г. Москва
12 ноября 2008 г. |
N 09АП-13831/2008-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.В.,
судей: Трубицына А.И., Разумова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Авериной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на определение Арбитражного суда г. Москвы от 01.09.2008г. по делу N А40-29010/08-125-204, принятое судьей Смысловой Л.А.,
по иску ООО "Раритет-С"
к Российскому фонду федерального имущества, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
третьи лица: 1. ООО "НОРДАЗИЯ"; 2. ООО "НОРДАЗИЯфинанс",
о признании аукциона недействительным,
при участии:
от Росимущества: Зерова Е.А. по доверенности N ЮП-03/20040 от 03.09.2008г.
от ООО "НОРДАЗИЯфинанс"- Кирикович В.С. по доверенности от 26.06.2008г.
представители истца, ООО "НОРДАЗИЯ", Российского фонда федерального имущества в судебное заседание не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Раритет-С" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Российскому фонду федерального имущества, о признании аукциона недействительным.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 01.09.2008г. по инициативе суда была произведена замена ответчика на правопреемника - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Не согласившись с вынесенным определением, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом подало апелляционную жалобу в которой просит отменить определение Арбитражного суда г. Москвы от 01.09.2008г. по делу N А40-29010/08-125-204 в части замены ответчика на правопреемника- Федеральное агентство по управлению государственного имущества.
Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание явился, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица ООО "НОРДАЗИЯфинанс" в судебное заседание явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, считает определение суда незаконным и необоснованным, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представитель Российского фонда федерального имущества в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представитель третьего лица ООО "НОРДАЗИЯ" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей ответчика, третьего лица, проверив все доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Российской Федерацией в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества", были организованы торги по продаже акций ОАО "Сибирский институт "Гипрокоммунводоканал". Истец считает, что торги были проведены с нарушением правил, установленных законом, что и послужило обращением с исковым заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 01.09.2008г. по делу N А40-29010/08-125-204 произведена замена ответчика- "Российский фонд федерального имущества" на правопреемника- Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что ФАУГИ не может являться правопреемником РФФИ, поскольку в настоящий момент мероприятия по ликвидации РФФИ не завершены, запись о прекращении существования фонда как юридического лица в ЕГРЮЛ отсутствует.
Действительно, на основании Указа Президента РФ от 12.05.2008г. N 724 (в ред. Указов Президента РФ от 30.05.2008 N 863, от 24.07.2008 N 1114) " Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", в соответствии с которым Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, с возложением на него функции специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.07.2008г. N 947-р принято решение о ликвидации с 1 августа 2008 г. специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества".
На момент проведения аукциона функции продавца федерального имущества от имени Российской Федерации, действительно, выполнял РФФИ на основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", пунктов 1, 11 устава специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 925.
Так, в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" функции по продаже приватизируемого федерального имущества по специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени могут осуществлять специализированное государственное учреждение или специализированные государственные учреждения.
Пунктами 1 и 11 устава РФФИ предусматривалось, что это учреждение осуществляет в установленном порядке полномочия Российской Федерации как акционера по реализации находящихся в федеральной собственности акций хозяйственных обществ, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на федеральное имущество.
Между тем, выступая продавцом акций, РФФИ участвовало в гражданском обороте не само по себе в качестве самостоятельного юридического лица, а именно как представитель Российской Федерации в порядке статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, действуя от имени публично-правового образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание аукциона недействительным влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Предметом спора является, в частности, признание недействительным договора, то есть двусторонней сделки.
Оценка торгов на предмет их действительности, влечет принятие судебного акта, которым разрешается вопрос о правах и обязанностях, как продавца государственного имущества, так и победителя торгов.
С учетом этого, суд должен определить, какой орган государственной власти на момент разрешения спора полномочен представлять Российскую Федерацию в качестве продавца отчужденных по оспариваемому договору акций, поскольку принятый судебный акт будет касаться прав и обязанностей именно этого органа и именно он компетентен излагать позицию собственника - Российской Федерации по спору.
Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы структуры федеральных органов исполнительной власти" функции РФФИ по организации продажи приватизируемого федерального имущества переданы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, в которое было преобразовано Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 было утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, пунктом 5.4 которого установлено, что агентство организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет от имени Российской Федерации права акционера (владельца акций), ранее осуществляемые РФФИ.
На момент вынесения оспариваемого определения перечисленные правовые акты были приняты и вступили в силу.
Суд первой инстанции обоснованно привлек в качестве ответчика Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, к которому на день рассмотрения спора перешли полномочия продавца федерального государственного имущества.
В случае непривлечения в качестве ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом были бы нарушены права собственника, поскольку, в соответствии со статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, вправе, в частности, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам арбитражного процесса, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам; знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, обладая правомочиями по выражению воли и интересов публично-правового образования применительно к отношениям приватизации, было бы лишено возможности реализовать перечисленные процессуальные права в суде первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно определил ответчиков в соответствии с требованиями закона исходя из заявленных исковых требований.
Действительно, судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о правопреемстве, однако определением Арбитражного суда г. Москвы от 08.10.2008г. суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве соответчика СГУ при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", поэтому оспариваемое определение не нарушило права и законные интересы участвующих в деле лиц.
При данных обстоятельствах, Арбитражный апелляционный суд считает апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом не подлежащей удовлетворению, а определение суда первой инстанции отмене.
Руководствуясь ст. ст. 110,176, 266-268, 271, 272 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 01.09.2008г. по делу N А40-29010/08-125-204 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Московского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий судья: |
В.В.Попов |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-29010/08-125-204
Истец: ООО "Раритет-С", ООО "Раритет - С"
Ответчик: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, СГУ при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества"
Третье лицо: ООО "НОРДАЗИЯфинанс"