г. Москва |
Дело N А40-44182/08-76-80 |
28.11.2008 г. |
N 09АП-14642/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2008г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.2008г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кораблевой М.С.
судей Крекотнева С.Н., Седова С.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергиной Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России N 5 по г.Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2008г.
по делу N А40-44182/08-76-80, принятое судьёй Чебурашкиной Н.П.
по иску (заявлению) ЗАО "БЕЛРОСТ"
к ИФНС России N 5 по г.Москве
о признании незаконным бездействия и обязании принять решение о возмещении налога на добавленную стоимость
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) Мурзайкина Н.Е. по дов. от 04.03.2008г., Сурова А.В. по дов. от 04.02.2008г.;
от ответчика (заинтересованного лица) Кононенко И.М. по дов. N 159 от 26.12.2007г.;
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "БЕЛРОСТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России N 5 по г. Москве, выразившегося в непринятии решения о возврате налога на добавленную стоимость за июль 2005 года, об обязании ИФНС России N 5 по г. Москве принять решение о возмещении налога на добавленную стоимость за июль 2005 года в размере 685 122 руб. путем возврата на расчетный счет ЗАО "БЕЛРОСТ".
Решением суда от 30.09.2008г. требования ЗАО "БЕЛРОСТ" удовлетворены. При этом суд исходил из того, что оспариваемое бездействие Инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах Российской Федерации, нарушает права налогоплательщика. Установленные статьями 165, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, п.2 Положения о взимании косвенных налогов при механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерации и Республикой Белоруссия и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполненных работ, оказании услуг от 15.09.2004г. порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов и порядок применения налоговых вычетов соблюдены заявителем.
ИФНС России N 5 по городу Москве не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении требований ЗАО "БЕЛРОСТ" отказать, утверждая о том, что поскольку заявителем в 2005 году налоговая декларация по НДС по ставке 0 процентов не подавалась, налоговые вычеты по НДС по экспортным операциям могут быть заявлены в 2008 году, камеральная проверка данной декларации будет проходить по периоду 2008 года, но по документам 2005 года.
ЗАО "БЕЛРОСТ" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит ее оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения, указывая на то, что доводы налогового органа не могут служить основанием для отмены решения суда.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что 31 марта 2008 года ЗАО "БЕЛРОСТ" подана в ИФНС России N 5 по г.Москве налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июль 2005 года (том 1 л.д.33-41), в которой по строке 190 отражен налог, предъявленный налогоплательщику и уплаченный им при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве товаров, реализованных на экспорт и в Республику Беларусь, а также товаров, приобретенных для перепродажи на экспорт и в Республику Беларусь, нулевая ставка налога по которым документально подтверждена, в размере 685 122 рублей.
Одновременно с декларацией в налоговый орган налогоплательщиком представлены документы, подтверждающие обоснованность применения ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов (письмо от 31.03.2008 N 02-12/09415, т.1 л.д.42-43).
Как пояснил налогоплательщик, указание в налоговой декларации показателя "вид документа" цифры "3 - корректирующая" является технической ошибкой, допущенной бухгалтером при ее составлении. Ранее обществом подавалась налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за июль 2005 года (по ставке 18 %), а налоговая декларация по НДС по налоговой ставке 0 процентов за июль 2005 года обществом не подавалась. Данное обстоятельство инспекцией не оспаривается.
Доводы ИФНС России N 5 по г.Москве о том, что поскольку заявителем в 2008 году подана декларация за 2005 год, то камеральная проверка должна была быть проведена ИФНС России N 14 по г.Москве, в которой налогоплательщик в тот период времени состоял на налоговом учете, а также то, что камеральная проверка данной декларации будет проходить по периоду 2008 года, но по документам 2005 года, являются несостоятельными по следующим основания.
Согласно пункту 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
В момент подачи указанной налоговой декларации налогоплательщик состоял на налоговом учете в ИФНС России N 5 по г.Москве и именно ИФНС России N 5 по г.Москве должна была провести камеральную проверку декларации.
Пунктом 9 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика на предоставление налоговой декларации по ставке 0 % и в сроки более поздние, чем 180 дней при условии сбора полного пакета документов.
Пунктом 9 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, которым является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Полный пакет документов, подтверждающих право ЗАО "БЕЛРОСТ" на применение ставки НДС 0 %, собран организацией в июле 2005 года (заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов N 228 от 29.07.2005, Nм 232 от 29.07.2005, т.1 л.д.81, 93).
