Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 3 декабря 2008 г. N 09АП-12960/2008
город Москва |
N А40-14009/08-5-141 |
3 декабря 2008 г. |
N 09АП-12960/2008-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 декабря 2008 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановской Е.Н.
судей Афанасьевой Т. К., Попова В. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Глуховой Т. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело N А40-14009/08-5-141
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Медтехстрой"
к Федеральному агентству водных ресурсов, Обществу с ограниченной ответственностью "Инженер-Мастер"
о признании недействительными торгов и государственного контракта
при участии:
от истца: Кишкина И. С. по доверенности N 1 от 09.01.2008 г., Александров В. В. по доверенности N 62 от 07.04.2008 г.
от ответчика: Федеральное агентство водных ресурсов - Заман Ш.Х. по доверенности N РХ-01-26/1526 от 28.04.2008 г., Корякин А. В. по доверенности N РХ-1-26/804 от 06.03.2008 г.
В судебное заседание не явились: ответчик (Общество с ограниченной ответственностью "Инженер-Мастер") - извещен.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Медтехстрой" (далее - "Медтехстрой") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Федеральному агентству водных ресурсов о признании ответчика нарушившим требования Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", о признании недействительными торгов - конкурса на оказание услуг по обслуживанию бойлерной, системы отопления, ГВС, ХВС, канализации и сантехнического оборудования, вентиляционной системы и кондиционеров, электрических сетей, осветительных приборов, электрощитов внутри здания в 2008 г., состоявшихся 18.12.2007 г., и отмене их результатов, о признании недействительным договора, заключенного с лицом, выигравшем торги.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.08.2008 года по делу N А40-14009/08-5-141 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2008 г. указанное выше решение Арбитражного суда города Москвы по настоящему делу отменено, дело назначено к судебному разбирательству по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, этим же постановлением Общество с ограниченной ответственностью "Инженер-Мастер" (далее - ООО "Инженер - Мастер") привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.
При рассмотрении дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, истец от исковых требований в части признании ответчика - Федерального агентства водных ресурсов нарушившим требования Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и отмене результатов торгов, состоявшихся 18.12.2007 г., отказался. Данное заявление судом было принято в порядке ст. 49 АПК РФ.
В остальной части истец заявленные требования поддержал, в обоснование сослался на нарушение требований действующего законодательства со стороны конкурсной комиссией при оценке заявок участников торгов, что, по его мнению, свидетельствует о недействительности состоявшихся торгов.
Ответчик - Федеральное агентство водных ресурсов исковые требования отклонил, сославшись на отсутствие нарушений при проведении оспариваемых истцом торгов требований действующего законодательства.
Ответчик - ООО "Инженер-Мастер", будучи надлежащим образом извещен о месте и времени данного судебного разбирательства, представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направил, отзыв на иск - не представил.
Заслушав представителей истца, ответчика (Федерального агентства водных ресурсов) и исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам:
Как видно из материалов дела, 18.12.2007 г. Федеральным агентством водных ресурсов проведен открытый конкурс, предметом которого являлось размещение заказа на оказание услуг по обслуживанию бойлерной, системы отопления, ГВС, ХВС, канализации и сантехнического оборудования, вентиляционной системы и кондиционеров, электрических сетей, осветительных приборов, электрощитов внутри здания в 2008 г.
В конкурсе приняли участие ООО "Медтехстрой", ООО "Инженер-Мастер" и ООО "Компания "Чистый мир",
По результатам проведенного конкурса конкурсной комиссией Федерального агентства водных ресурсов победителем было признано ООО "Инженер-Мастер", с которым 29.12.2007 г. был заключен государственный контракт N ФАВР-0-2007-12 на оказание указанных выше услуг.
Истец, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, утверждает, что при проведении вышеназванного конкурса были нарушены требования действующего законодательства и просит признать конкурс недействительным.
В соответствии со ст. 449 п. 1 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.
Судебная коллегия, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, пришла к выводу о существенном нарушении при проведении указанного выше конкурса требований Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ от 21.07.2005 г.
Как видно из материалов дела, для проведения конкурса его организатором была подготовлена конкурсная документация на организацию и проведение открытого конкурса на оказание услуг по обслуживанию бойлерной, системы отопления, ГВС, ХВС, канализации и сантехнического оборудования, вентиляционной системы и кондиционеров, электрических сетей, осветительных приборов, электрощитов внутри здания в 2008 году.
Согласно ст. 22 ФЗ РФ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурсная документация должна содержать требования к содержанию и форме заявки на участие в конкурсе; требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристики (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик; требования к сроку и)или) объему предоставления гарантий качества товара, работ, услуг, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара; место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частями 4 -6 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и т.п.
В соответствии со ст. 28 Закона оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией (часть 2); для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки в соответствии с критериями, указанными в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок, в том числе, могут быть: цена контракта, качество услуг, срок их оказания (часть 4).
В силу ст. 65 ч. 7 названного выше Закона до установления Правительством Российской Федерации порядка оценки заявок на участие в конкурсе порядок оценки устанавливается заказчиком самостоятельно в соответствии с Законом, иными нормативными правовыми актами. При этом заказчиком в конкурсной документации должны устанавливаться критерии, предусмотренные Законом, их содержание и значимость.
