г.Москва |
N А40-14540/08-21-176 |
28 ноября 2008 г. |
N 09АП-9875/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.11.2008
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Веклича Б.С., Якутова Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Халиной И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.06.2008
по делу N А40-14540/08-21-176 судьи Каменской О.В.
по заявлению Московского городского военного прокурора в интересах Федерального агентства по управлению федеральным имуществом
к Правительству Москвы,
третьи лица: ФГУП "Управление монтажных работ Министерства обороны", Министерство обороны,
о признании недействительным постановления,
при участии в судебном заседании:
представителей Правительства Москвы Мазаевой К.В. по доверенности от 21.12.2007, удостоверение N 114; Пешнева И.Л. по доверенности от 22.08.2008, удостоверение N 17718,
представителя ФГУП "Управление монтажных работ Министерства обороны" Калинина В.А. по доверенности от 04.08.2008, паспорт 46 07 371486,
представителя Министерства обороны Казакова Р.С. по доверенности от 01.11.2008, паспорт 60 03 896485,
представитель прокурора не явился, извещен,
представитель Росимущества не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 24.06.2008, принятым по данному делу, признано недействительным постановление Правительства Москвы от 03.07.2007 N 575-ПП в части внесения в перечень сторонних организаций, подлежащих выводу с территорий парков культуры и отдыха "Сокольники", "Измайлово" и "Фили" г.Москвы, указанных в приложении N 1, войсковой части 14263. Кроме того, суд обязал Правительство Москвы в течение 45 дней со дня принятия судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обосновывая принятое решение, суд первой инстанции указал на то, что в обжалуемой части оспариваемое постановление принято с нарушением компетенции Правительства Москвы и с превышением полномочий, поскольку решает вопросы перебазирования федерального предприятия, собственником имущества которого не является, и не вправе решать вопросы распоряжения федеральным имуществом. При этом суд указал на то, что внося в перечень организаций, подлежащих выводу с территории парка, в/ч 14263, Правительство Москвы вышло за пределы своих полномочий, поскольку данное имущество является собственностью Российской Федерации.
Не согласившись с данным решением, Правительство Москвы в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы указывает на то, что у суда не было оснований признавать наличие в содержании постановления превышения Правительством полномочий в отношении федерального имущества, поскольку в данном постановлении отсутствует подтверждение распоряжения Правительством Москвы федеральным имуществом. Настаивает на том, что в данном постановлении дается поручение соответствующим службам совершить действия, направленные на освобождение земельного участка от сторонних организаций, а не о распоряжении данным имуществом. Считает, что судом не исследовался вопрос о наличии зарегистрированных прав у войсковой части на земельный участок, указанный в постановлении, - ул.Сокольнический вал, 37.
Представитель ФГУП "Управление монтажных работ Министерства обороны" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. Считает, что Правительство г.Москвы вышло за пределы своих полномочий при вынесении оспариваемого постановления.
Представитель Министерства обороны также поддержал решение суда, указав на его законность и обоснованность, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители Московского городского военного прокурора и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителей ответчика и третьих лиц, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, Правительством Москвы 03.07.2007 было издано постановление N 575-ПП "О дополнительных мерах по реализации постановления Правительства Москвы от 30.11.2004 N 824-ПП "О выводе сторонних организаций с территорий парков культуры и отдыха "Сокольники", "Измайлово" и "Фили".
Подпунктом 2.1 данного постановления утвержден перечень организаций (приложение N 1), подлежащих выводу с территорий указанных парков.
Пунктом 16 приложения предусмотрен вывод с территории Государственного учреждения культуры города Москвы "Парк культуры и отдыха "Сокольники" войсковой части 14263 Министерства обороны (ул.Сокольнический вал, 37). При этом ответственными за исполнение постановления в данной части указаны Департамент земельных ресурсов г.Москвы и Префектура ВАО г.Москвы. В графе 5 Приложения указано, что данное имущество является федеральной собственностью (том 1 л.д.10).
Признавая данное постановление недействительным в означенной части, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности и необоснованности ненормативного акта в оспариваемой части.
Как видно из материалов дела, распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 11.04.2003 N 1123 "О реорганизации государственных унитарных предприятий, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных сил РФ" образовано Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление монтажных работ" (ФГУП "УМР") путем слияния 1266 специализированного строительное управление ГУП "523 управление специальных монтажных работ Минобороны России" (войсковая часть 14263, адрес: г.Москва, ул.Сокольнический вал, д.37-д), ГУП "Управление монтажных работ N 1 - дочернее предприятие ГУП "523 УСМР", и других организаций (том 1 л.д.11-15).
ФГУП "УМР" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем выдано свидетельство N 1047713004932 от 17.02.2004 (том 1 л.д.16). Данное предприятие содержится за счет штатной численности Минобороны России.
Уставом ФГУП "УМР", утвержденным приказом начальника строительства и расквартирования войск - заместителя Министра обороны РФ от 25.12.2003 N 277 (том 1 л.д.20) и распоряжением Минимущества от 19.12.2003 N 7106 определено, что предприятие находится в ведомственном подчинении Минобороны России, а общее руководство деятельностью предприятия осуществляет начальник строительства и расквартирования войск - заместитель Министра обороны Российской Федерации. Функции учредителя и собственника имущества ФГУП "УМР" осуществляют Минобороны России и Министерство имущественных отношений Российской Федерации (пункт 1.4 Устава, том 1 л.д.22).
