Москва |
|
22 сентября 2008 г. |
N 09АП-10366/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.09.2008.
Полный текст постановления изготовлен 22.09.2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи
Якутова Э.В.
судей:
Веклича Б.С.
Поташовой Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Халиной И.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.07.2008 по делу N А40-12781/08-106-132 судьи Богачевой Л.М.,
по заявлению ОАО "ГПЗ-2"
к Правительству Москвы; Департаменту земельных ресурсов г. Москвы
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Варфоломеев B.C. по дов. от 19.11.2007, паспорт 45 09 263756, Еремин К.Б. по дов. от 16.05.2008, паспорт 45 09 226583; Человечков А.А. по дов. от 17.07.2008 паспорт 46 01 562350
от ответчиков: Правительства Москвы, Крылова Е.В. по дов. от 07.03.2007, уд. N 111
Департамента земельных ресурсов г. Москвы, Монахова А.А. по дов. от 29.12.2007, уд. N 800
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.07.2008 было удовлетворено заявление ОАО "ГПЗ-2" (далее - Общество) о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - ДЗР) от 18.02.2008 N 33-5-9261/7-(0)-1 в оформлении ОАО "ГПЗ-2" права собственности на земельный участок площадью 36 204,32 кв.м. (кадастровый N 77:05:01007:038), расположенный по адресу: ул. Шаболовка, вл.31; о признании незаконным бездействия Правительства города Москвы, выразившееся в не оформлении распорядительного документа о предоставлении в собственность ОАО "ГПЗ-2" земельного участка площадью 36 204,32 кв.м (кадастровый N 77:05:01007:038), расположенного по адресу: ул. Шаболовка, вл.31.
Суд также обязал ответчиков в месячный срок подготовить в установленном порядке и направить в адрес ОАО "ГПЗ-2" проект договора купли-продажи земельного участка площадью 36 204,32 кв.м. (кадастровый N 77:05:01007:038), расположенного по адресу: ул. Шаболовка, вл.31.
ДЗР не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой считает указанное решение незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права, без учета всех обстоятельств дела в совокупности.
Отзывы на апелляционную жалобу Обществом и Правительством Москвы не представлены.
В судебном заседании представитель ДЗР доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Считает, что письмо ДЗР не является решением органа исполнительной власти об отказе в предоставлении земельного участка; не нарушает норм какого-либо закона и или иных норм права; не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; не возлагает каких-либо обязанностей на заявителя; не создает каких-либо иных препятствий для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представитель Правительства Москвы доводы апелляционной жалобы ДЗР поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Считает, что обращение Общества было рассмотрено в установленном порядке; бездействие со стороны Правительства Москвы по неподготовке распорядительного документа и нарушение требований законодательства в части порядка рассмотрения обращений о предоставлении земельных участков в собственность отсутствует и не может быть признано незаконным.
Указал на то, что Обществу не был дан отказ в предоставлении указанного земельного участка в собственность.
Представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы.
Указал на незаконное бездействие со стороны Правительства Москвы.
Отметил, что ДЗР фактически отказал в рассмотрении заявления и предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по основаниям, не предусмотренным ЗК РФ, постановлением Правительства г. Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "ГПЗ-2" является собственником объектов недвижимости расположенных по адресу: ул. Шаболовка, вл.31.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.11.1993 N 175-МКЗ "Об установлении права пользования земельным участком Акционерному обществу открытого типа "Шаболовский подшипниковый завод" на земельный участок по адресу: ул. Шаболовка, вл.31 площадью 35 637 кв.м. с АООТ "Шаболовский подшипниковый завод" заключен долгосрочный договор аренды земельного участка от 06.04.1994 N М-05-000517 сроком до 06.04.2014 (дополнительным соглашением от 15.11.2004 N М-05-000517/4 срок договора аренды земельного участка площадью 36 204,32 кв.м продлен до 06.04.2043) для эксплуатации существующих зданий с целью производства и реализации подшипников, другого спецоборудования.
Дополнительным соглашением от 18.01.2001 к договору аренды земельного участка от 06.04.1994 N М-05-000517 площадь земельного участка изменена на 47 984 кв.м., а наименование арендатора - на ОАО "ГПЗ-2".
В соответствии с решением Городской комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию от 03.12.2003 (протокол N 48, пункт 9) дополнительным соглашением от 15.11.2004 N М-05-000517/4 к договору аренды указанный земельный участок разделен на 4 земельных участка:
- земельный участок с кадастровым номером 77:05:01007:038, площадью 36 204,32 кв.м;
- земельный участок с кадастровым номером 77:05:01007:039, площадью 5 120 кв.м;
- земельный участок с кадастровым номером 77:05:01007:040, площадью 59 кв.м
- земельный участок с кадастровым номером 77:05:01007:041, площадью 6 600,03 кв. м.
26.12.2007 ОАО "ГПЗ-2" обратилось в ДЗР с заявлением (вх. от 28.12.2007 N 33-5-9261/7) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 77:05:01007:038 площадью 36 204,32 кв.м. по адресу: ул. Шаболовка, вл. 31, на котором расположены здания, принадлежащие на праве собственности ОАО "ГПЗ-2", с приложением всех необходимых документов в соответствии со ст.2.2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" (в ред. постановления Правительства Москвы от 29.05.2007 N 411-ПП).
24.01.2008 ОАО "ГПЗ-2" обратилось в Правительство Москвы с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка с приложением всех необходимых документов в соответствии со ст. 2.2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" (в ред. постановления Правительства Москвы от 29.05.2007 N 411-ПП).
Письмом ДЗР от 18.02.2008 N 33-5-9261/7-(0)-1 Общество было проинформировано, что части зданий на запрашиваемом земельном участке пересекают красные линии улично-дорожной сети, участок подлежит переформированию, в связи с чем оформление в собственность земельного участка, занятого объектами недвижимости, принадлежащими ОАО "ГПЗ-2" на праве собственности, возможно при наличии заявления Общества о переформировании указанного земельного участка и подготовки комплекта документов для постановки земельного участка на кадастровый учет в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 13.03.2007 N 168-ПП.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Правительство Москвы незаконно бездействовало, не предоставив ответ на заявление и не предоставив поручение Департаменту по конкретному обращению, поступившему в его адрес, не проконтролировав рассмотрение заявления ОАО "ГПЗ-2", Департамент фактически отказал в рассмотрении заявления и предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по основаниям, не предусмотренным ЗК РФ, постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП.
При этом суд правомерно указал на то, что согласно п.1 ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным Кодексом, (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ).
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным Кодексом, федеральными законами, (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ).
В соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
На основании п.6 ст.36 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в п.5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 ЗК РФ, а в случаях, указанных в п.1 ст.20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из пункта 6 ст.36 ЗК РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.29 ЗК РФ, с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-O, если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей".
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" установлено, что при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться тем, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих Органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Суд также указал на то, что ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие из оборота и ограничение оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
В соответствии с ч.2 ст.37 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, изъятые из оборота, и земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте. Ответчиками не предоставлено доказательств отнесения к таким участкам спорного земельного участка в соответствии с ч.ч. 4, 5 данной статьи, и, в частности, что спорный земельный участок расположен в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.08.2007 N 753-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 15.01.2008 N 29-ПП) установлен перечень ограничений использования земельных участков в городе Москве, в соответствии с п.4 ограничение "не подлежит приватизации, зарезервирован для государственных нужд" устанавливается в отношении земельных участков или их частей, решение о резервировании которых принято в установленном порядке Правительством Москвы и расположенных на землях или следующих видах территорий:
- землях общего пользования (занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, автомобильными дорогами, мостами, тоннелями, подземными пешеходными переходами, эстакадами, инженерными сооружениями и коммуникациями, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами, береговой полосой водных объектов);
- землях в составе территорий, предусмотренных документами территориального планирования и документацией по планировке для использования в государственных или общественных интересах.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", земельные участки не подлежат отчуждению из собственности города Москвы в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Анализируя материалы дела, суд первой инстанции обоснованно отметил, что земельный участок площадью 36 204,32 кв.м кадастровый номер 77:05:01007:038 по адресу: ул. Шаболовка, вл. 31, на котором расположены здания, находящиеся в собственности ОАО "ГПЗ-2", не является изъятым или ограниченным в обороте ни в соответствии с федеральным, ни в соответствии с законодательством города Москвы, данный участок не может находиться на землях общего пользования, улицах и магистралях, поскольку на нем непосредственно находится недвижимое имущество заявителя.
Указав на то, что данное недвижимое имущество не было изъято в установленном порядке для государственных нужд, суд правильно признал необоснованными ссылки ответчиков на постановление Правительства Москвы от 13.07.2004 N 490-ПП.
Кроме того, суд правомерно обратил внимание на то, что ранее предоставленный в аренду заявителю земельный участок был расформирован; испрашиваемый земельный участок не находится в "красных линиях"; Общество просило предоставить в собственность земельный участок, расположенный за красными линиями, который поставлен на кадастровый учет и расположен под зданиями, принадлежащими Обществу на праве собственности.
Оценивая действия ДЗР на соответствие порядку, установленному постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП, суд первой инстанции правомерно указал на то, что в соответствии с п.2 ст.10 ЗК РФ, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного Кодекса РФ.
Согласно ст.2 Федерального закона N 53-ФЗ от 17.04.2006, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с п.8.2 постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 29.05.2007 N 411-ПП, Департаменту земельных ресурсов города Москвы предоставлены следующие полномочия: заключать от имени Правительства Москвы договоры купли-продажи земельных участков и подписывать соответствующие акты приема-передачи земельных участков при возмездном и безвозмездном предоставлении земельных участков в частную собственность.
Согласно п.9 этого же постановления Департаменту земельных ресурсов города Москвы предоставлены полномочия по приему и рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц; по сбору необходимых документов и материалов для принятия решений о предоставлении земельных участков; по подготовке проектов решений о предоставлении земельных участков в частную собственность.
Пунктом 5 постановления установлено, что решения о безвозмездной передаче или продаже земельных участков в собственность принимаются Правительством Москвы.
Суд первой инстанции правильно констатировал, что отказ в предоставлении возможен лишь при выявлении следующих обстоятельств:
- земельный участок ограничен в обороте или изъят из оборота;
- земельный участок зарезервирован для государственных нужд либо имеется решение об изъятии земельного участка для государственных нужд;
- на земельный участок, указанный в заявлении о предоставлении в собственность, зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения иных лиц;
- на часть здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, либо на помещения в них зарегистрировано право собственности третьих лиц, которые с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность не обращались;
- часть здания, строения или сооружения находится в государственной или муниципальной собственности;
- на земельном участке расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности третьих лиц, и проект разделения соответствующей территории не выполнен.
Исходя из этого, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Правительство Москвы незаконно бездействовало, не предоставив ответ на заявление и не предоставив поручение Департаменту по конкретному обращению, поступившему в его адрес, не проконтролировав рассмотрение заявления ОАО "ГПЗ-2"; Департамент фактически отказал в рассмотрении заявления и предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по основаниям, не предусмотренным ЗК РФ, постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.07.2008 по делу N А40-12781/08-106-132 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-12781/08-106-132
Истец: ОАО "ГПЗ-2"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы