г.Москва |
|
24.10.2008
|
N 09АП-12998/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2008.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.10.2008
Дело N А40-40639/08-147-340
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Якутова Э.В., Поташовой Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Халиной Ю.В.
при участии:
от заявителя: Савченко А.С. по доверенности от 22.09.2008, удостоверение N 32990;
от заинтересованного лица: не явился, извещен.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.09.2008 по делу N А40-40639/08-147-340, судьи Дейна Н.В.
по заявлению ОАО "РЖД"
к Брянской таможне
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ
Решением от 01.09.2008, принятым по данному делу, Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявления ОАО "Российские железные дороги" о признании незаконным и отмене постановления Брянской таможни от 24.06.2008 по делу об административном правонарушении N 10102000-741/2008 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст.16.11 КоАП РФ.
В обоснование данного решения суд первой инстанции указал, что в действиях ОАО "Российские железные дороги" содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.11 КоАП РФ. Суд первой инстанции сослался также на то, что размер ответственности таможенным органом определен правильно, срок и процессуальный порядок привлечения заявителя к административной ответственности, установленные КоАП РФ, соблюдены.
Не согласившись с принятым решением, в апелляционной жалобе заявитель просит его отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом податель жалобы ссылается на то, что Общество приняло все необходимые меры по соблюдению требований действующего законодательства, а именно, представило все необходимые документы, предусмотренные ст.76 Таможенного кодекса РФ, и п.10 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортном, поездной передаточной ведомостью сообщило о неналожении средств идентификации.
Представитель Брянской таможни, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Через канцелярию суда от представителя ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании изложенные в жалобе доводы и требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, 13.04.2008 на выходной железнодорожный пункт пропуска Фокинского таможенного поста на железнодорожной станции Брянск-Льговский перевозчиком - ОАО "Российские железные дороги" был доставлен и впоследствии представлен к таможенному контролю для завершения режима международного таможенного транзита и вывоза с территории Российской Федерации железнодорожный вагон N 9426063 с находящимся на нем контейнере N MRKU 0121984.
Из представленных к таможенному контролю товаросопроводительных документов на данное транспортное средство: транзитной декларации N 10409020/100408/1039651, железнодорожной накладной N 77766, инвойса N 80238837 от 23.03.2008 следовало, что в данном контейнере, перемещаемом из Китая, отправитель ООО "Хун Хай" по прецизионной промышленности", в Чехию в адрес ООО "Хун Хай" по прецизионной промышленности", транзитом через территорию Российской Федерации перевозится товар (корпусы компьютера с блоком питания и вентилятором) в количестве 101 картонных коробок, общим весом (брутто) 10476,53 кг.
При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации указанный товар был помещен под таможенный режим международного таможенного транзита (МТТ) и направлен под таможенным контролем Оренбургской таможней по транзитной декларации N 10409020/100408/1039651 (без составления бланка) в Брянскую таможню со сроком доставки до 10.05.2008.
При помещении перевозимого товара под таможенный режим международного таможенного транзита Оренбургской таможней в соответствии со ст.ст.83, 390 ТК РФ на запорные устройства контейнера N MRKU 0121984 были наложены средства таможенной идентификации (пломбы N 87005 - 1 шт., N 017307 - 1 шт., CN 3832019 - 1 шт., ФТС N 02155 - 1 шт.).
13.04.2008 при проведении таможенного осмотра вышеуказанного контейнера ответчиком было установлено, что на железнодорожном контейнере N MRKU 0121984 имеются средства таможенной идентификации: пломбы N 87005 - 1 шт., N 017307 - 1 шт., N 3832019 - 1 шт., однако, пломба ФТС N 02155 - 1 шт., примененная Оренбургской таможней в качестве средства таможенной идентификации, на контейнере отсутствует, о чем составлен Акт таможенного осмотра N 10102150/130408/000070.
По данному факту Брянской таможней по ст.16.11 КоАП РФ было возбуждено дело об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении от 14.05.2008 N 10102000-741/2008 и вынесено оспариваемое постановление N 10102000-741/2008 от 24.06.2008.
В соответствии со ст.16.11 КоАП РФ уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрата таких средств идентификации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Постановлением заместителя начальника Брянской таможни от 24.06.2008 по делу об административном правонарушении N 10102000-741/2008 ОАО "Российские железные дороги" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного приведенной нормой Кодекса, выразившегося в невыполнении перевозчиком обязанности по обеспечению сохранности средства таможенной идентификации, и Обществу назначено наказание в виде взыскания штрафа в размере 10 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных ОАО "РЖД" требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности данного постановления.
В соответствии с п.16 ч.1 ст.11 ТК РФ перевозчиком признается лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств. В рассматриваемом случае перевозчиком указанного товара выступало ОАО "Российские железные дороги".
Согласно ч.2 ст.83 ТК РФ для целей идентификации товаров таможенный орган отправления вправе использовать такие средства, как наложение таможенных пломб и печатей на транспортное средство, контейнер или на съемный кузов, другие средства, позволяющие идентифицировать товары, включая пломбы отправителя товаров.
В пункте 17.1 Приказа ГТК России от 08.09.2003 N 973 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров" также предусмотрено, что идентификация товаров производится при проведении таможенного контроля путем наложения таможенных пломб на транспортное средство, контейнер или на съемный кузов, на отдельные грузовые места.
В силу п.2 ст.88 ТК РФ при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались.
В настоящем случае данные действия заявителем совершены не были.
