г. Москва |
Дело N А40-69316/07-102-629 |
30 сентября 2008 г. |
N 09АП-11802/2008-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Трубицына,
судей А.А. Солоповой, В.В.Попова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.А. Глуховой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.08.2008 по делу N А40-69316/07-102-629, принятое судьей Савинко Т.В., по иску областного государственного унитарного предприятия "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, о взыскании 193 019 780 рублей,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Л.А. Кравченко (доверенность N 12 от 04.03.2008),
от Министерства финансов Российской Федерации - извещен, представитель не явился,
от Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию - А.Л. Германова (доверенность N ПД-УС-62 от 01.10.2007г.),
УСТАНОВИЛ
Областное государственное унитарное предприятие "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании 193 019 780 рублей убытков, образовавшихся вследствие предоставления в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 определенным категориям граждан льготы в виде бесплатного проезда на транспорте общего пользования в городском сообщении в рамках реализации соответствующих федеральных законов.
Решением суда первой инстанции от 07.08.2008 иск удовлетворен полностью, с Российской Федерации в лице Минфина России в пользу истца взыскано 193 019 780 рубля, в иске к Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтвержден как факт понесенных истцом расходов, связанных с предоставлением по льготным ценам услуг, так и размер истребуемых по делу убытков. Доказательств их возмещения ответчиком не представлено.
Не согласившись с вынесенным решением, Минфин России подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на ошибочность выводов суда первой инстанции, просит судебный акт отменить, отказав в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, расчет размера расходов транспортного предприятия, понесенных им в связи с предоставлением льгот по провозной плате, выполнен произвольно и не доказан; судом неверно определено лицо, которое должно выступать в данном случае от имени Российской Федерации; судом не применен подлежащий применению срок исковой давности.
Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано, что в качестве представителя Российской Федерации обоснованно привлечено Министерство финансов России; решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Представитель Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.
Представитель истца считал обжалуемое решение законным и обоснованным, в связи с чем просил оставить его без изменения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей истца, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда города Москвы отмене или изменению не подлежит.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Минфина России, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Истец является коммерческой организацией (перевозчиком), осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автобусами в городском сообщении на платной основе в г. Ульяновске.
Федеральным законодательством, действовавшим в 2004 году, на транспортные организации были возложены обязанности по перевозке транспортом общего пользования в городском сообщении отдельных категорий граждан по льготным ценам.
Так, в указанный период времени действовали льготы в виде бесплатного проезда на всех видах городского транспорта:
- для ветеранов, упомянутых в статьях 14 - 22 Федерального закона "О ветеранах";
- для детей-инвалидов, их родителей, опекунов, попечителей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, а также для инвалидов (статья 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации");
Как установлено апелляционным судом, истец в 2004 году на основании названных выше Законов предоставил льготы отдельным категориям населения при осуществлении пассажирских городских перевозок.
Полагая, что вследствие невозмещения платы, недополученной от льготной категории граждан в размере 224 046 649 рублей, истцу причинен вред, последний обратился в суд с настоящим иском. В порядке предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец уменьшил сумму иска до 193 019 780 рублей.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции относительно того, что размер убытков, причиненных истцу, подтвержден материалами дела и составляет 193 019 780 рублей.
Из материалов дела не усматривается, что в 2004 году в городе Ульяновске осуществлялось ведение учета каждой поездки граждан, имеющих в соответствии с законодательством право бесплатного проезда в городском транспорте.
Департамент социальной защиты населения Ульяновской области письмом от 29.05.2008 N 4341 подтвердил число граждан, имевших в 2004 году право бесплатного проезда в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При исчислении размера убытков истец использовал упомянутые сведения органов местного самоуправления о численности льготной категории граждан, имевших право бесплатного проезда; долю истца в общем объеме перевозок, составляющую 52%, что подтверждается письмом Департамента транспорта и дорожного хозяйства Ульяновской области от 10.12.2007 N 1057; тарифы, утвержденные распоряжениями главы Администрации Ульяновской области от 24.12.2001 N 1230-р и от 22.12.2003г N 1673-р, а также статистические данные о количестве поездок, установленные пунктом 29 действующей в спорный период Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.06.2002 N 149, согласно которому при отсутствии данных натурных обследований количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда.
