город Москва |
А40-18575/08-146-213 |
13 ноября 2008 г. |
N 09АП-12029/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме13 ноября 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Бекетовой И.В.
Судей: Попова В.И., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Дутовой О.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Злато-А" на решение Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2008
по делу N А40-18575/08-146-213 судьи Ласкина Л.В.
по заявлению ООО "Злато-А"
к Федеральной таможенной службе
третьи лица: Центральная акцизная таможня, Московская западная таможня
о признании решения недействительным
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Николаева А.А. по дов. от 05.03.2008, паспорт 45 04 102164;
от ответчика: Ковригина Н.Г. по дов. от 25.01.2008 N 15-46/08-10д, уд. ОС N 009201; Гужова Е.Н. по дов. от 29.12.2007 N 15-54/07-101д, уд. ГСN 012591; Грицун О.В. по дов. от 21.01.2008 г. N 15-46/08-6д, уд. ГС N 012070;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ
ООО "Злато-А" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной таможенной службе (далее ФТС России) о признании недействительным решения Федеральной таможенной службы N 10000000/110108/11 от 11.01.2008 об отмене решения Московской западной таможни о выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10122000/15126/61/08, решения Федеральной таможенной службы N 15-76/47 от 17.03.2008 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.
Решением от 22.07.2008 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных обществом требований, мотивировав свое решение правомерностью действия ФТС России, поскольку оспариваемое решение соответствует таможенным нормам и правилам, и не нарушает законные интересы заявителя.
Общество не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывается, что судом неправильно применены нормы материального права и сделаны не соответствующие обстоятельствам дела выводы, поскольку заявителем были представлены все требуемые законодательством России документы. Считает, что предусмотренные разрешением на переработку товаров вне таможенной территории средства идентификации товаров в продуктах переработки достаточны для осуществления идентификации товара по документам. Сослалось на согласование норм выхода продуктов переработки с Минфином РФ.
В письменных пояснениях ФТС РФ с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Отзывы на апелляционную жалобу от Центральной акцизной таможни, Московской западной таможни не поступали.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что оспариваемые решения ответчика являются незаконными и необоснованными, нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя. Полагает, что Московская западная таможня правомерно приняла решение о выдаче Обществу разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, поскольку заявителем был представлен полный комплект надлежащим образом оформленных документов.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Полагает, что оспариваемые решения ответчика являются законными и обоснованными. Пояснил, что на момент выдачи разрешения на переработку вне таможенной территории вывезенного товара невозможно было идентифицировать продукты переработки, в связи, с чем Московская западная таможня неправомерно выдала соответствующее разрешение. Указал, что поскольку организация не представила для целей идентификации товара надлежащим образом оформленные документы, таможенный орган должен был запросить необходимые документы либо уточнить, какие графы декларации будут содержать сведения о переработке.
В судебное заседание не явились представители Центральной акцизной таможни, Московской западной таможни, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между обществом и фирмой "Topaz Jewellery LLC" заключен контракт N 11 от 16.10.2006 г. на переработку драгоценных металлов в драгоценные изделия, предусматривающий переработку сырья, поставленного заказчиком (ООО "Злато-А"), на производственных площадях переработчика (иностранной фирмы "Topaz Jewellery L.L.C", находящейся в Объединенных Арабских Эмиратах) вне таможенной территории Российской Федерации и изготовление продукции с последующей поставкой этой продукции заказчику.
Перерабатываемым сырьем является золото в слитках 999,9 пробы, а продукцией, изготавливаемой из этого сырья, являются ювелирные изделия из золота 585 и 750 пробы и их части со вставками из бриллиантов, драгоценных, полудрагоценных, искусственных, синтетических камней и жемчуга.
06.12.2006 общество обратилось в Московскую западную таможню с заявлением о выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории в соответствии со ст.ст. 197-204 Таможенного кодекса Российской Федерации.
14.12.2006 на основании представленных заявителем документов, Московской западной таможней было принято решение о выдаче обществу разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10122000/15126/61/08, которым предусмотрено помещение под указанный таможенный режим золота в слитках 999,9 пробы, весом 260 000 грамм, стоимостью 133 951 397, 32 руб. В результате переработки товаров предполагалось изготовить указанные в п. 3 разрешения ювелирные изделия и их части из золота 585 пробы и 750 пробы стоимостью 378 522 864,32 руб.
