г. Москва |
Дело N А40-58293/07-32-37 |
03 сентября 2008 г. |
N 09АП-10059/2008-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Банина И.Н.,
Судей: Тетюка В.И., Чепик О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём председательствующим,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца -
Администрации Меленковского района
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 01.07.2008г. по делу N А40-58293/08-32-37
принятое единолично судьёй Куклиной Л.А.
по иску Администрации Меленковского района
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании 590 000 руб.
при участии представителей:
от 1-го ответчика - Пущаев В.Г. по доверенности N 01-06-08/180 от 13.12.2007г.;
от третьего лица - Андриянов П.Ю. по доверенности N ДФБНП-04-16 от 20.03.2008г.
УСТАНОВИЛ
Администрация Меленковского района обратилась в Арбитражный суд города Москвы и иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возмещении 590 000 руб. убытков, возникших вследствие неисполнения обязательств по возмещению расходов в связи с обеспечением жильём граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.07.2008г. по делу N А40-58293/08-32-37 исковые требования удовлетворены в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счёт казны российской Федерации в пользу Администрации Меленковского района 590 000 руб. убытков. В иске к Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов РФ обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик полагает, что при принятии решения судом первой инстанции неправильно истолкован закон, имеет место недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители истца, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, надлежащим образом извещённых о времени и месте проведения судебного заседания, в заседание не явились, каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие представителей истца, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, предусмотренном ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд полагает об отсутствии оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Решением Меленковского районного суда от 09.02.2005г. по делу N 2-178 на администрацию Меленковского района Владимирской области возложена обязанность по предоставлению Цыкину В.Н., являющемуся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на семью из четырёх человек благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры, площадью не менее 72 кв.м. и дополнительной жилой площади в виде отдельной комнаты.
Определением того же суда от 04.04.2006г. изменен способ и порядок исполнения решения суда от 09.02.2005г. и с администрации Меленковского района в пользу Цыкина В.Н. взысканы денежные средства в размере 1 029 510 руб.
По соглашению между администрацией Меленковского района и Цыкиным В.Н. для последнего приобретена квартира стоимостью 590 000 руб., что подтверждается договором купли-продажи от 08.09.2006г., постановлением Главы Меленковского района N 1171 oт 12.09.2006г. и платёжным поручением от 14.09.2006г. N 1347.
В соответствии с договором купли-продажи от 08.09.2006г. квартира общей площадью 53,7 кв.м. по адресу: Владимирская область г. Меленки ул. Конышева, д. 1в, кв. 56, передана в собственность Цыкину В.П.
В силу ст.5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возмещение вреда и меры социальной поддержки указанной категории граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации Меленковского района, сертификаты на жильё в 2005 и 2006 годах не предоставлялись. Финансовые средства на реализацию Закона РФ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в бюджет муниципального образования Меленковского района не поступали.
Таким образом, муниципальным образованием Меленковский район понесены убытки, которые представляют собой некомпенсированные из федерального бюджета расходы, понесённые районом в связи с оказанием социальной поддержки льготной категории граждан.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счёт казны российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что убытки вызваны неисполнением Российской Федерацией, в лице своих органов, принятой на себя обязанности по возмещению расходов истца.
Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным, обоснованным и считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Право Администрации Меленковского района на возмещение расходов в связи с предоставлением гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, установлено законами РФ о социальной защите данной категории граждан, к которым, в частности, относится Федеральный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991г. N 1244-1 (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 названного Закона финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. При этом законодатель не указал исчерпывающий перечень расходов, которые подлежат возмещению, следовательно, должны возмещаться все расходы, связанные с реализацией ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью второй комментируемой статьи определено, что порядок финансирования, в том числе компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности расходов, связанных с реализацией Закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанного предписания Правительство РФ Постановлением N 866 от 29.12.2004г. утвердило порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.
Пунктом 1 указанного Постановления установлено, что основной формой обеспечения жильем граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска, является предоставление им субсидий на приобретение жилья.
Пунктом 3 названного Постановления установлено, что функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; затраты на изготовление бланков сертификатов и проведение иных мероприятий, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, в 2005 году финансируются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий.
Судом установлено, что финансовые средства на реализацию Закона РФ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в бюджет муниципального образования Меленковского района не поступали, гражданам, состоящим на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий Администрации Меленковского района, в 2005 и 2006 годах субсидии на приобретение жилья не предоставлялись, в результате чего истец понес убытки в размере 590 000 руб.
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных федеральным законодательством, и неисполнением Министерством финансов РФ обязательств по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам, подвергшимся воздействию радиации, за счет средств федерального бюджета, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации Меленковского района 590 000 руб. убытков, вызванных предоставлением вышеуказанных льгот.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01.07.2008г. по делу N А40-58293/08-32-37 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий: |
И.Н. Банин |
Судьи |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58293/07-32-37
Истец: Администрация Меленковского района
Ответчик: Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (РОССТРОЙ), МЧС России, Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры администрации Владимрской области, Администрация Владимирской области в лице Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики