г. Москва |
Дело N А40-21941/08-98-67 |
11 ноября 2008 г. |
N 09АП-13899/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Яремчук Л.А.
судей: Катунова В.И., Птанской Е.А.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Л.А.Яремчук
Рассмотрев в открытом (закрытом) судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по КН N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.09.2008 г.
по делу N А40-21941/08-98-67, принятое судьёй Котельниковым Д.В.
по иску (заявлению) ОАО "АК "Транснефтепродукт"
к МИ ФНС России по КН N 1
о признании недействительными решений, требования и обязании возместить НДС путем возврата
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) :Акилова Л.В. пасп. 5200 223314 выдан 04.08.2000 г., по дов. N 10 от 24.12.2007 г., Скидский Н.А. пасп.5403 753352 выд.12.11.2003 г., по дов. N 38/1 от 24.12.2007 г., Свобода С.С. пасп. 5407 003703 выд.30.10.2007 г., по дов.N 54 от 03.03.2008 г.
от ответчика (заинтересованного лица) : не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "АК "Транснефтепродукт" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 12 л.д.57-58), к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 07.02.2008 года N 52-02-17/265-1 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", от 07.02.2008 года N 52-02-17/265-2 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", требования N 527 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.03.2008 года, и об обязании Инспекцию возместить НДС в сумме 163 479 руб. за август 2007 года путем возврата.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.09.2008 года требования общества удовлетворены. При принятии решения суд исходил из того, что оспариваемые решения и требование налогового органа нарушают права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, МИ ФНС России по КН N 1 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, указывая на нарушение судом первой инстанции при принятии решения норм материального права.
ОАО "АК "Транснефтепродукт" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить решение суда без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, выслушав объяснение представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и обстоятельствами дела.
Как установлено судом, Обществом 20.09.2007 года представлена в инспекцию налоговая декларация по НДС за август 2007 года (т.1 л.д.56-63) и 24.09.2007 года заявление (т.1 л.д.64) о возврате на расчетный счет организации НДС, подлежащего возмещению из бюджета, в размере 163 479 руб.Сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет по разделу 3 декларации составила 55 452 805 руб. По разделу 5 у налогоплательщика сформированы налоговые вычеты в сумме 55 616 279 руб. по товарам (работам, услугам), приобретенным для реализации Заявителем услуг по транспортировке нефтепродуктов на экспорт (в состав налоговых вычетов включены суммы входящего НДС в размере 54 208 149 рублей НДС по прямым расходам (услуги дочерних обществ Заявителя по перекачке нефтепродуктов), а также 1 408 130 рублей по прочим расходам). По разделу 7 сумма налога, исчисленная к уменьшению из бюджета, составила 5 руб. С учетом этого общая сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета по декларации за август 2007 года, составила 163 479 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации и заверенных копий документов, представленных налогоплательщиком по требованиям налогового органа, по основаниям, изложенным в Акте проверки N 52/3240 от 25.12.2007 года, инспекцией вынесены следующие решения:
- от 07.02.2008 года N 52-02-17/265-1 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 10 808 934 руб. (п.1), начислены пени по состоянию на 07.02.2008 года в размере 954 789 руб. (п. 2), организации предложено уплатить недоимку в размере 54 044 670 руб., штраф и пени (п. 3), а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета;
- от 07.02.2008 года N 52-02-17/265-2 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", в соответствии с которым Обществу отказано в возмещении НДС в сумме 163 479 руб.
Кроме того, налоговым органом в порядке главы 10 Налогового кодекса РФ на основании решения N 52-02-17/265-1 от 07.02.2008 года в адрес Общества выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.03.2008 года (т.1 л.д.54), в соответствии с которым налогоплательщику предложено в добровольном порядке уплатить задолженность по НДС в размере 54 044 670 руб., пени - 954 789 руб., штраф - 10 808 934 руб.
Налоговый орган в оспариваемых решениях подтвердил правомерность применения налоговой ставки 0 процентов в размере 810 396 937 руб. (пункт 1 мотивировочной части решения N 52-02-17/265-2 от 07.02.2008 года), признал неправомерным применение налоговых вычетов в размере 54 208 149 руб., относящихся к операциям по транспортировке нефтепродуктов на экспорт в марте, мае, июне, июле 2007 года (вычеты по разделу 5 декларации) по счетам-фактурам, выставленным налогоплательщику его дочерними обществами (ОАО "Сибтранснефтепродукт", ОАО "Уралтранснефтепродукт", ОАО "ЮгоЗападтранснефтепродукт",ОАО"Рязаньтранснефтепродукт",ОАО"Мостранснефт епродукт" ОАО "Средне-Волжскийтранснефтепродукт") за оказанные ими услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам на экспорт с применением налоговой ставки 18 процентов.
Апелляционный суд считает оспариваемые решения и требование налогового органа незаконными и не принимает во внимание доводы налогового органа по следующим основаниям.
Согласно имеющимся в материалах дела документам Заявитель в марте, мае, июне, июле 2007 года оказывал российским организациям - экспортерам услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам на основании договоров транспортировки нефтепродуктов, заключенных с ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (т.2 л.д.1-25, т.2 л.д.77-96), ОАО "НК Роснефть" ( т. 2 л.д. 97-122, т.6 л.д.123-145), ООО "Башрегион" ( т.3 л.д.1-29, т.3 л.д.41-62), ЗАО "ТЭКИнвестХолдинг" (т.3 л.д.63-96), ЗАО "Ратмир-АДС" (т.3 л.д.97-140), ООО "РМ Процессинг" (т.4 л.д. 1-130), ОАО "НК "Магма" (т.5 л.д. 1-67), ООО "Манолиум-Процессинг" (т.5 л.д.68-109), ЗАО "МГ-Транс" (т.5 л.д.110-144), ООО "ТЕЛЬФ" (т.6 л.д.1-70), ОАО "АТЭК" (т.6 л.д.71-130), ОАО "ЛУКОЙЛ" (т.7 л.д.1-143), ООО "Селена-Нефтехим" (т.8 л.д. 1-56), ООО "Юкос Экспорт Трейд" (т.8 л.д.58-112), ООО "Промторг" (т.8 л.д.113-146), ЗАО "Уфаойл" (т.9 л.д. 1-59), ОАО "Газпром нефть" (т.9 л.д.60-120), ООО "Меркурий" (т. 10 л.д. 1-64).
Для выполнения обязательств перед указанными организациями - экспортерами по транспортировке нефтепродуктов Заявитель заключал договоры на оказание услуг со своими дочерними обществами: ОАО "Сибтранснефтепродукт" (договор N 03-01Д-05 от 30.12.2002 года -т.11 л.д.46-59), ОАО "Уралтранснефтепродукт" (договор N 03-01Д-01 от 30.12.2002 года - т.11 л.д.1-15), ОАО "Юго-Западтранснефтепродукт" (договор N 03-01Д-03 от 30.12.2002 года - т.11 л.д.16-31), ОАО "Рязаньтранснефтепродукт" (договор N 03-01Д-06 от 30.12.2002 года - т.11 л.д.60-73), ОАО "Мостранснефтепродукт" (договорN 03-01Д-04 от 30.12.2002 года -т.11 л.д.32-45), ОАО "Средне-Волжский транснефтепродукт" (договор N 03-01Д-07 от 30.12.2002 года - т.11 л.д.74-88) по обеспечению выполнения плана приемки нефтепродуктов и их перекачке (доставке) в пункты назначения указанные в плановом задании ОАО "АК "Транснефтепродукт".
Дочерние общества, оказывающие налогоплательщику услуги по приемке нефтепродуктов и перекачке их до пунктов назначения в соответствии с плановыми заданиями за определенный месяц, выставляли Заявителю счета-фактуры на оказанные услуги с налоговой ставкой 18 процентов, факт оказания которых подтверждается подписанными актами приемки-передачи оказанных услуг (т.11 л.д.90-137).
Общая сумма НДС, предъявленная дочерними обществами Заявителю по услугам, относящимся к транспортировке нефти для организаций - экспортеров, ставка 0 процентов по которым была заявлена в августе 2007 года, составила 54 208 149 руб.
По утверждению налогового органа, выставленные дочерними обществами счета-фактуры составлены с нарушением требований подпункта 10 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ, поскольку в них указана налоговая ставка 18 процентов (пункт 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ), при том, что операции, отраженные в этих счетах-фактурах (транспортировка нефтепродуктов на экспорт) подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов (пп.2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ).
Между тем выводы налогового органа не соответствуют действующему налоговому законодательству.
В соответствии с пунктом 2, подпунктом 10 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ в счете-фактуре, которая на основании статьи 172 Налогового кодекса РФ является основным документом, подтверждающим налоговые вычеты, в обязательном порядке должна быть указана налоговая ставка, соответствующая операциям, отраженным в статье 164 Налогового кодекса РФ (пункты 1-4), при этом, счет-фактура составленная с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 6 настоящей статьи, не может являться основанием для принятия, предъявленных покупателю сумм налога к вычету или возмещению.
Налогоплательщик в силу положений статей 164, 168, 169 Налогового кодекса РФ, выставляющий покупателю товаров (работ, услуг) счет-фактуру не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
Положение указанного подпункта распространяется на следующие работы (услуги):
1) по организации и сопровождению перевозок;
2) перевозке или транспортировке;
3)организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемых (оказываемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте),
4)иные подобные работы (услуги),
5)работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Для применения налоговой ставки 0 процентов по операциям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ необходимо выполнение двух условий:
1) выполненные работы (оказанные услуги) должны быть прямо перечислены в абзаце 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ (перечень работ (услуг) является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию),
2) работы (услуги) должны быть непосредственно связаны с реализацией экспортом товаров (вывозом товаров за пределы территории Российской Федерации) или импортом товаров (ввозом товаров на территорию Российской Федерации).
Как установлено и налоговым органом не оспаривается, дочерние общества исходя из предметов договоров на оказание услуг фактически осуществляли приемку и перекачку нефтепродуктов, принадлежащих организациям - заказчикам (экспортерам), через систему магистральных нефтепродуктопроводов (далее - МНПП) от пункта приема до пункта назначения указанного в плановом задании или маршрутной телеграмме.
Система магистральных нефтепродуктопроводов - единая технологическая система трубопроводов, включая подземные, подводные, наземные и надземные сооружения, предназначенные для транспортировки нефтепродуктов от пунктов их приемки от грузоотправителей до пунктов сдачи принятых нефтепродуктов грузополучателями или перевалки на другой вид транспорта.
Согласно пункту 7 Методики определения тарифов на услуги по транспортировке нефтепродуктов по МНПП, утвержденной Постановлением ФЭК РФ от 16.10.2002 N 70-э/5, деятельность по транспортировке нефтепродуктов представляет процесс перемещения нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включающий в себя следующие виды операций: выполнение заказа и диспетчеризации поставок нефтепродуктов; прием, слив нефтепродуктов в трубопроводную систему из других видов транспорта от грузоотправителей в начале маршрута; перекачка нефтепродуктов по магистральному трубопроводу; сдача, налив и перевалка нефтепродуктов в конце маршрута.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации магистральных трубопроводов РД 153-39.4-041-99, утвержденными Приказом Минтопэнерго России от 12.10.1999 года N 338 решение задач управления и контроля за технологическими операциями приема, перекачки, отгрузки и поставки нефтепродуктов по всей системе МНПП является обязанностями ОАО "АК "Транснефтепродукт".
Из представленного заявителем отзыва следует, что система магистральных нефтепродуктопроводов разделяется на участки магистрального трубопровода, приемка (слив), перекачка и сдача (налив) нефтепродуктов по которым контролируется определенным дочерним обществом ОАО "АК "Транснефтепродукт".