В соответствии с приказом ФТС России от 06.07.2007 N 819 "О перерегистрации в Центральной акцизной таможне разрешений на переработку товаров вне таможенной территории драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы", разрешение N 10122000/15126/61/08, выданное Московской западной таможней, уведомлением от 24.08.2007 N21-05/14287 перерегистрировано Центральной акцизной таможней, ему присвоен регистрационный N 10009000/15126/21/21.
Как видно из материалов дела, на основании Разрешения на переработку общество осуществляло вывоз золотых слитков с территории Российской Федерации для целей проведения операций по их переработке в течение установленного срока переработки с последующим ввозом продуктов переработки в Российскую Федерацию с соответствующим частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов согласно действующему законодательству.
По результатам ведомственного контроля решения Московской западной таможни о выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10122000/15126/61/08, решением Федеральной таможенной службы России N 10000000/110108/11 от 11.01.2008 указанное решение отменено, при этом процесс таможенного оформления товара не был завершен.
ООО "Злато-А" обратилось к Руководителю ФТС с жалобой от 08.02.2008 N 08/0802-01-зл.
Решением Федеральной таможенной службы N 15-76/47 от 17.03.2008 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица оспариваемый акт ФТС России оставлен без изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции обоснованно указал, что решение ФТС России не нарушает права и законные интересы общества по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решение и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения, действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа и лица, которые приняли оспариваемое решение, совершили оспариваемое бездействие, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение, бездействие права и законные интересы заявителя.
Как видно из материалов дела, на дату выдачи обществу разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10122000/15126/61/08 его оформление осуществлялось в соответствии с Приказом ГТК РФ от 15.09.2003 г. N 1015 "О выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории", которым было установлено, что разрешение на переработку выдается декларанту таможней, в регионе деятельности которой зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Приказом ГТК РФ от 21.11.2003г. N 1307 "Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных каменей", таможенное оформление драгоценных металлов, драгоценных камней осуществляется специализированными таможенными органами.
В регионе деятельности Центрального таможенного управления таким таможенным органом является специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни.
Приказом ФТС России от 19.04.2007г. N 489 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней", полномочия таможен, установленные Приказом ГТК РФ от 15.09.2003г. N 1015, по выдаче разрешений на переработку вне таможенной территории драгоценных металлов и драгоценных камней, в регионе деятельности которых зарегистрированы декларанты, переданы Центральной акцизной таможне (ЦАТ).
В целях реализации полномочий ЦАТ приказом ФТС России от 06.07.2007г. N 819 документы по контролю за применением таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории по разрешениям на переработку на таможенной территории и переработку вне таможенной территории драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, выданные иными таможнями, подлежали передаче в срок до 01.08.2007 Центральной акцизной таможне.
На основании данных актов разрешение на переработку товаров вне таможенной территории N 10122000/15126/61/08, выданное Московской западной таможней передано в Центральную акцизную таможню.
В силу п.6.7 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 она осуществляет контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов.
Согласно ст.412 ТК РФ вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов. Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, вправе отменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом.
Таким образом, право ФТС России как вышестоящего таможенного органа отменять решения нижестоящих таможенных органов прямо предусмотрено статьей 412 ТК РФ.
То обстоятельство, что ст.205 ТК РФ предусматривает отзыв разрешения только в случае наложения специального запрета актом Правительства РФ, не может быть принято во внимание, поскольку ст. 198, 205 ТК РФ не подлежат применению как основания вынесения решения ФТС России.
При этом, как правомерно указанно судом первой инстанции, нарушение конкретных прав каких-либо лиц или наличие жалоб со стороны иных лиц не является необходимым условием применения вышестоящим таможенным органом мер административного реагирования.
Таким образом, оспариваемые решения N 10000000/110108/11 от 11.01.2008 и N 15-76/47 от 17.03.2008 приняты ФТС России в порядке ведомственного контроля деятельности Московской западной таможни о выдаче обществу разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10122000/15126/61/08 в связи с несоответствием его требованиям законодательства Российской Федерации, то есть в пределах полномочий вышестоящего таможенного органа, установленного законодательством.
Вынося оспариваемое решение, таможенный орган исходил из того, что декларантом не представлены достаточные сведения, позволяющие идентифицировать вывезенный товар в продуктах его переработки по заявленному методу, разрешение было выдано в отсутствие обоснований норм выхода продуктов и срока их переработки.
Главой 19 ТК РФ установлены порядок и условия помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории.
В соответствии со ст.197 Таможенного кодекса РФ переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Товары, вывозятся с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин. К вывозимым товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Статьей 198 ТК РФ определены условия помещения товаров под таможенный режим, среди которых, обязательное наличие разрешения таможенного органа (статья 203 ТК РФ).
Согласно статье 203 ТК РФ разрешение на переработку товаров вне таможенной территории, выдаваемое декларанту, должно содержать: описание, качество и количество товаров, предназначенных для переработки, и продуктов их переработки; операции по переработке товаров и способы их совершения; норма выхода продуктов переработки, если она установлена (пункт 4 статьи 202) или согласована на день выдачи разрешения; способы идентификации вывозимых товаров в продуктах переработки; срок переработки товаров; иные сведения, определяемые федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, и необходимые для таможенных целей.
Из данной нормы следует, что для выполнения требований ст.203 ТК РФ таможенным органом должны быть получены документы и сведения, содержащие указанную информацию и свидетельствующие о возможности помещения конкретного товара под таможенный режим переработки за пределами таможенной территории РФ.
Согласно п.2 ст.198 ТК РФ переработка вне таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать вывезенные товары в продуктах переработки (ст.199), за исключением случая, когда осуществляется замена продуктов переработки иностранными товарами в соответствии со ст.206 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст.199 ТК РФ предусмотрено, что для идентификации вывезенных товаров в продуктах их переработки используются следующие способы, если эти способы применимы исходя из характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров: 1) проставление заявителем или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на вывозимые товары; 2) подробное описание вывозимых товаров, их фотографирование, изображение в масштабе; 3) сопоставление результатов исследования предварительно взятых проб или образцов вывозимых товаров и продуктов их переработки; 4) использование серийных номеров или другой маркировки производителя вывозимых товаров; 5) документальное подтверждение, свидетельствующее, что операциям по переработке товаров подвергались вывезенные товары; 6) иные способы идентификации, предполагающие использование современных технологий.
Согласно п.2 этой же статьи приемлемость заявленного способа идентификации вывезенных товаров для переработки вне таможенной территории в продуктах переработки устанавливается таможенным органом с учетом характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров.
В соответствии с п.1 ст.204 ТК России для получения разрешения на переработку товаров вне таможенной территории в таможенный орган подается заявление, содержащее сведения: о заявителе; о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров; о товарах, предназначенных для переработки, продуктах переработки, а также об отходах и остатках; об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения; о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров; о норме выхода продуктов переработки; о способах идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки; о замене ввезенных товаров эквивалентными товарами; о сроке переработки товаров.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи к заявлению на переработку товаров вне таможенной территории должны прилагаться документы, подтверждающие заявленные в нем сведения.
В решениях ФТС РФ N 10000000/110108/11 от 11.01.2008 и N 15-76/47 от 17.03.2008 в качестве основания отмены разрешения на переработку указано, что представленное декларантом письмо предприятия-переработчика фирмы "Topaz Jewellery LLC", не содержит какие-либо сведения о технологическом процессе переработки и нормах выхода продуктов переработки на конкретных предприятиях-переработчиках, их производственных мощностях, носит общий информативный характер и не может служить основанием для установления сроков переработки товаров, в связи с чем у Московской западной таможни отсутствовали основания для согласования указанных в заявлении общества, норм выхода продуктов переработки и сроков переработки товаров.
Также ФТС России пришла к выводу, что представленный в Московскую западную таможню документ "Согласование производственного процесса с указанием основных операций по переработке сырья (золото 999,9 пробы) в продукции (ювелирные изделия из золота 585 и 750 пробы) в рамках контракта N 11 от 16.10.2006" не содержит сведений о продолжительности процесса изготовления конкретных ювелирных изделий и отличается от описания производственного процесса, указанного в пункте 6 Заявления и в пункте 5 Разрешения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 202 ТК России норма выхода продуктов переработки определяется декларантом по согласованию с таможенным органом исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров.
Согласование нормы выхода продуктов переработки таможенным органом производится на основании представленных декларантом документов, содержащих сведения о технологическом процессе переработки.
