г. Москва |
Дело N А40-336/07-80-2 |
22 октября 2008 г. |
N 09АП-12848/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сафроновой М.С.
судей Яковлевой Л.Г., Румянцева П.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Токмаковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.08.2008
по делу N А40-336/07-80-2, принятое судьёй Юршевой Г.Ю.,
по заявлению открытого акционерного общества "Оренбургнефть"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным решения от 13.09.2006 N 52/1295 в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ахмедова А.Г. по дов. N 22 от 27.11.2007;
от заинтересованного лица - Сапогина Д.Г. по дов. N 102 от 10.09.2008,
УСТАНОВИЛ
ОАО "Оренбургнефть" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - налоговый орган) от 13.09.2006 N 52/1295 в части начисления НДС в сумме 5 255 103,76 руб., пени в соответствующей сумме и штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 1 051 033,15 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.04.2007 требования общества удовлетворены в части признания недействительным решения инспекции в части доначисления НДС в сумме 1 530 579 руб., пени в соответствующей сумме и штрафа в сумме 306 115,80 руб., в удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2007 решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.04.2007 оставлено без изменения (т. 5 л.д. 32-33).
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.01.2008 решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.04.2007 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2007 изменены. Судебные акты в части признания недействительным решения инспекции в отношении вычетов по НДС по счетам-фактурам сельскохозяйственных предприятий отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы. В остальной части судебные акты оставлены без изменения (т. 5 л.д. 78-79).
Судом кассационной инстанции указано, что при новом рассмотрении спора суду необходимо дать оценку всему объему имеющихся в деле счетов-фактур и платежных поручений на предмет их выставления в отношении убытков, а также в отношении расходов, связанных с возмещением затрат, необходимых для восстановления ухудшенного качества земель, с целью решения вопроса о правомерности заявления налоговых вычетов по счетам-фактурам сельскохозяйственных предприятий.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции решение инспекции в части доначисления НДС в сумме 563 267,01 руб. и соответствующих сумм штрафа и пени признано недействительным; в удовлетворении заявления о признании незаконным решения в части доначисления НДС в сумме 28 647,50 руб., соответствующих сумм штрафа и пени отказано.
Не согласившись с принятым решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований заявителя, отказать в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель налогоплательщика заявил возражения, аналогичные приведенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, находит решение суда подлежащим изменению в связи с принятием отказа общества от части заявленных требований.
Как установлено материалами дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации общества по налогу на добавленную стоимость за февраль 2006 г. (т. 1 л.д. 27-36).
По результатам проведения налоговой проверки с учетом акта камеральной налоговой проверки от 16.08.2006 N 52/1070 о нарушении законодательства о налогах и сборах (т. 1 л.д. 20-26) и возражений на него (т. 1 л.д. 39-42) налоговым органом принято решение от 13.09.2006 N 52/1295 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1 л.д. 10-19), которым заявителю доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 5 735 941 руб., пени в сумме 185 175,27 руб. и налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 1 147 188,20 руб.
Как следует из материалов дела, налоговым органом не приняты примененные налогоплательщиком по выставленным в его адрес счетам-фактурам сельскохозяйственными предприятиями, налоговые вычеты в связи с затратами заявителя на биологическую рекультивацию в сумме 563 267,01 руб., и на возмещение упущенной выгоды в сумме 28 647,50 руб.
Арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда в оспариваемой налоговым органом части являются законными и обоснованными.
В обоснование своей позиции налоговый орган в апелляционной жалобе указывает, что спорные счета-фактуры на возмещение затрат на биологическую рекультивацию с выделением НДС по ставке 18 процентов фактически выставлены в возмещение убытков, что не может быть расценено как предусмотренная п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации реализация (приобретение) товаров, работ, услуг или имущественных прав; по причине отсутствия договорных отношений между обществом и сельскохозяйственными предприятиями нельзя считать работы по биологической рекультивации выполненными; в нарушение п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют документы о принятии обществом на учет работ по биологической рекультивации.
Доводы инспекции отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, обществом заключены договоры аренды земельных участков с рядом сельскохозяйственных предприятий. Арендованные земельные участки использовались обществом для размещения временных объектов производственного назначения (площадок для бурения нефтяных скважин, линий электропередачи, нефтепроводов, водоводов для заводнения скважин и пр.). В процессе использования на земельных участках работала тяжелая техника общества на колесном и гусеничном ходу. Проведение таких работ повлекло нарушение плодородного слоя почвы на земельных участках. Согласно договорам аренды общество как арендатор обязано соблюдать специально установленный режим использования земель; не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик участка, экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающей к нему территории, а также к загрязнению.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 "Об утверждении правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц" проведение биологической рекультивации земель обязаны проводить юридические лица, допустившие нарушение качественных характеристик земель.
Как следует из материалов дела и не оспаривается налоговым органом, обществом осуществлен технический этап рекультивации земель перед сдачей земельного участка арендодателю: планировка, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап рекультивации (комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы) обществом не осуществлен по причине отсутствия соответствующих материалов, специалистов и технологий.
Арендованные земельные участки относились к землям сельскохозяйственного назначения, используемым сельскохозяйственными предприятиями в целях растениеводства и животноводства, в связи с чем правомерен довод налогоплательщика о том, что в случае возврата арендодателю земельного участка, непригодного для дальнейшего использования в сельском хозяйстве, общество нарушило бы условия договора.
В обоснование своих доводов инспекция ссылается, в том числе, на отсутствие договоров на осуществление биологической рекультивации. Данный довод правомерно отвергнут судом первой инстанции в связи с тем, что, поскольку договоры не предусматривали рекультивации, то до истечения срока их действия составлены акты определения убытков (затрат), необходимых для восстановления ухудшенного качества земель, обеспечивающих восстановление их качества (биологическая рекультивация); арендаторами предоставлены письма-подтверждения осуществления работ по биологической рекультивации земельных участков, возвращенных обществом, в которых указано на проведение работ по рекультивации (внесение органического удобрения, произведение вспашки, предпосевной культивации и т.д.) и оплаченных обществом.
Общество представило в материалы дела копии договоров аренды земельных участков, акты определения затрат, необходимых для восстановления ухудшенного качества земель, обеспечивающих восстановление их качества, расчеты затрат на биологическую рекультивацию, которые согласованы арендодателями с обществом.
В актах определения затрат на биологическую рекультивацию и расчетах определения затрат, необходимых для восстановления ухудшенного качества земель указано, какие производственные объекты заявителя располагались на данных земельных участках.
Исследовав и установив данные обстоятельства, оценив спорные счета-фактуры на биологическую рекультивацию, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что проведенные по рекультивации работы связаны с производственной деятельностью налогоплательщика, направлены на ее осуществление. Затраты заявителя по возмещению расходов на рекультивацию понесены им в соответствии с действующим законодательством и относятся к расходам организации, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель общества заявил письменное ходатайство об отказе от заявленных требований о признании недействительным оспариваемого решения инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 28 647,50 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
Представитель налогового органа возражал против удовлетворения требований общества.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, истец вправе отказаться от иска полностью или частично.
Арбитражный суд в силу ч. 5 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. Таких обстоятельств судом не установлено. В связи с этим отказ налогоплательщика от указанных требований принят судом.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд прекращает производство по делу в части признания решения инспекции недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 28 647,50 руб., соответствующих сумм пени и штрафа и решение суда в связи с этим в данной части подлежит отмене.
Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 49, 110, 150, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.08.2008 по делу N А40-336/07-80-2 изменить.
Принять отказ ОАО "Оренбургнефть" от требований о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 13.09.2006 N 52/1295 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 28 647,50 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
Отменить решение суда в части отказа ОАО "Оренбургнефть" в признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 13.09.2006 N 52/1295 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 28 647,50 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
Производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: |
М.С. Сафронова Судьи: Л.Г. Яковлева |
|
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-336/07-80-2
Истец: ОАО "Оренбургнефть"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве