город Москва |
Дело N А40-23893/08-130-225 |
12 ноября 2008 г. |
N 09АП-13865/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.11.2008г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.11.2008г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: Демидовой О.В., Москвиной Л.А.
при ведении протокола судебного заседания Халиной И.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Центральной энергетической таможни, ФТС России на решение Арбитражного суда города Москвы от 08 сентября 2008 г. по делу N А40-23893/08-130-225 судьи Кононовой И.А.
по заявлению ООО "Газпром экспорт"
к 1) Центральной энергетической таможне; 2) ФТС России;
о признании незаконным решений
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Альтергот В.Г. по дов. от 29.04.2008г., паспорт 04 00 660032; Фролов А.М. по дов. от 10.07.2008г., паспорт 56 01 381727;
от ответчиков: 1) Краснопеев А.А. по дов. от 17.03.2008г.; Щербаков О.В. по дов. от 25.12.2007г.; 2) Аламова И.Н. по дов. от 27.03.2008г.; Барышникова А.В. по дов. от 29.07.2008г.;
УСТАНОВИЛ
ООО "Газпром экспорт" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения Центральной энергетической таможни (далее таможенный орган) от 02.11.2007г. о корректировке таможенной стоимости природного газа, поставленного на экспорт согласно ГТД N 10006003/210806/0001233,N 10006003/140906/0001291, N 10006003/201106/00016667, N 10006003/201206/0001851, N 10006003/220107/000016, N 10006003/200707/0000929 принятого в форме КТС-1 к упомянутым ГТД; признании незаконным требования таможенного органа об уплате таможенных платежей от 02.11.2007г. N 25; решения ФТС России от 28.01.2008г. N 15-76/20 о признании правомерным решения таможенного органа о непринятии заявленной обществом таможенной стоимости товара; обязании таможенного органа осуществить возврат излишне взысканных с заявителя таможенных платежей по требованию N 25 в сумме 303 258 589,11 руб.
Решением от 08.09.2008г. арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав свои выводы тем, что у таможенного органа не имелось оснований, предусмотренных таможенным законодательством для принятия оспариваемого решения от 02.11.2007г. о корректировке таможенной стоимости природного газа поставленного на экспорт и решения ФТС России от 28.01.2008г. о признании правомерным решения таможенного органа о непринятии заявленной обществом таможенной стоимости товара.
Центральная энергетическая таможня с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества. Считает, что скидки представляемые по цене поставленного газа не могут уменьшать таможенную стоимость газа, поскольку не носят стимулирующего и поощряющего характера. Полагает, что уменьшение подлежащей уплате заявителю стоимости поставленного природного газа является неустойкой и не уменьшает таможенную стоимость поставляемого товара. Считает, что таможенный орган правомерно принял решение о корректировке заявленной таможенной стоимости, в рамках основного метода определения таможенной стоимости.
ФТС России в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Считает, что условие о скидке влияет на цену товара. Указал на правомерность решения таможенного органа по корректировке таможенной стоимости в рамках основного метода определения таможенной стоимости. Полагает, что таможенный орган правомерно отказал в корректировке таможенной стоимости товара с учетом скидки за товар ненадлежащего качества не подтвержденной документально.
Общество представило отзывы на апелляционные жалобы, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что стороны спорной сделки не определили скидки в случае недопоставки газа в качестве ответственности за неисполнение обязательства, вытекающего из условий контракта, а придали указанному понятию стимулирующий характер, направленный к наиболее полному исполнению обязательств. Указал, что данные скидки с цены товара предусмотрены сторонами исходя из технологических условий поставки природного газа. Полагает, что корректировка таможенной стоимости нарушает права и законные интересы общества. Сообщил, что ответчики ошибочно сделали вывод, что общество документально не подтвердило обоснованность использования скидок. Сослался на приложения к месячным протоколам, в которых содержится информация о количестве поставленного газа не соответствующего спецификации.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы своей апелляционной жалобы, а также доводы ФТС, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что заявитель не в полном объеме представил таможенному органу документы, подтверждающие качество принятого покупателем товара, в связи с чем невозможно сделать однозначный вывод о том, что контрактная цена вывезенного товара и определенная заявителем на ее основе таможенная стоимость подтверждена документально.
Представитель ФТС России поддержал доводы своей апелляционной жалобы, а также доводы ЦЭТ, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласился, считает жалобы необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб отказать. Указал, что таможенным органом нарушен порядок определения таможенной стоимости товара, при вынесении решения неправомерно не учтены предусмотренные договором и системой поставки газа скидки, уменьшающие таможенную стоимость, а также не приняты предоставленные заявителем документы в обоснование расчета корректировки таможенной стоимости.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционных жалоб, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Газпром экспорт" обратилось в Центральную энергетическую таможню с заявлением от 29.03.2007г. N ГЭ-889 о проведении корректировки таможенной стоимости товара, экспортированного по контракту, заключенному с компанией "Gaz de France S.A." (Франция) от 28.10.1983г., оформленного по ГТД N 10006003/210806/0001233, N 10006003/140906/0001291, N 10006003/201106/0001667,N 10006003/201206/00018, N 10006003/220107/0000160.
Основанием для обращения с заявлениями о корректировке таможенной стоимости товара послужило подписание Дополнения от 19.12.2006г. N 12 к данному контракту, которым была достигнута договоренность об изменении цены на природный газ. При этом таможенная стоимость была рассчитана декларантом с учетом снижения контрактной цены за поставляемый товар (природный газ), за счет поставки товара несоответствующего оговоренному в контракте качеству и в связи со скидкой за недопоставку природного газа по вине продавца. Условие о скидках содержится в пункте 2.9 и статье 3 вышеуказанного контракта.
08.08.2007г. таможенный орган письмом N 01-07/3519 уведомил общество о необходимости скорректировать таможенную стоимость товара без учета вышеуказанных скидок, заявителем это требование выполнено не было.
31.10.2007г. таможенным органом было принято решение о корректировке таможенной стоимости, о чем в графе "С" таможенных деклараций была сделана соответствующая отметка.
02.11.2007г. Центральная энергетическая таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости товара и самостоятельно определила ее без учета суммы, снижающей стоимость в связи с недопоставкой товара и поставкой товара ненадлежащего качества, и выставила требование N 25 об уплате таможенных платежей на сумму 302 258 589,11 руб.
Общество, не согласившись с принятым решением, на основании ст.ст.45-48 ТК РФ, обратилось в ФТС России с жалобой на решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости, в которой указало, что исходя из положений п.10 раздела 2 Правил определения таможенной- стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. N 500 (далее Правила), таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации. При этом согласно п.15 Правил ценой, фактически уплаченной, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих уплат: за вывозимые товары. Поскольку согласно условиям контракта цена на экспортированный товар в рассматриваемом случае была снижена в связи с предоставленной покупателю скидкой, то таможенная стоимость товара, соответственно, тоже должна быть скорректирована с учетом такой скидки. Скидка за недопоставку газа по вине продавца является договорным условием и поэтому должна быть принята при определении таможенной стоимости товара.
ФТС России по результатам рассмотрения жалобы общества от 22.11.20007г. N ГЭ-3380 было вынесено решение N 15-76/20 от 28.01.2008г., в соответствии с которым решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД N 10006003/210806/0001233, N 10006003/140906/0001291,N 10006003/201106/0001667,N 10006003/201206/000 1851,N 10006003/220107/0000160, а также требование Центральной энергетической таможни от 02.11.2007г. N 25 об уплате таможенных платежей признаны правомерными.
Относительно корректировки таможенной стоимости экспортированного газа, определенной с учетом снижения цены товара в связи с его недопоставкой, таможенные органы указали, что данные скидки с цены газа, предусмотренные контрактом на его поставку от 28.10.1983г. с компанией "Gaz de France S.A." (Франция) не могут уменьшать таможенную стоимость газа, поскольку по своей торгово-экономической природе скидки должны носить стимулирующий и поощряющий характер и быть направленными на увеличение количества приобретаемых покупателем товаров. В этой связи скидки, связанные с ограничением потребления газа, не имеют экономического основания. Кроме того, поскольку предусмотренные в экспортных контрактах ООО "Газпром экспорт" скидки обусловлены возможной недопоставкой газа, то они по своей природе являются мерой гражданско-правовой ответственности - неустойкой, то есть штрафной санкцией за неисполнение договорных обязательств.
Согласно ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.07.2005г. N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", в п.2 ст.19 Закона РФ от 21.05.1993г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее Закон РФ) предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости (метод по цене сделки с ввозимыми товарами) не используется. В частности, основной метод не подлежит применению, если: продажа и цена сделки зависит от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено; данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными. Если представленные документы не являются достаточными для принятия решения о таможенной стоимости, таможенный орган должен запросить у декларанта дополнительные документы и сведения, установив достаточный срок для их предоставления, а декларант обязан представить их в силу п.2 ст.15 Закона РФ.
При отсутствии данных, позволяющих судить о правильности определения декларантом заявленной таможенной стоимости, либо при обнаружении признаков недостоверности и (или) недостаточности представленных документов и сведений, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с выбранным декларантом методом определения таможенной стоимости и предложить ему определить таможенную стоимость с помощью иного метода из числа предусмотренных законом. Отказ декларанта определить таможенную стоимость на основании иного метода, предоставляет таможенному органу право скорректировать таможенную стоимость самостоятельно, определив ее путем последовательного применения методов, предусмотренных ст.18 Закона РФ, при этом каждый последующий метод может быть применен только при обосновании невозможности применения предыдущего метода.
Согласно положениям ст.14 Закона РФ (в редакции от 08.11.2005г. N 144-ФЗ), порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 8 Правил первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними в значении, установленном пунктом 10 настоящих Правил.
Согласно п. 10 Правил таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил.
На основании п.15 Правил ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за вывозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.
Данный порядок соответствует принципам определения таможенной стоимости товаров, установленным Законом РФ, в силу п.2 ст.12 и п.1 ст.19 которого при определении таможенной стоимости товаров в первую очередь должна рассматриваться стоимость сделки.
Доводы таможенного органа и ФТС России о том, что скидки, предоставляемые по цене поставленного газа, являются неустойкой, поскольку по своей "торгово-экономической природе" не носят стимулирующего и поощряющего характера, не направлены на увеличение количества приобретаемых покупателем товаров, и в рассматриваемом случае не имеют экономического основания, в связи с чем, не могут уменьшать таможенную стоимость газа, правомерно отклонены судом первой инстанции исходя из следующего.
В силу положений п.1 ст.19 Закона РФ таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и дополненная в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона. Для целей настоящей статьи ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.
Исходя из толкования положений ст.19 Закона РФ, следует, что основанием для определения стоимости сделки, т.е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ является контракт (договор), в соответствии с которым произведена экспортная поставка, а также документы, являющиеся основанием для таможенного оформления товара.
Как видно из содержания Контракта, стороны, действуя на основании принципа свободы договора, установили допустимость недопоставки (но не как нарушение контракта), в связи с чем предусмотрели процентную скидку с основной контрактной цены, размер которой зависит от месяца, в котором произошла недопоставка (зимний или летний период). Допущенные сторонами ситуации, когда продавец фактически поставляет в сутки меньшее количество товара, по сравнению с изначально запланированным. В результате этого в рамках итоговой цены контракта применяется установленная скидка с базовой цены, что отражает согласованную волю сторон договора, зафиксированных в обязательных положениях контракта.
Согласно п.1 ст.9 Венской конвенции от 11.04.1980г. стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях. В связи с этим в международном коммерческом обороте признается, что сторона имеет право на уменьшение цены природного газа в соответствии с контрактными условиями, в качестве сложившегося международного торгового обычая.
Внешнеэкономические сделки на поставку природного газа, заключаемые между заявителем и иностранными контрагентами, по сложившейся в течение десятилетней практике, содержат условия, согласно которым отдельные параметры стоимости сделки, такие как скидки, надбавки, иные изменения цены, в зависимости от фактических условий той или иной поставки, учитываются в процессе формирования окончательной величины стоимости сделки. Положения Венской конвенции от 11.04.1980г. не содержат оснований, позволяющих квалифицировать предусмотренные контрактом скидки, в случае недопоставки количества природного газа, в качестве ответственности, за неисполнение обязательства, вытекающего из условий контракта.
В соответствии с положениями ст. ст.431, 1215 ГК РФ, стороны договора могут при его заключении выбрать по соглашению право, подлежащее применению к их правам и обязанностям (ст.1210 ГК РФ).
Статьей 431 ГК РФ установлено, что судами при толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Если вышеуказанные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора (ч.2 ст.431 ГК РФ). На выяснение действительной воли сторон ориентирует и ст.8 Венской конвенции 1980 года.
Вместе с тем, контрактом стороны согласовали: обстоятельства, при возникновении которых контрактом допускается дневная недопоставка газа; порядок расчёта сопоставленного количества по итогам месяца; величину скидки, предоставляемой в связи с согласованной недопоставкой.
Как следует из контракта, последствием такой согласованной недопоставки является предоставление покупателю скидки с цены в отношении определённого объёма газа, что является существенным условием исполнения договора, а не нарушением его условий.
В силу прямого указания закона (ст.331 ГК РФ) соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме. Это означает, что условие о выплате кредитору денежной суммы в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства должником должно быть предусмотрено в тексте внешнеэкономического контракта. В противном случае соглашение о неустойке является недействительным по основаниям, указанным в ч.3 ст.162 ГК РФ.
Судебная практика также исходит из того, что соглашение сторон об установлении неустойки должно быть достигнуто в ясной форме. Так, в п.11 Информационного письма от 25.07.2000г. N 56 Президиум ВАС РФ пришел к выводу о том, что в случае отсутствия согласия между сторонами договора об установлении неустойки суд не вправе устанавливать такую ответственность.
Таким образом, поскольку рассматриваемый контракт прямо не предусматривает условий о выплате покупателю денежной суммы в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства поставщиком, соглашение о неустойке не может считаться достигнутым сторонами контракта.
Изложенное означает, что согласованная сторонами недопоставка, как допустимая в рамках исполнения контракта, не может считаться нарушением обязательств по договору. В связи с этим, исходя из содержания контракта, такая недопоставка не является основанием для применения мер гражданско-правовой ответственности, в том числе выходящих за рамки условий формирования цены газа поставленного за конкретный отчетный период.
Что же касается довода таможенных органов о том, что общество не в полном объеме представило документы, свидетельствующие о качестве газа, в связи с чем невозможно сделать однозначный вывод о том, что контрактная цена вывезенного товара и определенная заявителем на ее основе таможенная стоимость подтверждена документально, то он необоснован по следующим основаниям.
Из документов приложенных к ГТД видно, что количество газа не соответствующего спецификации указано в кВт и это значение соответствует количеству газа указанному в инвойсах приложенных к ГТД.
Таким образом, при декларировании у партий газа обществом прикладывались к ПГТД месячные протоколы сдачи-приемки газа, подписанные между сторонами контракта (графа 44 номер 4.1. ПГТД). В приложениях N 1 к протоколам содержится информация о количестве поставленного газа не соответствующего спецификации. Исходя из указанного количества, согласно условиям контракта, была определена скидка покупателю, которая была отражена в Инвойсе.
В соответствии с п.3.3 контракта, если в какой-либо день природный газ, предоставленный продавцом в распоряжение покупателя в пункте сдачи, не будет соответствовать качественным спецификациям, определенным в п.3.1 контракта, такой природный газ будет считаться несоответствующим качественным спецификациям. Пунктом 3.3.2 контракта предусмотрены размеры скидки покупателю за отбор газа, несоответствующего качественным спецификациям.
Таким образом, стороны согласовали обстоятельства, при возникновении которых контрактом допускается дневная (суточная) недопоставка газа и отступление от качественных спецификаций; порядок расчета недопоставленного количества по итогам месяца и определение несоответствие качества; величину скидки, представляемой в связи с такой допустимой недопоставкой и отступления от качественных спецификаций. Указанные скидки с цены товара предусмотрены с учетом технологических условий поставки природного газа, которые имеют технологические особенности, не связанны с обстоятельствами форс-мажора и согласованных ремонтных работ, по которым возможны нарушения режима поставки природного газа на экспорт. Следовательно, применение данных положений контракта не связано с совершением одной из сторон виновных действий, повлекших неисполнение обязательств.
В силу ч.2 ст.201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действия (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что у ответчиков не имелось оснований, предусмотренных таможенным законодательством для принятия решений о корректировке таможенной стоимости.
В связи с изложенным, апелляционный суд делает вывод, что корректировка таможенной стоимости и решение ФТС России в части непринятия заявления общества о таможенной стоимости товара в связи с его качеством и недопоставкой нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не соответствует таможенным нормам и правилам, в частности ст.19 Закона РФ.
Апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая оценка всем доказательствам, правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.09.2008г. по делу N А40-23893/08-130-225 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
В.А.Свиридов |
Судьи |
О.В.Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-23893/08-130-225
Истец: ООО "Газпром экспорт"
Ответчик: Центральная энергетическая таможня, Федеральная таможенная служба