Согласно пункту 6 статьи 204 ТК России таможенный орган отказывает в выдаче разрешения на переработку, если при подаче заявления декларантом не соблюдены требования и условия, установленные положениями параграфа 3 главы 19 ТК России.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно указал, что из пункта 9 разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10122000/15126/61/08, Московская западная таможня согласовала срок переработки 260 000 гр. золота - 12 месяцев.
Из оспариваемого решения усматривается, что выявленные ФТС России недостатки (отсутствие сведений о технологическом процессе), по мнению заинтересованного лица, не позволили установить срок переработки товаров, что препятствует оформлению соответствующего разрешения.
Однако как видно, в Разрешении на переработку прямо установлен срок переработки товаров, который составляет 12 месяцев (пункт 9 Разрешения на переработку).
Данный срок соответствует п. 1 ст. 201 ТК РФ, в силу которого срок переработки товаров вне таможенной территории определяется декларантом по согласованию с таможенным органом и не может превышать два года. Основания, по которым данный срок не мог быть согласован МЗТ, ФТС России не приведены.
Таким образом, указанным разрешением в установленном порядке определен срок переработки, что соответствует нормам ТК РФ.
Ссылка ФТС России на то, что согласование нормы выхода продуктов переработки таможенным органом производится на основании представленных декларантом документов, содержащих сведения о технологическом процессе переработки, так же обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку в отношении товара, вывоз которого осуществлен заявителем, подлежит применению пункт 4 ст.202 ТК РФ.
В силу указанной нормы, если операции по переработке товаров, имеющих практически постоянные характеристики, обычно осуществляются в соответствии с определенными техническими условиями и ведут к выпуску продуктов переработки неизменного качества, компетентными органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, устанавливаются стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей.
Постановлением Правительства РФ от 09.12.2003 г. N 744 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, устанавливающих стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей" установлено, что в отношении товаров, классифицируемых в товарной группе 71 ТН ВЭД России, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, устанавливающим стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей, определено Министерство финансов Российской Федерации.
Из Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 г. N 718 "О Таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" следует, что в товарную группу 71 входят в том числе "драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них". Согласно примечанию 4А по группе 71 термин "драгоценный металл" означает серебро, золото и платину.
Золото в слитках, вывезенное обществом, 38306727 для целей проведения операций по переработке, классифицируется по коду ТН ВЭД 7108 12 000 0 и относится к товарной группе 71 ТН ВЭД России.
Из вышеизложенных правовых норм следует, что для операций по переработке золота в слитках по Контракту N 11 от 16.10.2006 Минфин РФ устанавливает стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей.
При этом отсутствие общего нормативного акта не изменяет порядка установления таких норм выработки, следовательно, Минфин РФ является единственным лицом, уполномоченным принимать нормы выработки для вывезенного товара, в том числе и по индивидуальному запросу заявителя по конкретному контракту.
В соответствии с п. 4 ст. 202 ТК РФ для общества по Контракту N 11 от 16.10.2006 стандартные нормы выхода продуктов переработки были установлены Минфином РФ согласно письму N11-13-04/1143 от 01.12.2006 "О согласовании норм выхода продуктов переработки драгоценных металлов": норма выхода в товарной продукции 98%, в потерях 2%, что отражено в пункте 4 Разрешения на переработку.
При установлении Минфином РФ стандартных норм выхода продуктов переработки закон не возлагает на заявителя обязанность определять нормы выхода продуктов переработки по согласованию с таможенным органом, исходя из фактических условий, при которых осуществляется переработка товаров", либо представлять таможенному органу документы, содержащие детальные сведения о технологическом процессе переработки и/или заключения экспертных организаций для целей установления таких норм.
Суд первой инстанции дал оценку письму Минфина РФ N 11-13-04/1143 от 01.12.2006 и правомерно указал, что при подаче и рассмотрении заявления соблюдены требования и условия, установленные ст.202, ст.203 ТК РФ, таким образом, у Московской западной таможни не было оснований для отказа по данным основаниям в выдаче обществу разрешения на переработку.
В тоже время в силу ст. 198 ТК РФ переработка вне таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать вывезенные товары в продуктах переработки (статья 199), за исключением случая, когда осуществляется замена продуктов переработки иностранными товарами в соответствии со статьей 206 настоящего Кодекса.
