г.Москва |
Дело N А40-31032/08-22-255 |
"26" сентября 2008 г. |
N 09АП-11448/2008-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "26" сентября 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.,
судей Панкратовой Н.И., Сумароковой Т.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рыкшиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Калужского областного фонда обязательного медицинского страхования
на решение Арбитражного суда г.Москвы от "24" июня 2008 года,
принятое судьей Кудиной Е.С.
по делу N А40-31032/08-22-255
по иску ЗАО "Фирма ЦВ "ПРОТЕК"
к ответчикам:
1- Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Калужской области,
2- Федеральному фонду обязательного медицинского страхования
о взыскании оплаты поставленного товара,
при участии в судебном заседании:
от истца: Зверев Д.В. по доверенности от 02.01.2008г.;
от 1-го ответчика: неявка, извещен;
от 2-го ответчика: Бухарина Л.Н. по доверенности от 17.09.2008г.,
УСТАНОВИЛ:
04.06.2008г. ЗАО "Фирма ЦВ "ПРОТЕК" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Калужской области, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании солидарно задолженности за отпущенные лекарственные средства льготным категориям граждан в 2007 году в соответствии с государственным контрактом N 8-511/06 от 01.12.2006г. в сумме 904243руб. 18коп.
Заявленные требования мотивированы неисполнением Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Калужской области обязательств, возникших на основано государственного контракта N 8-511/06 от 01.12.2006г. на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п. 6.2. ФЗ от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от "11" апреля 2008 года (Т. 4, л.д. 41) постановлено: взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калужской области в пользу ЗАО "Фирма ЦВ "ПРОТЕК" задолженность в размере 904243руб. 18коп.; в остальной части в иске отказать; возвратить ЗАО "Фирма ЦВ "ПРОТЕК" из средств Федерального бюджета 15542руб. 43коп. государственной пошлины.
На состоявшееся Решение Ответчиком Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Калужской области подана апелляционная жалоба (Т. 3, л.д. 19-21), в которой он просит обжалуемое решение отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать, указав, что поскольку по условиям государственного контракта N 8-511/06 от 01.12.2006г. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области обязался оплачивать поставку и отпуск лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в пределах доведенных до него Федеральным фондом обязательного медицинского страхования лимитов, которые в настоящее время полностью израсходованы, то по данному делу надлежащим ответчиком является Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Заявитель апелляционной жалобы не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (Т. 3, л.д. 34), ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил, в силу чего суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 156, 266 АПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в его отсутствии.
В судебном заседание суда апелляционной инстанции Истец заявил о несогласии с доводами апелляционной жалобы.
В судебном заседание суда апелляционной инстанции Ответчик Федеральный фонд обязательного медицинского страхования доводы апелляционной жалобы поддержал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, доводы апелляционной жалобы, полагает обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подлежащие доказыванию обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно и полностью выяснены.
Установлено, что для целей реализации ФЗ от 17.07.1999г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" между ЗАО "Фирма ЦВ "ПРОТЕК" и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Калужской области 01.12.2006г. был заключен Государственный контракт N 8-511/06 (л.д. 10-22), по условиям которого ЗАО "Фирма ЦВ "ПРОТЕК" обязалось осуществлять в 2007 году поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, указанных в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.09.2006г. N 665, а Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области - возмещать ЗАО "Фирма ЦВ "ПРОТЕК" стоимость фактически отпущенных гражданам бесплатно лекарственных средств за счет и в пределах лимитов средств, выделенных на указанные цели из бюджета РФ и поступивших от Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В рамках Государственного контракта N 8-511/06 от 01.12.2006г. ЗАО "Фирма ЦВ "ПРОТЕК" в 2007 году осуществило отпуск лекарственных средств льготным категориям граждан на общую сумму 904243руб. 18коп.
Данное обстоятельство подтверждается представленными Истцом Реестрами рецептов лекарственных средств, отпущенных при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, содержащими сведения о сериях и номерах рецептов; датах выписок рецептов; датах обращений в аптечные учреждения; датах отпуска лекарственного средства; ФИО и датах рождения граждан, получивших рецепты; СНИЛС граждан; коды территории постоянной регистрации граждан по ОКАТО, коды врачей, выписавших рецепты; торговое наименование лекарственных средств; количестве отпущенных лекарственных средств; предельные цены возмещения за отпущенные лекарственные средства; суммы за отпущенные лекарственные средства; коды аптечных учреждений, отпустивших лекарственные средства (Т. 1, л.д. 57-58, 61-62, 65-66, 69-70, 73-74, 77-78, 81, 84-85, 88-89, 92-93, 96-97, 100, 103, 106-107, 110-111, 114-115, 118-119, 122, 125-126, 129, 132, 135-136, 139; Т. 2, л.д. 4-5, 8-9, 12-13, 16-17, 20, 23, 26-27, 30-31, 34-35, 38-39, 42-43, 46, 49-50, 53-54, 57, 58, 63, 66, 69, 72, 75, 78, 81, 84, 87-88).
Суд апелляционной инстанции находит несостоятельными доводы заявителя апелляционной жалобы о недоказанности Истцом факта отпуска лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.09.2006г. N 665, а также факта отпуска соответствующих лекарственных средств категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи.
Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 66 АПК РФ, доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Согласно ст. 8 АПК РФ, судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных АПК РФ.
Согласно ст. 9 АПК РФ, судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
По данному делу судом первой инстанции были созданы все условия для того, чтобы лица, участвующие в деле, на основе равноправия и состязательности могли в полной мере реализовать имеющиеся у них процессуальные права.