Предприятие имеет филиал (обособленное подразделение) - Управление монтажных работ N 1, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Сокольнический Вал, д.37-д (пункт 1.10 Устава, том 1 л.д.23). Предприятие осуществляет деятельность в целях выполнения государственного оборонного заказа, производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для нужд Минобороны РФ.
Соответственно, для выполнения предприятием поставленных задач оно наделено находящимся в федеральной собственности недвижимым имуществом.
Здания по адресу: г.Москва, ул.Сокольнический вал, д.37-д, строения: 8 (кадастровый номер объекта 77-77-13/001/2006-321), 9 (77-77-13/001/2006-340), 10 (77-77-13/001/2006-359), 11 (77-77-13/001/2006-343), 12 (77-77-13/001/2006-346), являются собственностью Российской Федерации, о чем получены свидетельства о регистрации соответствующего права (том 1 л.д.44-48).
Распоряжением Минимущества РФ от 21.06.2002 N 1610-р (то есть до издания распоряжения об образовании ФГУП "Управление монтажных работ") названное имущество передано на баланс ГУП "Управление монтажных работ N 1" и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.
В материалах дела имеется выписка из реестра федерального имущества по состоянию на 11.04.2006, из содержания которой следует, что строения 8-12 по адресу: г.Москва, ул.Сокольнический вал, д.37-д, находятся на праве хозяйственного ведения у ФГУП "УМР" (том 1 л.д.49).
Кроме того, из имеющихся в материалах дела справок Восточного ТБТИ N 1 следует, что официальными адресами указанных объектов являются: г.Москва, ул.Сокольнический Вал, д.1 К стр. 8, 9, 10, 11, 12 (соответственно).
Таким образом, названные объекты принадлежат на праве хозяйственного ведения ФГУП "УМР".
Судом апелляционной инстанции не приняты как необоснованные приведенные в апелляционной жалобе доводы Правительства Москвы о том, что указанные объекты находятся в хозяйственном ведении Предприятия без оформления прав на земельный участок, в связи с чем права ФГУП "УМР" оспариваемым постановлением не нарушены.
Оспариваемым постановлением Департаменту земельных ресурсов Москвы и Префектуре ВАО Москвы предписывается произвести вывод имущества, находящегося в федеральной собственности, с территории парка, что прямо следует из содержания данного ненормативного акта. Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, Правительство Москвы с превышением своих полномочий фактически решает вопросы перебазирования имущества, находящегося в федеральной собственности. При этом следует учесть, что земельный участок, на котором расположено недвижимое имущество, являющееся федеральной собственностью, также является федеральной собственностью.
Доводы подателя жалобы, приведенные в заседании апелляционного суда о том, что в материалы дела представлены свидетельства о праве собственности на иные объекты, нежели те, которые расположены на территории парка, не приняты судом апелляционной инстанции как необоснованные. Доказательств данному утверждению ответчиком не представлено, напротив, из анализа имеющихся в материалах дела документов, а также сопоставления плана земельного участка парка "Сокольники", представленного Правительством Москвы, и плана земельного участка, представленного ФГУП "УМР", следует вывод о том, что в оспариваемом постановлении ведется речь о перебазировании имущества, находящегося в федеральной собственности, предоставленного ФГУП "УМР" на праве хозяйственного ведения.
Согласно статье 294 Гражданского кодекса РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим кодексом.
В соответствии с нормами Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество федерального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
В соответствии со ст.20 названного Закона только собственник имущества унитарного предприятия может принимать решения о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначать ликвидационную комиссию и утверждать ликвидационные балансы унитарного предприятия; давать согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок; осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества. Собственник имущества унитарного предприятия вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения. Правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия по созданию, реорганизации и ликвидации федерального казенного предприятия, утверждению устава и внесению изменений в устав такого предприятия осуществляются Правительством РФ. Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляются Правительством РФ или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности Российской Федерации, не могут быть переданы Российской Федерацией субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Все изложенное в совокупности и взаимосвязи позволяет сделать вывод о правомерности вывода суда первой инстанции о том, что постановление Правительства Москвы в обжалуемой части принято с нарушением его компетенции и с превышением полномочий, поскольку в нем решаются вопросы перебазирования федерального предприятия. Следовательно, внося в перечень сторонних организаций, подлежащих выводу с территорий парков культуры и отдыха "Сокольники", "Измайлово" и "Фили" г.Москвы войсковую часть 14263, Правительство Москвы вышло за пределы своих полномочий, поскольку данная воинская часть владеет имуществом на праве хозяйственного ведения в соответствии со статьями 216, 294, 296, 299 Гражданского кодекса РФ, включая землю и иное недвижимое имущество, являющееся собственностью Российской Федерации и используемое в целях обеспечения исполнения функций (полномочий) и обязательств Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных по настоящему делу требований является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.06.2008 по делу N А40-14540/08-21-176 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Правительства Москвы в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Э.В.Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-14540/08-21-176
Истец: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Московский городской военный прокурор
Ответчик: Правительство города Москвы
Третье лицо: ФГУП "Управление монтажных работ Министерства обороны РФ", УФНС РФ по г. Москве, Министерство обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-9875/2008