Таким образом, моментом определения налоговой базы по товарам, отгруженным заявителем по счетам-фактурам N 16 от 28.04.2005 (т.1 л.д.76), N 14 от 22.04.2005 (т.1 л.д.87) является июль 2005 года, что обосновывает подачу налоговой декларации по НДС по ставке 0 % за июль 2005 года.
Согласно п. 1 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 176 Кодекса, по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 9 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В соответствии со статьей 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.
Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.
Инспекцией нарушений в оформлении представленных налогоплательщиком документов не установлено, дополнительных документов, пояснений в порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации не истребовалось.
Таким образом, заинтересованным лицом в установленные статьями 88, 176 Налогового кодекса Российской Федерации сроки не проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за июль 2005 года и не вынесено решение о возмещении налогоплательщику соответствующих сумм, заявленных в указанной декларации.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно признано незаконным бездействие ИФНС России N 5 по г. Москве, выразившееся в непринятии решения о возврате обществу налога на добавленную стоимость за июль 2005 года.
Право на возмещение налога на добавленную стоимость возникло у ЗАО "БЕЛРОСТ" в связи с осуществление поставок товара на экспорт (Республика Беларусь) в рамках договора от 03.02.2005г. N 48 (т.1 л.д.71), контракта от 14.04.2005г. N 192 (т.1 л.д.82), заключенных с иностранным покупателем РУП "ПО "Беларуськалий".
Указанный товар приобретен заявителем у российских поставщиков по договору N 126сн от 13.01.2005, заключенному с ООО "Торговый дом "КРТ" (т.1 л.д.94), по договору N 76 от 22.04.2005, заключенному с ООО "Регион-Сервис РК" (т.1 л.д.103).
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации товаров, помещенных по таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представлении в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
Статья 165 Налогового кодекса Российской Федерации, п.2 Положения о взимании косвенных налогов при механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерации и Республикой Белоруссия и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполненных работ, оказании услуг от 15.09.2004г. определяют порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов и содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых в налоговый орган.
Право налогоплательщика уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные налоговые вычеты предусмотрено п. 1 ст. 171 Кодекса.
Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В соответствии с п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации суммы, предусмотренные ст. 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п.п. 1-6 п. 1 ст. 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с п. 6 ст. 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164 Кодекса и документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
Судом первой инстанции со ссылкой на листы дела полно и всесторонне исследованы представленные в материалы дела документы, предусмотренные статьями 165, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, п.2 Положения о взимании косвенных налогов при механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерации и Республикой Белоруссия и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполненных работ, оказании услуг от 15.09.2004г., подтверждающие как факт экспорта товара, поступления выручки от иностранного покупателя, так и факт уплаты налога, в составе цены товара, уплаченного поставщикам, дана правильная оценка представленным доказательствам.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов и порядок применения налоговых вычетов соблюдены заявителем и правомерно удовлетворил требование общества об обязании ИФНС России N 5 по г. Москве принять решение о возмещении налога на добавленную стоимость за июль 2005 года в размере 685 122 руб. путем возврата на расчетный счет ЗАО "БЕЛРОСТ".
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что при смене ЗАО "БЕЛРОСТ" места нахождения ИФНС России N 14 по г.Москве в июле 2007 года проводилась выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, в том числе и налога на добавленную стоимость, за период с 01.01.2004 по 31.12.2006 года. Акт налоговой проверки представлен в материалы дела (т.1 л.д.112-116). По результатам указанной проверки не установлено нарушений при применении ЗАО "БЕЛРОСТ" налоговой ставки 0 % в отношении товаров, отгруженных в Республику Беларусь, а также в части права на возмещение налога на добавленную стоимость в отношении товаров, приобретенных для поставки в Беларусь.
С учетом изложенного, Арбитражным судом города Москвы правомерно удовлетворены требования общества.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий (подаче апелляционной жалобы) по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы налоговым органом не была уплачена госпошлина, с инспекции подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2008 г. по делу N А40-44182/08-76-80 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 5 по г.Москве в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
М.С. Кораблева |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44182/08-76-80
Истец: ЗАО "БЕЛРОСТ"
Ответчик: ИФНС РФ N 5 по г. Москве
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14642/2008