г. Москва
09 октября 2008 г. |
Дело N А40-17009/08-107-56 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего - судьи Е.А. Солоповой
судей Т.Т. Марковой, Н.О. Окуловой
при ведении протокола судебного заседания секретарем
судебного заседания М.В. Соколиной
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Оренбургнефть"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2008
по делу N А40-17009/08-107-56, принятое судьей М.В. Лариным
по заявлению Открытого акционерного общества "Оренбургнефть"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой
службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным решения от 19.12.2007 N 52/3128 в части
при участии в судебном заседании:
от заявителя - А.Г. Ахмедов
от заинтересованного лица - Ф.А. Астапов
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Оренбургнефть" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 19.12.2007 N 52/3128 "О возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении НДС в сумме 279 417,57 руб. (с учетом уточненных требований в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд города Москвы решением от 04.07.2008 отказал в удовлетворении требований общества.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным решения от 19.12.2007 N 52/3128 в части отказа в возмещении НДС в сумме 157 537,69 руб., указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Отзыва на апелляционную жалобу инспекцией не представлен, в письменных пояснениях налоговый орган просит решение суда оставить без изменения, как соответствующее действующему законодательству, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, заслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2008 не имеется.
20.08.2007 обществом представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за июль 2007 (т. 1 л.д. 40-51), с указанием налога, подлежащего возмещению из бюджета в размере 264 507 769 руб.
Решением от 19.12.2007 N 52/3128 инспекцией обществу возмещен НДС в сумме 259 398 216 руб. и отказано в возмещении НДС в сумме 5 109 553 руб.
Общество не оспаривает решение инспекции в части отказа в возмещении НДС в размере 4 830 135,43 руб. (счета-фактуры ООО "Эксприм Сервис", ООО "Транспортная корпорация", ООО "ОТЭКО"), в связи с чем, судом проверялось законность решения в части отказа в возмещении НДС в сумме 279 417,57 руб.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом решения.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что обществом (комитент) и ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (комиссионер) заключен договор комиссии N ТВХ-0317/06/907 от 24.04.2006 (том 1 л.д. 52-58), в соответствии с которым комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение осуществить от своего имени за счет комитента реализацию товарной нефти, принадлежащей комитенту, путем заключения контракта с иностранными покупателями.
Комиссионер ежемесячно выставляет комитенту счета-фактуры на вознаграждение, в которое включаются расходы комиссионера, понесенные при выполнении задания комитента (реализация нефти на экспорт) - пункт 7.2 договора.
Спорные суммы НДС являются суммами налога, предъявленными комиссионеру организациями (ОАО "АК "Транснефть", ЗАО "Фоско", ЗАО "СЖС Восток Лимитед"), оказывающими услуги, связанные с реализацией нефти на экспорт (услуги по сертификации нефти, по осуществлению контроля качества и количества нефти, по обеспечению транспортировки нефти) и перевыставленными им обществу (комитенту) в виде вознаграждения за реализацию соответствующей партии нефти.
Налоговым органом отказано в обжалуемой обществом части в подтверждении налогового вычета, примененного по счетам-фактурам ОАО "АК "Транснефть", ЗАО "Фоско", ЗАО "СЖС Восток Лимитед", выставленным в адрес общества в рамках договора комиссии N ТВХ-0317/06/907 от 24.04.2006 (затраты: по получению сертификата происхождения товара (нефти); по осуществлению контроля качества и количества нефти; по транспортировке нефти, в том числе, затраты на агентское вознаграждение по обеспечению транспортировки нефти по территории стран СНГ).
По мнению налогового органа, оказанные услуги обществу по таким счетам-фактурам связаны с оказанием услуг, подлежащих обложению по ставке 0 процентов, в связи с чем, общество не вправе предъявлять к налоговому вычету счета-фактуры со ставкой 18 процентов по таким услугам.
1. ЗАО "Фоско" оказывало услуги по получению сертификата происхождения товара (нефти) по договору N ТВХ-081/05 от 15.06.2005 по транспортно-экспедиторскому обслуживанию товаров и транспортных средств в Новороссийском морском порту (том 3 л.д. 133-145), счетам-фактурам N 032-П-ТНК от 18.04.2007 (том 3 л.д. 147-148), 041-П-ТНК от 04.05.2007 (том 4 л.д. 2), 037-П-ТНК от 04.05.2007 (том 4 л.д. 5-6), 045-П-ТНК от 15.05.2007 г. (том 4 л.д. 9-10), 046-П-ТНК от 01.06.2007 г. (том 4 л.д. 19-20), актам оказанных услуг от 18.04.2007, 04.05.2007, 15.05.2007, 01.06.2007 (том 3 л.д. 150, том 4 л.д. 3, 7, 11,21-22).