В то же время ст. 199 ТК РФ установлены используемые таможенным органом способы для идентификации вывезенных товаров в продуктах их переработки, в том числе: проставление заявителем или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на вывозимые товары; подробное описание вывозимых товаров, их фотографирование, изображение в масштабе; сопоставление результатов исследования предварительно взятых проб или образцов вывозимых товаров и продуктов их переработки; использование серийных номеров или другой маркировки производителя вывозимых товаров; документальное подтверждение, свидетельствующее, что операциям по переработке товаров подвергались вывезенные товары; иные способы идентификации, предполагающие использование современных технологий.
Выбор способа идентификации осуществляется исходя из характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров.
Как видно из представленных в материалы дела доказательствах, в пункте 7 заявления на переработку вне таможенной территории драгоценных металлов общество выбрало документальный способ идентификации - документальное подтверждение того, что операциям по переработке товаров подвергались вывезенные товары.
В пункте 6 Разрешения "Способ идентификации товаров в продуктах переработки" указано: "На основании статьи 199 п.5 Таможенного кодекса Российской Федерации должностному лицу таможенного органа идентификацию вывезенных товаров в продуктах переработки проводить документальным методом, а именно: при таможенном оформлении товаров на вывоз в ГТД в графе 31 обязательно должны быть указаны номера вывозимых слитков; при оформлении продуктов переработки в счет данного разрешения, должностному лицу таможенного органа, проводить сверку номеров слитков, указанных в графе 31 вывозной ГТД с номерами слитков, указанных в графе 31 ввозной ГТД и оригинальном инвойсе (счете-фактуре), имеющем отметки таможенных органов или торгово-промышленной палаты страны переработчика, направленным переработчиком вместе с товаром. Дополнительно для целей идентификации заявителем представляются следующие документы: копия импортной (ввозной) ГТД переработчика, заверенная печатью торгово-промышленной палатой страны переработчика; копия экспортной (вывозной) ГТД переработчика, заверенная печатью торгово-промышленной палатой страны переработчика, содержащая сведения о том, что продукты переработки изготовлены из сырья Российского происхождения; оригиналы сертификата происхождения на ввозимые продукты переработки либо заверенную торгово-промышленной палатой страны переработчика копию.
В подтверждение заявленного способа идентификации согласно подпунктам 2, 3 пункта 6 Разрешения на переработку при оформлении продуктов переработки общество представляло должностному лицу таможенного органа для проведения сверки номеров слитков, указанных в графе 31 вывозной ГТД с номерами слитков, указанных в графе 31 ввозной ГТД и оригинальном инвойсе (счете-фактуре) следующие документы: вывозные ГТД, оригинальные инвойсы, отмеченные торгово-промышленной палатой ОАЭ, ввозные ГТД ОАЭ, отмеченные торгово-промышленной палатой ОАЭ, оригинал сертификата происхождения на ввозимые продукты переработки торгово-промышленной палаты ОАЭ и пр.
Согласно п.п.5 п.1 ст.199 ТК РФ при данном способе идентификации представленные документы должны свидетельствовать о том, что помещенное под таможенный режим переработки вне таможенной территории золото было переработано в ювелирные изделия лицом, непосредственно совершающим операции по переработке.
Между тем, документы, указанные в п. 6 "Способы идентификации товаров в продуктах переработки" разрешения на переработку, не свидетельствуют о том, что золото в слитках поступило на производственные мощности лица, непосредственно совершающего операции по переработке, и было использовано им для изготовления изделий из золота.
Представленные заявителем в отношении ввозимых товаров копии ГТД на вывоз российского сырья с указанием номеров слитков драгоценных металлов, копии ГТД на ввоз продуктов переработки с указанием номеров слитков, из которых были изготовлены продукты переработки на основании сертификата происхождения страны переработчика, копии ГТД на ввоз российского сырья в страну переработки с указанием номеров слитков драгметаллов, копии ГТД на вывоз продуктов переработки, в которых указано, что продукты переработки изготовлены из российских слитков с указанием номеров, сертификата происхождения продуктов переработки с указанием того, что он изготовлены из слитков российского происхождения, наличие на слитках индивидуальных номеров не позволяют однозначно соотнести конкретные продукты переработки с конкретными единицами ввезенных товаров (слитков драгоценных металлов), так как документы не содержат в себе информацию об отличительных признаках этих товаров с целью обнаружения этих признаков в продуктах их переработки.
Иные документы (инвойсы, сертификаты происхождения, в том числе сертификат происхождения товара (ОАЭ) от 20.05.2007 N 209179) подтверждают использование при изготовлении товара российского сырья, но не позволяют таможенному органу сделать достоверные выводы об объемах и видах использованного при производстве каждого изделия сырья и соотнести эти данные с имеющимися сведениями о ранее вывезенном для переработки сырье.
Таким образом, апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ГТД на вывоз российского сырья, копии ГТД на ввоз продуктов переработки не позволяют сделать вывод об идентификации товаров в продуктах их переработки.
Кроме этого, согласно разрешению на территорию РФ ввозятся продукты переработки - ювелирные изделия и их части п. 3 разрешения, однако не конкретизирован перечень таких изделий. Пунктом 1.1 Контракта от 16.10.06 N 11, в соответствии с которым российское сырье подвергалось переработке, также не предусмотрен перечень ювелирных изделий, которые должны быть изготовлены переработчиком.
Учитывая, что золотые слитки в результате операций по переработке теряют свои индивидуальные качества (в том числе, индивидуальные номера), возможность идентификации товаров в продуктах их переработки только лишь путем сличения номеров слитков золота, указанных ГТД, оформляемых на экспорт или импорт, нельзя считать достаточной.
Оценивая приведенные доводы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что само по себе осуществление сличения номеров слитков золота, указанных в графе 31 российских таможенных деклараций, в соответствии с которыми товары были вывезены с таможенной территории Российской Федерации, с номерами слитков, указанных в графе 31 российских таможенных деклараций, оформленных на ввоз ювелирных изделий, не является подтверждением того, что операциям по переработке подвергалось именно вывезенное золото в слитках.
Перечисленные документы могут свидетельствовать только о факте вывоза с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с заявленным таможенным режимом слитков золота 999,9 пробы и ввоза на таможенную территорию Российской Федерации ювелирных изделий и их частей.
Следовательно, документы, предложенные заявителем в качестве документального подтверждения идентификации, не в полной мере подтверждают осуществление операций по переработке товаров именно вывезенных товаров.
Таким образом, в отсутствие сведений о технологическом процессе переработки, не представляется возможным идентифицировать товар, в связи, с чем является правомерным вывод ФТС России об отсутствии законных оснований для выдачи обществу разрешения.
При этом апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ГТД на вывоз российского сырья, копии ГТД на ввоз продуктов переработки не позволяют сделать вывод об идентификации товаров в продуктах их переработки.
Приведенные обстоятельства правомерно расценены ФТС России как препятствующие выдаче разрешения на переработку указанного заявителем товара вне таможенной территории, так как указанные в пункте 6 Разрешения документы не могут быть использованы для целей идентификации, следовательно, у Московской западной таможни на основании п. 6 ст. 204 ТК РФ отсутствовали законные основания для принятия предложенного способа идентификации вывозимых товаров в продуктах их переработки.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц арбитражный суд устанавливает, нарушают ли оспариваемое решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 6 ст. 204 ТК РФ таможенный орган отказывает в выдаче разрешения на переработку, если при подаче заявления декларантом не соблюдены требования и условия, установленные положениями параграфа 3 главы 19 ТК России, а также, если таможенный орган не согласовывает нормы выхода и срок переработки товаров.
Московская западная таможня приняла решение о выдаче обществу разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, несмотря на несоблюдение декларантом условий, определенных статьями 204, 198, 201 ТК России.
ФТС России в порядке ведомственного контроля отменила решение нижестоящего таможенного органа как не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного оспариваемое решение ФТС России N 10000000/110108/11 от 11.01.2008 и N 15-76/47 от 17.03.2008 об отмене решения Московской западной таможни о выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории N 10122000/15126/61/08, принятое Федеральной таможенной службой России, соответствует требованиям таможенного законодательства РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции основано на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы указаны доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебно акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решение суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.07.2008 по делу N А40-18575/07-146-213 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-18575/08-146-213
Истец: ООО "Злато-А"
Ответчик: Федеральная таможенная служба
Третье лицо: Центральная акцизная таможня, Московская западная таможня