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Налогового кодекса РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Следовательно, услугу по транспортировке нефтепродуктов, в том числе и на экспорт, под которой понимается единый технологический процесс транспортировки принадлежащих заказчику нефтепродуктов от пункта отправления (слива) до пункта назначения (налив) через всю систему МНПП, включая диспетчеризацию поставки, может оказывать исключительно ОАО "АК "Транснефтепродукт", заключающий соответствующий договор транспортировки нефтепродуктов с их собственником или грузоотправителем.
Оказанные дочерними обществами услуги по приемке, перекачке и сдаче нефтепродуктов являются лишь составной частью процесса транспортировки нефтепродуктов, не связаны непосредственно с реализацией этих нефтепродуктов на экспорт, поскольку такая связь может иметь исключительно организация, непосредственно оказывающая услугу по транспортировке нефтепродуктов организации - экспортеру или грузоотправителю (заказчику услуги).
При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что дочерние общества принимают и перекачивают нефтепродукты в соответствии с плановыми заданиями, в которых нет указания о перекачке определенной партии, принадлежащей определенному юридическому лицу, тем более, что сам процесс перекачки через систему МНПП может производиться не одним дочерним обществом, а несколькими, поскольку перекачка может проходить через участки МНПП контролируемые несколькими дочерними обществами.
Доводы налогового органа о том, что дочерние общества исходя из маршрутных поручений на перекачку нефтепродуктов "знали, что объемы нефтепродуктов, передаваемых для транспортировки по трубопроводу в дальнейшем будут реализованы на экспорт" не состоятельны, поскольку маршрутные телеграммы, получаемые дочерними обществами содержат примерный путь транспортировки нефтепродуктов через несколько пунктов приемки / сдачи, который может меняться в зависимости от пожеланий заказчика транспортировки (организации-экспортера),тем более, что оказанные дочерними обществами услуги не являются услугами по транспортировке нефтепродуктов, реализованных на экспорт.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оказанные дочерними обществами Заявителю услуги по приему (сливу), перекачке, сдаче (наливу) нефтепродуктов не являются услугами по транспортировке нефтепродуктов, реализуемых на экспорт, указанные услуги подлежат налогообложению по налоговой ставке 18 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ, в связи с чем выставленные дочерними обществами счета-фактуры с указанием налоговой ставки 18 процентов на общую сумму НДС в размере 54 208 149 руб. соответствуют подпункту 10 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ.
Поэтому налоговые вычеты по выставленным дочерними обществами счетам-фактурам заявлены обществом в налоговой декларации по НДС за август 2007 года правомерно, в связи с чем решения налогового органа от 07.02.2008 года N 52-02-17/265-1 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", N 52-02-17/265-2 "Об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", а также требование от 06.03.2008 года N 527 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 06.03.2008 года, являются незаконными, противоречащими статьям 164, 169, 171, 172,176 Налогового кодекса РФ.
Как установлено судом, Обществом 24.09.2007 года в налоговый орган было подано заявление о возврате на расчетный счет суммы НДС, подлежащей возмещению за август 2007 года, в размере 163 479 руб. (т.1 л.д.64).
Согласно представленной в материалы дела справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (т. 12 л.д.38-40) у ОАО "АК "Транснефтепродукт" отсутствует задолженность по обязательным платежам в бюджет.
Таким образом, при соблюдении требований п.6 ст. 176 Налогового кодекса РФ: представление в налоговый орган письменного заявления о возврате налога на расчетный счет организации, а также отсутствии недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, сумма НДС, заявленная к возмещению в налоговой декларации по НДС за август 2007 года, подлежит возврату налогоплательщику.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ОАО "АК "Транснефтепродукт" требования.
Судом первой инстанции полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, основаны на нормах действующего законодательства. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110,176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.09.2008 г. по делу А40-21941/08-98-67 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
Е.А.Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-21941/08-98-67
Истец: ОАО "АК "Транснефтепродукт"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1