Однако в ходе производства по делу в суде первой инстанции Ответчиками не было представлено:
-- ни возражений, содержащих указание на обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности доводов Истца о том, что лекарственные средства, о возмещении стоимости которых заявлен иск, были включены в Перечень лекарственных средств, отпускаемых при оказании бесплатной помощи, и были отпущены гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи;
-- ни доказательств, опровергающих представленные Истцом вышеприведенные доказательства осуществления отпуска лекарственных средств льготным категориям граждан на общую сумму 904243руб. 18коп.;
-- ни ходатайств об истребовании соответствующих доказательств.
В ходе производства по делу в суде первой инстанции Ответчиками также не было указано конкретных обстоятельств и не было приведено каких-либо доказательств, свидетельствующие о том, что в представленных Истцом Реестрах рецептов лекарственных средств содержатся недостоверные сведения или же в них указаны лекарственные средства, не включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых при оказании бесплатной помощи, или же в них указаны граждане, не имеющие право на получение государственной социальной помощи.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, учитывая установленную ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания, соглашается с судом первой инстанции о признании вышеприведенных представленных Истцом доказательств отвечающими принципу относимости и достаточными для вывода об осуществлении Истцом в 2007 году отпуска лекарственных средств льготным категориям граждан на общую сумму 904243руб. 18коп. во исполнение Государственного контракта N 8-511/06 от 01.12.2006г.
Однако Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области отказался принимать и проводить предусмотренную п. 2.2.5. Государственного контракта N 8-511/06 от 01.12.2006г. экспертизу представленных Истцом документов, подтверждающих отпуск лекарственных средств льготным категориям граждан, и отказался оплачивать выставленные Истцом счета на возмещение стоимости указанных лекарственных средств, что подтверждается отметками на актах приема-сдачи счетов и реестров рецептов и лекарственных средств (Т. 1, л.д. 25, 28, 32-33, 36-37, 40-41, 44-45, 50, 52).
Как следует из представленного Ответчиками суду первой инстанции отзыва (Т. 2, л.д. 94-96, 100-101), отказ в принятии указанных представленных Истцом документов мотивирован ссылкой на пропуск срока, установленного п. 5 Порядка перечисления ТФОМС средств на счета фармацевтических организаций в случае отсутствия в субъекте РФ страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами на 2007 год, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 20.06.2007г. N 123, - согласно которого ТФОМС принимает счета фармацевтических организаций на оплату лекарственных средств, отпущенных гражданам в отчетном периоде (календарном квартале), до 15 числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода.
Однако суд первой инстанции, со ссылкой на п. 3.5. Государственного контракта N 8-511/06 от 01.12.2006г., согласно которого документы, не представленные фармацевтической организацией своевременно, могут быть представлены вновь отдельным пакетом в последующих периодах, - пришел к правильному выводу о необоснованности отказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калужской области в принятии представленных Истцом документов, подтверждающих отпуск лекарственных средств льготным категориям граждан, и выставленных Истцом на оплату отпущенных лекарственных средств счетов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 764 ГК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается о взыскании в пользу Истца образовавшейся задолженности в размере 904243руб. 18коп. с государственного заказчика по Государственному контракту N 8-511/06 от 01.12.2006г., а именно: с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калужской области.
Довод Ответчиков о необходимости возложения образовавшейся задолженности по возмещению стоимости отпущенных лекарственных средств на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ является необоснованным.
Согласно ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Между тем в связи с оказанием дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами в соответствии с гл. 2 ФЗ от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от имени Российской Федерации приобретает и осуществляет имущественные права и обязанности Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и его территориальные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. 10 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год", финансовое обеспечение выполняемого в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год государственного задания, являющегося расходным обязательством Российской Федерации на 2007 год, - на основании договоров на выполнение государственного задания осуществляют территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В силу ст. 765 ГК РФ, ФЗ от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ФЗ от 29 декабря 2006 года N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год", Министерство финансов РФ не является государственным заказчиком, выступающим от имени публично-правового образования при размещении государственных заказов на поставку лекарственных средств.
Тогда как требования Истца основаны именно на невыполнении Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Калужской области как стороной Государственного контракта N 8-511/06 от 01.12.2006г. условий соответствующего контракта о возмещении стоимости отпущенных бесплатно лекарственных средств.
Довод Заявителя апелляционной жалобы о выполнении им своих обязательств по Государственному контракту N 8-511/06 от 01.12.2006г. в полном объеме, т.е. в пределах доведенных до него Федеральным фондом обязательного медицинского страхования лимитов, которые в настоящее время полностью израсходованы, - подлежит отклонению.
Право требования возмещения с Российской Федерации расходов, понесенных лицом в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Кроме того, ст. 13 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" предусмотрен порядок финансового обеспечения Федеральным фондом обязательного медицинского страхования дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами в соответствии с гл. 2 ФЗ от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в случае недостаточности средств федерального бюджета, - путем направления на эти цели субсидии на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, средства нормированного страхового запаса Фонда в объемах, согласованных с территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
При таких обстоятельствах взыскание задолженности по Государственному контракту N 8-511/06 от 01.12.2006г. в заявленном объеме с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калужской области является правильным.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, доказаны исследованными судом доказательствами.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу обжалуемого решения, полно и объективно исследованы, им даны подробный анализ и правильная оценка, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции нет оснований.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, могущих явиться основанием для отмены обжалуемого решения, - при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от "24" июня 2008 года по делу N А40-31032/08-22-255 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калужской области - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Е.Е.Кузнецова |
Судьи |
Н.И.Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-31032/08-22-255
Истец: ЗАО "Фирма Центр внедрения "Протек", ЗАО "" Фирма Центр внедрения "Протек"
Ответчик: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Калужский областной фонд обязательного медицинского страхования