Комиссионером полученные от ЗАО "Фоско" счета-фактуры были перевыставлены комитенту (обществу) на основании счетов-фактур N Х300407-0686 от 30.04.2007, ХЗ 10507-0224, Х310507-0225, Х310507-0576, Х310507-0586 от 31.05.2007, Х300607-0210 от 30.06.2007 (том 3 л.д. 146, том 4 л.д. 1, 4, 8, 12, 16) на комиссионное вознаграждение, отчету комиссионера N 127 (том 2 л.д. 40-42) и отчету N 135 (том 2 л.д. 43-45).
Согласно пп. 2 п. 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг) непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации выпуск товаров, в том числе вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, производится таможенными органами при представлении лицензий, сертификатов, разрешений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации сертификат о происхождении товара, являющийся документом, однозначно свидетельствующим о стране происхождения товаров и выдаваемым организацией или органом уполномоченным Правительством Российской Федерации, представляется одновременно с таможенной декларацией, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза или если его наличие предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что условиями контракта N ТВН-1111/06 от 19.12.2006 (ст. 15 и 17) (т. 2 л.д. 1-28), заключенного ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (комиссионер - продавец нефти) и иностранной компанией "ТНК Трэйд Лимитед" (Кипр) (покупатель), предусмотрена обязательная сертификация вывозимой сырой нефти.
Таким образом, вывоз товара, в том числе и нефти, с таможенной территории Российской Федерации невозможен без обязательной сертификации (получения и представления в таможенные органы сертификата происхождения товара), указанная процедура (сертификация) непосредственно связана с реализацией товара на экспорт.
Следовательно, для целей налогообложения не имеет правового значения до или после помещения товара под таможенный режим экспорта, оказаны услуги по сертификации товара.
Более того, обществом не отрицалось, что услуги по сертификации товара производились ЗАО "Фоско" после помещения товара по таможенный режим экспорта.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оказанные обществу услуги ЗАО "Фоско" по оформлению сертификатов происхождения товара (сырой нефти) относятся к транспортно-экспедиторским услугам, непосредственно связаны с реализацией товаров на экспорт, подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, общество неправомерно включило НДС по выставленным счетам-фактурам в состав налоговых вычетов по разделу 5 декларации.
2. ЗАО "СЖС Восток Лимитед" оказывало услуги по осуществлению контроля качества и количества нефти (инспекция количества и качества при отгрузке сырой нефти) по договору N ТВХ-0824/05 от 01.07.2005 (том 3 л.д. 112-117), счету-фактуре N 0720/R-SA-07 от 31.05.2007 и акту сдачи-приемки выполненных работ от 31.05.2007 (том 3 л.д. 119-120).
Комиссионером полученная от ЗАО "СЖС Восток Лимитед" счет-фактура была перевыставлена комитенту на основании счета-фактуры N Х300607-0539 от 30.06.2007 (том 3 л.д. 118) на комиссионное вознаграждение, отчету комиссионера N 137 от 31.07.2007.
Согласно пп. 2 п. 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг) непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Судом первой инстанции установлено, что условиями контракта от 19.12.2006 N ТВН-1111/06 (т. 2 л.д. 1-28), заключенного между ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (комиссионером) и иностранной компанией "ТНК Трэйд Лимитед" (Кипр), предусмотрено обязательное проведение инспекции качества и количества нефти независимым инспектором при погрузке (перегрузке) нефти в порту (условия поставки FOB), на терминале после слива из вагона-цистерны (условие поставки DDU), на станции отправления (условие поставки СРТ) (п.1-3 ст. 5).