Таким образом, в силу прямого указания требований Федерального закона Российской Федерации "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в конкурсной документации в обязательном порядке должно определяться содержание критериев оценки заявок.
Между тем, в нарушение указанных выше требований Закона в конкурсной документации, разработанной ответчиком, лишь указаны критерии оценки заявок (качество услуг, сроки оказания услуг, сроки предоставления гарантий качества услуг, объем предоставления гарантий качества услуг, цена контракта), тогда как конкретное содержание критериев оценки заявок, порядок оценки заявок по каждому из критериев отсутствует.
Наличие в конкурсной документации формулы, посредством которой, по мнению ответчика, должна производиться оценка заявок участников конкурса, на правовую оценку конкурсной документации не влияет, поскольку суть данной формулы заключается лишь в простом суммировании количества баллов, набранных участником по всем пяти критериям, при этом конкурсная документация не содержит описания порядка присвоения баллов по тому или иному показателю качественных характеристик услуг и срока их оказания.
С учетом этого, судебная коллегия считает, что критерии оценки и расчетная формула, указанные подобным образом в конкурсной документации, не отвечают принципу определенности и однозначности, которым должны соответствовать содержание и значение критериев оценки в силу ст. 65 ч. 7 ФЗ РФ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Иное толкование этой нормы права означало бы искажение не только буквального ее значения, но и искажение общих целей правового регулирования соответствующих общественных отношений (часть 1 статьи 1 Закона).
Таким образом, доводы иска о несоответствии конкурсной документации (в части установления критериев и порядка оценки заявок) приведенным выше требованиям Закона о размещении заказов следует признать обоснованными.
В соответствии со ст. 28 ФЗ РФ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Для определения лучших условий исполнения контракта конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие оценки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
Между тем, как видно из содержания протокола N 12/3 от 18.12.2007 г. по оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом конкурсе, данный протокол не содержит порядка оценки и сопоставления заявок и сведения о решении каждого члена комиссии о присвоении заявкам значений по каждому из предусмотренных критериев, т.е. конкурсная комиссия, по - существу, самостоятельно определила содержание критериев оценки и в соответствии с этим произвела расчет баллов, так как в конкурсной документации отсутствуют какие-либо конкретные сведения о содержании критериев оценки и о порядке выставления оценок по критериям.
Поскольку положения Федерального Закона РФ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не предусматривают право конкурсной комиссии на установление самостоятельно (в дополнение к конкурсной документации) содержания критериев и порядка их оценки, судебная коллегия считает, что при оценке и сопоставления заявок в данном случае конкурсная комиссия вышла за пределы полномочий, предоставленных ей Законом, произвольно установив систему оценки и содержание критериев оценки, применив их по собственному усмотрению.
Таким образом, при проведении конкурса на размещение заказа на оказание услуг по обслуживанию бойлерной, системы отопления, ГВС, ХВС, канализации и сантехнического оборудования, вентиляционной системы и кондиционеров, электрических сетей, осветительных приборов, электрощитов внутри здания в 2008 г. его организатором были нарушены существенно требования ФЗ РФ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что могло повлиять (и повлияло) на результат торгов, в том числе - на определение победителя.
При таких обстоятельствах, конкурс на размещение заказа на оказание услуг по обслуживанию бойлерной, системы отопления, ГВС, ХВС, канализации и сантехнического оборудования, вентиляционной системы и кондиционеров, электрических сетей, осветительных приборов, электрощитов внутри здания в 2008 г., проведенный 18 декабря 2007 года Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии со ст. 449 п. 1 ГК РФ является недействительным.
Поскольку в силу требований ст. 449 п. 2 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, государственный контракт N ФАВР-0-2007-12 на оказание указанных выше услуг, заключенный по результатам проведенного конкурса между Федеральным агентством водных ресурсов и ООО "Инженер-Мастер" 29.12.2007 г. также является недействительным.
Поскольку истец от исковых требований в части признании ответчика - Федерального агентства водных ресурсов нарушившим требования Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и отмене результатов торгов, состоявшихся 18.12.2007 г., отказался, что не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и интересы других лиц, данный отказ от иска в указанной части судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ принимается, а производство по делу в этой части подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 104, 110, 150 п. 4, 176, 266, 270 ч.5, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать недействительными торги на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обслуживанию бойлерной, системы отопления, ГВС, ХВС, канализации и сантехнического оборудования, вентиляционной системы и кондиционеров, электрических сетей, осветительных приборов, электрощитов внутри здания в 2008 г., результаты которого оформлены протоколом от 18 декабря 2007 года.
Признать недействительным государственный контракт N ФАВР-0-2007-12 от 29.12.2007 г., заключенный между Федеральным агентством водных ресурсов и ООО "Инженер-Мастер" по результатам торгов.
В остальной части производство по делу прекратить.
Взыскать с Федерального агентства водных ресурсов в пользу ООО "Медтехстрой" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 4 000 руб.
Возвратить ООО "Медтехстрой" из средств федерального бюджета уплаченную государственную пошлину в сумме 4 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий: |
Е. Н. Барановская |
Судьи |
В. В. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-14009/08-5-141
Истец: ООО "Медтехстрой"
Ответчик: Федеральное агентство водных ресурсов, ООО "Инженер-Мастер"
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12960/2008