 392 265,12 руб., штраф 49 092 760,96 руб.
Также, суд обязал инспекцию списать реструктурированные пени и штрафы общества на общую сумму 550 463 654,72 руб. При этом суд исходил из того, что письмо инспекции не соответствует закону, следовательно, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований общества отказать в полном объеме, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывы на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, задолженность заявителя по обязательным платежам в бюджет по состоянию на 01.08.2001 г. составила по налогам в размере 479 088 626,24 руб. и пени - 445 397 085,02 руб.
Общество обратилось в ИМНС РФ по Волжскому району г.Саратова с заявлениями о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам в указанных размерах.
Решением ИМНС РФ по Волжскому району г.Саратова от 30.08.2001 N 3 предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам в указанных размерах, в связи с чем, составлены и согласованы графики погашения задолженности по налогам и сборам, согласно которым заявитель обязан погасить задолженность по пени в период с 3-го квартала 2007 г. по 2-й квартал 2011 г.
Согласно дополнительного заявления общества о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням, начисленным за период с 01.08.2001 г. по 30.08.2001 г. ИМНС РФ по Волжскому району г.Саратова в дополнение к названному выше решению принято решение N 4 от 31.08.2001 г., также согласован уточненный график, согласно которому погашение задолженности по начисленным пеням и штрафам осуществляется в срок с 3-го квартала 2007 г. по 2-й квартал 2011 г. равными долями.
Позже принято решение от 28.09.2001 N 12 о возможности реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам по состоянию на 01.09.2001 г. на 5 лет в сумме 17 882,0 тыс. руб., о возможности реструктуризации кредиторской задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам по состоянию на 01.09.2001 г. сроком на 4 года в сумме 108 582,8 тыс. руб. Согласно названных решений, общество обязано осуществлять текущие обязательные платежи своевременно и в полном объеме, уплату реструктуризируемой кредиторской задолженности по налоговым платежам и сборам, а также по начисленным пеням производить в сроки, согласно прилагаемого графика, в течение всего срока реструктуризации.
В дополнение к решению N 12 от 28.09.2001 г. МРИ МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области было принято решение N 8, которым решено перенести отсроченную задолженность по дополнительным платежам в сумме 11 954,6 тыс. руб. в отсроченную задолженность по основным платежам; принять график погашения задолженности по дополнительным платежам со сроком уплаты на 5 лет, начиная с 01.01.2003 г. по 30.09.2007 г.; по пеням и штрафам со сроком уплаты на 4 года, начиная с 31.12.2007 г. по 30.09.2011 г. Заявителю предлагалось скорректировать ранее представленные графики согласно указанного решения. В связи с непредставлением указанных графиков в налоговый орган, МРИ МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Саратовской области обратилось в арбитражный суд Саратовской области с заявлением об обязании общества изменить график реструктуризации кредиторской задолженности и представить в налоговый орган графики погашения задолженности по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам, скорректированные на сумму задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в сумме 11 954,6 тыс. руб. В связи с представлением в судебное заседание подписанного сторонами графика погашения задолженности по налогам и сборам производство по делу было прекращено.
В дополнение к решению от 28.09.2001 N 12 МРИ МНС России по крупнейшим налогоплательщикам Саратовской области принято решение от 30.09.2004 N 9, которым перенесена отсроченная задолженность по банковскому кредиту налога на прибыль в сумме 12 044 985,39 руб. в сумму отсроченной задолженности по основным платежам; принят график погашения задолженности по банковскому кредиту налога на прибыль со сроком уплаты на 3 года, начиная с 3-го квартала 2004 г. по 3-й квартал 2007 г.; по пеням и штрафам со сроком уплаты на 4 года, начиная с 31.12.2007 г. по 30.09.2011 г.
В соответствии с утвержденными графиками погашения задолженности общество выплатило всю сумму задолженности без просрочки платежа.
В соответствии с п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам", списание полной суммы задолженности по пеням и штрафам производится только при условии, если организация погасила (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение четырех лет полную сумму задолженности по налогам и сборам, реструктурированную в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002.
Общество с письмом от 16.01.2008 N 0220/94 обратилось в налоговый орган о списании реструктуризированных пени и штрафов (т.1, л.д. 13-14), ссылаясь на то, что реструктуризация задолженности по налогам и сборам общества была оформлена решениями налогового органа в период с 2001 г. по 2004 г. (согласно решениям от 30.08.2001 N 3, от 30.08.2001 N 4, от 28.09.2001 N 12, от 30.09.2004 N 9).
Кроме того, заявитель обращался в налоговый орган с письмом от 27.02.2008 N 0220/589 о перерасчете подлежащих уплате сумм пеней, отраженных в решениях о реструктуризации задолженности по налогам и сборам (N 3 от 30.08.2001 г., N 4 от 30.08.2001 г., N 12 от 28.09.2001 г., N 9 от 30.09.2004 г.), в части уменьшения суммы пени: по НДС на 457 937 520 руб.; по налогу на дивиденды - 2 639 328,48 руб.; по плате за нормативные и сверхнормативные выбросы - 947 511,04 руб.; по фонду занятости - 7 662 300 руб.; по дополнительным платежам по налогу на прибыль - 31 392 265,12 руб., а также о перерасчете сумм штрафа отраженных в решениях от 28.09.2001 N 12 и от 30.09.2004 N 9 о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, в части уменьшения суммы штрафов по дополнительным платежам по налогу на прибыль на 48 304 020,96 руб. до размера 788 740 руб. (20% от начисленной недоимки по налогу на прибыль 3 943 700 руб.). Инспекцией письмом от 26.04.2008 N 05-10/06923 было отказано заявителю о внесении каких-либо изменений в решения о предоставлении права на реструктуризацию задолженности.
Также, инспекция письмом от 14.03.2008 N 11-10/03561 отказала обществу в списании пеней и штрафов по следующим основаниям. График погашения реструктурированной задолженности по налогу, пени и штрафам утвержден решением от 30.08.2001 N 3 "О реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом": по федеральным налогам на 5 лет - с 4 квартала 2002 г. по 3 квартал 2007 г.; по пени и штрафам на 4 года - с 4 квартала 2007 г. по 3 квартал 2011 г. Инспекция считает, что принятые позже дополнения к указанному решению только уточняли список налогов, подлежащих реструктуризации и суммы, но не вносили изменения в сроки погашения реструктурированных платежей перед бюджетом. Вместе с тем инспекция указала, что общество осуществляло выплату реструктурированной задолженности по всем налогам и сборам строго в соответствии с утвержденными графиками, и полная выплата суммы реструктуризированной задолженности по налогам сборам завершена без опережения утвержденных графиками сроков уплаты по всем налоговым платежам.
В соответствии с п. 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4-х лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
При этом п. 5 названного Порядка предусмотрено право налогоплательщика произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.
Если организацией в течение 4-х лет погашена вся сумма реструктурированной задолженности по налогам и сборам, а также в течение 4-х лет уплачивались в полном объеме и своевременно текущие налоговые платежи в федеральный бюджет, предусмотрено полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам" установлено, что списание задолженности по пеням и штрафам производится Министерством РФ по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности в соответствии с правилами, определяемыми этим министерством. Пунктом 2 Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 30.04.2002 N БГ-3-29/235, установлено, что полное списание суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили в течение 4-х лет после принятия решения реструктуризируемую задолженность, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности.
Суд первой инстанции в своем решении правильно указал, что реструктуризация задолженности по налогам и сборам общества принята решениями налогового органа в период с 2001 г. по 2004 г. Все решения налогового органа от 30.08.2001 N 3, от 30.08.2001 N 4, от 28.09.2001 N 12, от 30.09.2004 N 9 о реструктуризации содержат ее обязательные условия, в частности, окончательный размер реструктуризированных сумм задолженности, которые налогоплательщик обязан выполнять. Последнее решение налогового органа, устанавливающее условия реструктуризации вынесено 30.09.2004 г., следовательно, с этого момента общество вправе исчислять 4-х летний срок. Поскольку последний платеж по погашению реструктуризируемой недоимки по налогам и сборам был оплачен обществом в 3 квартале 2007 г., организация погасила недоимку по налогам и сборам в пределах 4-летнего срока, дающего право на списание реструктурированных сумм пеней и штрафов.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что в связи с полным досрочным погашением реструктурированной кредиторской задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом (согласно решениям от 30.08.2001 N 3, от 30.08.2001 N 4, от 28.09.2001 N 12, от 30.09.2004 N 9), заявитель имеет право на полное списание задолженности по пеням и штрафам на общую сумму 550 463 654,72 руб., в том числе: по НДС пени 457 937 520 руб., штраф 791 310,08 руб.; по налогу на дивиденды пени 2 639 328,48 руб.; по плате за нормативные и сверхнормативные выбросы пени 947 511,04 руб., штраф 659,04 руб.; по фонду занятости пени 7 662 300 руб.; по дополнительным платежам по налогу на прибыль пени 31 392 265,12 руб.; штраф 49 092 760,96 руб.
Налоговым органом не оспаривается, что согласно платежным поручениям N 834 от 18.06.2007, N 895 от 19.06.2007, N 181, 182 от 03.07.2007, N 908 от 19.06.2007, N 909 от 19.06.2007, N 139268 от 18.06.2007 общество произвело последние платежи, погасив реструктурированную задолженность по налогам и сборам в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ в полном объеме до истечения срока, предусмотренного графиком погашения задолженности по налогам и сборам, начиная с момента окончательного определения условий реструктуризации задолженности по налогам и сборам.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
В связи с этим, письмо инспекции является незаконным, а требования общества были правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи, с чем отмене не подлежит.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются между сторонами в соответствии со ст.110 АПК РФ.
Глава 25.3 НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий (подаче апелляционной жалобы) по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы налоговым органом не была уплачена госпошлина, с МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2008 г. по делу N А40-20153/08-20-40 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 государственную пошлину в доход федерального бюджета 1 000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Р.Г. Нагаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-20153/08-20-40
Истец: ОАО "Саратовэнерго"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9996/2008