Поскольку указанные услуги по осуществлению инспекции по количеству и качеству нефти прямо предусмотрены условиями контракта, заключенным с иностранным покупателем, и непосредственно связаны с экспортом нефти (инспекция проводится только в отношении нефти отгружаемой на экспорт), суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что данные услуги подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов на основании пп. 2 п. 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
3. ОАО "АК "Транснефть" по договору N 0007125 от 20.12.2005 об оказании услуг по транспортировке нефти на 2007 (том 2 л.д. 114-140) оказывались:
агентские услуги по обеспечению транспортировки нефти трубопроводным транспортом по территории Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан по счету-фактуре N 07/17/04957 от 30.04.2007 и отчету агента (том 2 л.д. 142, том 3 л.д. 1-3), счету-фактуре N 07/17/05602 от 31.05.2007 и отчету агента (том 3 л.д. 5-8), счету-фактуре N 07/17/07016 от 30.06.2007 и отчету агента (том 3 л.д. 15-18);
услуги по транспортировке нефти по счету-фактуре N 07/17/01304 от 28.02.2007 и акту выполненных услуг (том 3 л.д. 25-31), счету-фактуре N 07/17/02533 от 31.03.2007 и акту выполненных услуг (том 3 л.д. 33-38).
Комиссионером полученные от ОАО "АК "Транснефть" счета-фактуры были перевыставлены обществу (комитенту) на основании счетов-фактур N ХЗ 10507-0694 от 31.05.2007, Х300607-0274, Х300607-0279 от 30.06.2007, ХЗ 10707-0398, ХЗ 10707-0399 от 31.07.2007, Х310307-0443 от 31.03.2007, Х300407-0275 от 30.04.2007 (том 2 л.д. 141, том 3 л.д. 4, 9, 14, 19, 21, 32) на комиссионное вознаграждение, отчету комиссионера N 127 (том 2 л.д. 40-42), отчету N 135 (том 2 л.д. 43-45), отчету N 148 (том 2 л.д. 46), отчету N 49 (том 2 л.д. 47), отчету N 104 (том 2 л.д. 34-37).
Судом первой инстанции установлено, что нефть, вывозимая с таможенной территории Российской Федерации трубопроводным, железнодорожным и морским транспортом отгружалась на экспорт по временным таможенным декларациям, после фактического вывоза товара (нефти) были составлены полные таможенные декларации.
Услуги по транспортировке нефти по счету-фактуре N 07/17/01304 от 28.02.2007 оказаны после помещения товара под таможенный режим экспорта на основании временной таможенной декларации N 10317030/010207/00000003 (том 2 л.д. 48), транспортировка нефти по счету-фактуре N 07/17/02533 от 31.03.2007 также производилась после помещения товара под таможенный режим экспорта на основании временной таможенной декларации N 10317030/010307/00000005 (том 2 л.д. 57).
Поскольку ОАО "АК "Транснефть" оказывало обществу услуги по транспортировке нефти на экспорт после помещения товара под таможенный режим экспорта, и указанные услуги непосредственно связаны с экспортом товаров, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что данные услуги должны облагаться по налоговой ставке 0 процентов, в связи с чем общество неправомерно включило в состав налоговых вычетов по разделу 5 декларации сумму НДС по счетам-фактурам, выставленным ОАО "АК "Транснефть" на транспортировку нефти трубопроводным транспортом.
В отношении услуг, оказанных ОАО "АК "Транснефть" по обеспечению транспортировки нефти трубопроводным транспортом по территории Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан судом первой инстанции установлено следующее.
Условиями договора N 0007125 от 20.12.2005 об оказании услуг по транспортировке нефти на 2007 (том 2 л.д. 114-140) (п. 1.2), заключенного ОАО "АК "Транснефть" и ОАО "ТНК-ВР Холдинг" предусмотрено, что ОАО "АК "Транснефть" в качестве агента обязуется за вознаграждение совершать от своего имени, но за счет грузоотправителя (комиссионер) юридические и иные действия по обеспечению транспортировки нефти грузоотправителя трубопроводным транспортом по территории Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан.
Суд первой инстанции, правомерно учитывая предмет договора N 0007125 от 20.12.2005, пришел к обоснованном у выводу о том, что услуга, оказываемая ОАО "АК "Транснефть", непосредственно связана с экспортом нефти, соответственно, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации должна облагаться по налоговой ставке 0 процентов.
При рассмотрении данного спора судами учитывалась правовая позиция ВАС РФ, выраженная в постановлениях N 16581/07 от 04.03.2008, N 12371/07 от 19.02.2008.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, доводы общества не могут служить основанием для отмены или изменения принятого судом решения.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 04.07.2008, в связи с чем апелляционная жалоба ОАО "Оренбургнефть" удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266-26, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2008 по делу N А40-17009/08-107-56 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Оренбургнефть" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Е.А. Солопова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-17009/08-107-56
Истец: ОАО "Оренбургнефть"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10940/2008