На необходимость применения расчетного метода определения убытков, исходя из инструкций по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью транспортных предприятий, неоднократно указывал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своих постановлениях от 05.02.2008 N 12479/07, от 05.02.2008 N 16069/07, от 23.04.2007 N 1476/07.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований не принимать во внимание правовую позицию высшей судебной инстанции по данному вопросу и удовлетворить апелляционную жалобу в части признания неправомерной методики определения количества перевезенных льготных пассажиров.
С учетом изложенного, следует признать, что арифметически и методологически расчет размера убытков выполнен истцом верно.
Ответчик сведения истца о размере убытков в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документально не опровергает.
Общий объем расходов истца, понесенных в связи со льготными перевозками, составил 194 986 116 рубля.
Компенсировано истцу из бюджетов разных уровней 1 966 336 рублей.
Представители Российской Федерация документально не подтвердили факт компенсации убытков в большем объеме.
Таким образом, размер убытков составил 193 019 780 рублей.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Льготы в данном случае были предусмотрены законодательным актом Российской Федерации, а не ее субъектов или муниципальных образований, а потому именно Российская Федерация, установившая льготы, приняла на себя и обязанность полного возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
По смыслу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" Российская Федерация может быть освобождена от ответственности в виде возмещения убытков лишь в случае, если при возложении на субъект Российской Федерации, муниципальное образование обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот одновременно нижестоящим бюджетам в форме субвенций была осуществлена передача в полном объеме всех необходимых для этого финансовых средств.
Доказательств того, что при исполнении федерального бюджета на 2004 и последующие годы, в бюджет Ульяновской области перечислены средства федерального бюджета достаточные для компенсации убытков истца, материалы дела не содержат, равно как и отсутствуют в деле документы, свидетельствующие о нецелевом использовании выделенных из федерального бюджета средств для финансирования расходов по обеспечению бесплатного проезда на городском транспорте льготных категорий граждан.
Принимая Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год", государство не отменяло и не приостанавливало действие Законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", установивших льготы, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Ответчиком по рассматриваемому делу должна выступать Российская Федерация как публично-правовое образование установившее льготы и не исполнившее свои обязательства по компенсации затрат, произведенных перевозчиками, в связи с реализацией установленных актами федерального уровня льгот.
На истца как на коммерческую организацию не возложено бремя расходов по реализации федеральных законов. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.
Российская Федерация в лице уполномоченных органов не представила доказательств полного возмещения истцу расходов по предоставлению льгот за счет средств бюджета.
В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации истцу указанных затрат, поэтому последний в силу статьей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Минфин России не доказал, что предусмотрел в проекте федерального бюджета на 2004 год и впоследствии перечислил в бюджет Ульяновской области денежные средства в размере, необходимом для компенсации в полном объеме понесенных транспортным предприятием расходов.
Убытки истцу были причинены в результате недостаточности предусмотренного бюджетом финансирования вышеуказанных расходов.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны при возмещении вреда выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 12 совместного постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) федеральных государственных органов, ответчиком по такому делу должна выступать Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
В качестве представителя Российской Федерации по данному делу должен выступать финансовый орган Российской Федерации - Минфин России, отвечающий за бюджетное планирование и не включивший в проект бюджета денежные средства на компенсацию льгот в достаточном размере, а не Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, о чем ходатайствовал Минфин России.
Заявленная истцом сумма подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция находит несостоятельным довод Минфина России о том, что он не является надлежащим представителем Российской Федерации по рассматриваемому спору.
Срок исковой давности истцом не пропущен.
Данный срок начал течь с 01.01.2005 в соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Истец находился в зависимом положении от решения о распределении бюджетных средств, в том числе от размера бюджетных средств, выделенных на компенсацию затрат по перевозке льготной категории пассажиров, следовательно, о нарушении своего права истец мог узнать по окончании финансового года, то есть с 01.01.2005.
Требование о возмещении убытков, возникших вследствие льготной перевозки инвалидов в городском транспорте в 2004 году, было предъявлено в суд 29.12.2007, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Оснований для его отмены по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.2008 по делу N А40-69316/07-102-629 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
А.И. Трубицын |
Судьи |
А.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-69316/07-102-629
Истец: ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N1", Кравченко Л.А. (пред-ль ОГУП "Пассажир.автотранспорт.предприятие N1") "
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11802/2008