город Москва |
Дело N А40-28959/08-145-326 |
15 октября 2008 г. |
N 09АП-12301/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.10.2008.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.10.2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Веклича Б.С., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления ФАС России по Иркутской области на решение Арбитражного суда города Москвы от 01.08.2008г. по делу N А40-28959/08-145-326 судьи Петровского С.П.
по заявлению ООО "Нефть-Актив"
к Управлению ФАС России по Иркутской области
третье лицо: ЗАО "Иркутскнефтепродукт"
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Рогалев Р.О. по дов. от 12.03.2008, паспорт 45 06 306526
от заинтересованного лица: Морева М.А. по дов. от 26.06.2008, уд. N 1065, Хакимова И.В. уд. N 3031 по дов. от 26.06.2008
от третьего лица: Рогалев Р.О. по дов. от 04.02.2008 N СК-01-19Д, паспорт 45 06 306526
УСТАНОВИЛ
ООО "Нефть-Актив" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Иркутского Управления Федеральной антимонопольной службы (далее антимонопольный орган) от 07.05.2008г. по делу об административном правонарушении N 134 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2, 3 ст.19.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 450 000 рублей.
Решением от 01.08.2008г. арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав свои выводы тем, что антимонопольным органом не доказаны обстоятельства послужившие основанием для привлечения к ответственности, поскольку у ООО "Нефть-Актив" отсутствуют правовые основания требовать от ЗАО "Иркутскнефтепродукт" финансово-экономического обоснования повышения розничных цен на нефтепродукты в Иркутской области, реализуемые на АЗС, находящиеся в собственности, в пользовании ЗАО "Иркутскнефтепродукт".
Не согласившись с принятым по делу решением, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом указывает на наличие события и состава административного правонарушения в действиях общества.
В письменных пояснениях общество считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежащей удовлетворению. Полагает, что у общества отсутствовала объективная возможность исполнить выданное антимонопольным органом предписание.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя и третьего лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы, указанные в письменных объяснениях. Указал на отсутствие оснований для привлечения Общества к административной ответственности по ч.2, 3 ст.19.5 КоАП РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением от 02.05.2007г. N ЦА/6698 антимонопольный орган согласовал сделку ООО "Нефть-Актив" о приобретении на торгах по продаже имущества ОАО НК "ЮКОС" 100% акций в уставном капитале ЗАО "Иркутскнефтепродукт" и вынес предписание от 02.05.2007г. N ЦА/6699 о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.
Пунктом 3 указанного предписания ООО "Нефть-Актив" предписывалось в предварительном порядке уведомлять антимонопольный орган о повышении розничных цен на нефтепродукты в Иркутской области, реализуемые на АЗС, находящиеся в собственности, в пользовании ЗАО "Иркутскнефтепродукт", в случае, если цена, устанавливаемая на дату предполагаемого ее повышения, превысит цену, по которой производилась реализация нефтепродуктов на 90 дней ранее даты предполагаемого повышения, более чем на 5%, с предоставлением финансово-экономического обоснования повышения цены на указанный период.
При этом, анализ розничных цен на нефтепродукты, установленных ЗАО "Иркутскнефтепродукт" по датам их повышения в г.Иркутске показал: на 08.12.2007 - процент превышения к цене, установленной на 90 дней ранее даты предполагаемого повышения составил более 5% (А-80 на 8,3%, АИ-92 на 7,3%, АИ-95 на 6,8%, ДТ (з) на 7,7%); на 24.12.2007 - процент превышения к цене, установленной на 90 дней ранее даты предполагаемого повышения составил более 5% (А-80 на 13,9%, АИ-92 на 12,2%, АИ-95 на 11,4%, ДТ (з) на 12,8%); на 11.01.2008г. - процент превышения к цене, установленной на 90 дней ранее даты предполагаемого повышения составил более 5% (А-80 на 16,79%, АИ-92 на 14,4%, АИ-95 на 13,6%, ДТ (з) на 17,9%).
ЗАО "Иркутскнефтепродукт" направило по факсу (исх. N 01/4.2-2345 от 07.12.2007г., исх. N 04/04.2-2486 от 26.12.2007г., исх. N 01/4.2-26/1 от 09.01.2008г.) в адрес Иркутского УФАС России информацию о розничных ценах на нефтепродукты для реализации на АЗС (АЗК) на 08.12.2007г., 24.12.2007г., на 11.01.2008г.