Согласно п.6 ст.81, ст.169 ТК РФ сведения об избрании средства таможенного обеспечения российским таможенным органом должны быть внесены в транзитную декларацию.
В соответствии с ч.1 ст.81 ТК РФ в качестве транзитной декларации таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 указанной нормы для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик (экспедитор) представляет в таможенный орган отправления следующие сведения: 1) о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными документами; 2) о стране отправления (стране назначения) товаров; 3) о наименовании и местонахождении перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит получает экспедитор; 4) о транспортном средстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом - также о водителе транспортного средства; 5) о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; 6) об общем количестве грузовых мест; 7) о пункте назначения товаров; 8) о планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути; 9) о планируемом сроке перевозки товаров (ст.82).
На основании п.18 Приказа ГТК России от 08.09.2003 N 973 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров" письменное разрешение на внутренний таможенный транзит или международный таможенный транзит товаров выдается путем проставления в транспортной декларации и транспортном (перевозочном) документе либо в документах, используемых в качестве транзитной декларации, уполномоченным должностным лицом таможенного органа отправления направляющего штампа, который он заполняет, подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати. После этого товаросопроводительные документы приобретают статус документов для таможенных целей транзитной декларации. При этом в направляющем штампе в обязательном порядке устанавливается срок и место доставки.
В данном случае в качестве транзитной декларации перевозчиком были представлены железнодорожная накладная, коммерческие и таможенные документы. Информация о наложенном средстве таможенной идентификации - пломбы ФТС N 02155 была указана в направляющем штампе N 453 Оренбургской таможни в железнодорожной накладной N 77766.
Согласно п.7.7 Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденной МПС РФ и ГТК РФ 20.04.1995, о наложенных пломбах таможенным органом делается отметка в перевозочных документах рядом со штампом таможни "Выпуск разрешен" или в направляющем штампе.
В силу ч.24 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом, утвержденной Приказом ФТС России от 16.09.2004 N 50, после принятия решения о выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит (международный таможенный транзит) уполномоченное должностное лицо накладывает средства идентификации (пломбы и печати) на грузовые отделения транспортного средства, контейнера и указывает информацию о наложенных средствах идентификации в транзитной декларации.
Исходя из изложенного, довод ОАО "Российские железные дороги" о том, что оно сообщило в таможенный орган о неналожении средств таможенной идентификации в поездной передаточной ведомости от 10.04.2008 N 269 до начала таможенного оформления судом апелляционной инстанции не принимается как несостоятельный, поскольку нормы действующего законодательства не предусматривают обязанности должностного лица таможенного органа указывать информацию о наложенных средствах идентификации в передаточной ведомости.
В соответствии с пунктами 3.2, 5.1 Временной технологии должностные лица таможенных органов и сотрудники пограничной передаточной станции в сроки, установленные технологическим процессом работы станции и согласованные с таможенным органом, совместно производят проверку количества и номеров принимаемых перевозочных средств, целостность пломб, сохранность груза на открытом подвижном составе и т.д. На все обнаруженные при данной проверке несоответствия работниками пограничной станции составляются акты общей формы (ГУ-23) и в случаях, предусмотренных Правилами перевозок грузов, - коммерческие акты.
Согласно пунктам 7.5, 7.7, 7.10 Временной технологии грузы перевозятся под таможенным контролем за пломбами грузоотправителей, железных дорог или таможенного органа. Исправные пломбы таможенных органов или железной дороги, наложенные в целях таможенного контроля, а также других проверок, приравниваются к пломбам отправителя или станции отправления.
Таким образом, Общество, принимая к перевозке товар и документы с отметками таможенного органа, имело возможность заявить в таможенный орган о фактическом отсутствии на запорных устройствах 23 контейнеров, в том числе контейнере N MRKU 0121984, находящемся на железнодорожном вагоне N 9426063, средства таможенной идентификации - пломбы ФТС N 02155, сведения о которой были указаны в направляющем штампе N 453 Оренбургской таможни в железнодорожной накладной N 77766, однако после получения разрешения на МТТ при принятии железнодорожной накладной, коммерческих документов с отметками таможенного органа ОАО "Российские железные дороги" не предъявило каких-либо претензий по поводу отсутствия средств таможенной идентификации. При этом акты общей формы (ГУ-23) или коммерческие акты работниками железнодорожной станции Илецк-1 не составлялись.
В силу п.2 ст.390 ТК РФ средства идентификации могут уничтожаться или изменяться (заменяться) только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или о повреждении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
У ОАО "Российские железные дороги" имелась возможность обратиться в таможенный орган с заявлениями об изменении, удалении, уничтожении или о повреждении средств идентификации на запорном устройстве контейнера, однако данные действия заявителем совершены не были.
Таким образом, заявитель не принял все зависящие от него меры по предотвращению нарушения перевозчиком требований действующего таможенного законодательства, в связи с чем вывод Брянской таможни о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.16.11 КоАП РФ, представляется законным и обоснованным.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем же случае, как следует из материалов дела, при производстве по делу об административном правонарушении порядок и сроки привлечения Общества к административной ответственности ответчиком не нарушены.
В соответствии с п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исходя из вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление Брянской таможни от 24.06.2008 по делу об административном правонарушении N 10102000-741/2008 соответствует действующему законодательству, является законным и обоснованным.
Принимая во внимание сказанное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.09.2008 по делу N А40-40639/08-147-340 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40639/08-147-340
Истец: ОАО "Российские железные дороги" филиал Московская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Брянская таможня
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12998/2008