Документов, подтверждающих финансово-экономического обоснования повышения цены на указанный период, в Иркутское УФАС России не представлено.
По данному факту 24.04.2008г. заместителем руководителя - начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Иркутского УФАС России с участием представителя ООО "Нефть-Актив", был составлен протокол N 26 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2, 3 ст.19.5 КоАП РФ, выразившемся в невыполнении в установленный срок предписания федерального антимонопольного органа, а именно в непредставлении финансово-экономического обоснования повышения розничных цен на нефтепродукты в Иркутской области, реализуемые на АЗС, находящиеся в собственности, в пользовании ЗАО "Иркутскнефтепродукт" в случае, если цена, устанавливаемая на дату предполагаемого ее повышения, превысит цену, по которой производилась реализация нефтепродуктов на 90 дней ранее даты предполагаемого повышения, более чем на 5%.
07.05.2008г. пнтимонопольным органом с участием представителя общества было внесено постановление N 134 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Нефть-Актив" было привлечено к административной ответственности по ч.2, 3 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок предписания федерального антимонопольного органа с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 450 000 руб.
Согласно ч.2, 3 ст.19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам (работам, услугам) или выданного при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Судебная коллегия, оценив в совокупности все обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что признавая оспариваемое постановление незаконным, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы обоснованно исходил из того, что в ходе производства по делу об административном правонарушении антимонопольным органом не доказано событие вменяемого административного правонарушения.
Так, суд правильно исходил из того, что ООО "Нефть-Актив" является акционером ЗАО "Иркутскнефтепродукт".
При этом согласно статьям 2 и 3 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее Федеральный закон) акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Суд правильно принял во внимание, что акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
Таким образом, ЗАО "Иркутскнефтепродукт" является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность и отвечающим по своим обязательствам самостоятельно.
Кроме того, в соответствии со ст.69 Федерального закона руководство текущей деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган в лице генерального директора.
С учетом изложенного, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Нефть-Актив", являясь акционером ЗАО "Иркутскнефтепродукт", не может определять условия ведения последним хозяйственной деятельности, в том числе давать какие-либо указания в части осуществления оперативной деятельности и устанавливать розничные цены на нефтепродукты, а также требовать от ЗАО "Иркутскнефтепродукт" представления финансово-экономического обоснования указанных действий.
Согласно ст.67 ГК РФ участники хозяйственного общества вправе участвовать в управлении делами общества, за исключением случаев, предусмотренных законом об акционерных обществах.
Кроме того, частью 3 ст.48 Федерального закона акционеру не предоставлено право вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность акционерного общества (в том числе требовать представления какой-либо информации о планируемом повышении цен на продукцию, а также финансово-экономическое обоснование планируемых действий).
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у ООО "Нефть-Актив" отсутствуют правовые основания требовать от ЗАО "Иркутскнефтепродукт" финансово-экономического обоснования повышения розничных цен на нефтепродукты в Иркутской области, реализуемые на АЗС, находящиеся в собственности, в пользовании ЗАО "Иркутскнефтепродукт".
Кроме того, судебная коллегия читает необходимым отметить, что частью 2, 3 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа.
Вместе с тем, предписание ФАС России N ЦА/6699 от 02.05.2007г. не содержит срока его выполнения.
Довод ответчика со ссылкой на ст.190 ГК РФ о том, что срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, является несостоятельным, поскольку неизбежность повышения розничных цен на нефтепродукты в Иркутской области, реализуемые на АЗС, находящиеся в собственности, в пользовании ЗАО "Иркутскнефтепродукт", как достоверно установлено судом, ничем не определялось.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В нарушение ч.1 ст.65, ч.4 ст.210 АПК РФ антимонопольный орган не доказал, что оспариваемое постановление является обоснованным, соответствующим нормам закона, указанным выше.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что антимонопольным органом не доказано событие вменяемого заявителю административного правонарушения, является правильным и соответствующим обстоятельствам дела, в связи с чем, оспариваемое постановление антимонопольного органа также подлежит признанию незаконным и отмене.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая оценка всем доказательствам, правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269 и 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.08.2008г. по делу N А40-28959/08-145-326 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: ____________________ |
В.А.Свиридов |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-28959/08-145-326
Истец: ООО "Нефть-Актив"
Ответчик: Управление ФАС России по Иркутской области
Третье лицо: ЗАО "Иркутскнефтепродукт"