город Москва
09 декабря 2008 г. |
Дело N А40-31332/08-10-215 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2008 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.К. Афанасьевой,
судей А.И. Трубицына, Н.В. Лаврецкой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Авериной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-31332/08-10-215
по иску: ОАО "Мосэнерго"
к ответчику: ГУП г. Москвы ДЕЗ района Хамовники
третье лицо: Префектура ЦАО г. Москвы
о взыскании 15 917 руб. 78 коп.
при участии представителей:
ответчика: Рогожина Т.Ю. по доверенности N 1173 от 22.09.2008г.
истца и третьего лица - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
ОАО энергетики и электрификации "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ГУП г. Москвы "Дирекция единого заказчика района Хамовники" о взыскании 13 953 руб. 97 коп. - задолженность за поставленную в январе, мае, октябре-декабре 2006 г. тепловую энергию по договору энергоснабжения для потребителей без приборов учета N 0118081 от 01.01.1997г., а также 1 210 руб. 32 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами. (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ заявления истца об уменьшении исковых требований)
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.2008г. и определением от 13.08.2008г., в удовлетворении иска отказано.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 14.10.2008г. N 09АП-12231/2008-ГК (09АП-12371/2008-ГК) это решение отменил по безусловным основаниям. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек Префектуру Центрального административного округа г. Москвы.
Дело назначено к рассмотрению и рассматривается по правилам судопроизводства в суде первой инстанции.
В обоснование заявленных требований, истец ссылается на то, он состоит в обязательственных отношениях с ответчиком, основанных на заключенном между сторонами спора ежегодно пролонгируемом договоре поставки (продажи) тепловой энергии в горячей воде для потребителей без приборов учета N 0118081 от 01.01.1997г.
По утверждению истца, что в январе, мае, октябре, ноябре и декабре 2006 г. часть энергии ответчиком не оплачена, в связи с чем, у ответчика образовалась задолженность в сумме 13 953 руб. 97 коп., которая предъявлена к взысканию.
Ответчик против иска возражал, ссылаясь на то, что при оплате за тепловую энергию он руководствовался установленным РЭК г. Москвы тарифом, установленным для группы " население". Начисления за тепловую энергию по ГУП ДЕЗ за исковый период за минусом субсидий (разницы в тарифах) составила 160 234 руб. 17 коп., фактически оплачено 160 234 руб. 17 коп., о чем свидетельствуют копии платежных поручений, следовательно, по утверждению ответчика, задолженности перед ОАО "Мосэнерго" ГУП ДЕЗ не имеет.
Дело рассмотрено Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца и третьего лица, извещенных о времени и месте рассмотрения спора надлежащим образом.
Представитель ответчика считает позицию истца ошибочной, наличие задолженности за 2006 г. отрицает, поддержал возражения по иску.
Рассмотрев дело по правилам ч. 5 ст. 270 АПК РФ, заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав представленные участвующими в деле лицами доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат, в связи со следующим.
В судебном заседании установлено, что правоотношения сторон урегулированы договором энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде N 0118081 от 01.01.1997г.
В соответствии с условиям которого, истец (энергоснабжающая организация) обязался подавать тепловую энергию в объеме, согласованном в приложении N 1 к договору, а ответчик (абонент) обязался принимать и оплачивать поставленную энергию.
Во исполнение принятых обязательств истец отпускал в спорный период тепловую энергию, что участвующими в деле лицами не оспаривается. Однако, в январе, мае, октябре-декабре 2006 г. часть энергии ответчиком не оплачена, в результате чего у ответчика образовалась задолженность, которая по расчету истца - ОАО "Мосэнерго", составила 13 953 руб. 97 коп.
Как установлено судом апелляционной инстанции, спор касается исключительно тепловой энергии, поставляемой в жилые дома и используемой, в конечном счете, для бытовых нужд населения, не затрагивая поставку энергии другим упомянутым в приложениях к договорам энергоснабжения категориям пользователей.
Представленные в материалы дела счета теплоснабжающей организации, платежные поручения ответчика, сводные реестры начислений и оплат свидетельствуют, что ДЕЗ произвел оплату всего объема тепловой энергии, поставленной ОАО "Мосэнерго" в спорный период, по тарифу для группы потребителей "население".Это обстоятельство ОАО "Мосэнерго" не оспаривает и документально не опровергает.
Суть разногласий сторон спора по долгу сводится к разному подходу в определении цены сделки на этот период.
Истец считает, что ответчик должен производить с ним расчеты по тарифу "организации, в управлении которых находятся многоквартирные дома", так как энергия приобретается ДЕЗом как управляющей организацией для оказания населению коммунальных услуг. Ссылаясь на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенную в постановлении N 18056/07 от 27.05.2008г., ОАО Мосэнерго" считает, что потребителем тепловой энергии является ДЭЗ, а население же выступает потребителем коммунальных услуг, а не энергии.
Ответчик полагает, что цена для него должна определяться исходя из тарифа для группы потребителей "население", обращая внимание на специальный порядок возмещения убытков теплоснабжающих организаций, разработанный городом Москвой, а также разъяснения РЭК г. Москвы по вопросу применения утвержденных этим регулирующим органом тарифов на 2006 год.
Возражения ответчика по иску коллегия апелляционного суда находит обоснованными, поскольку договор энергоснабжения сторонами заключен с целью обеспечения конечного потребителя - населения (в том числе, горячим водоснабжением и отоплением).
Тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов в силу ст.ст. 1, 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В силу ч. 4 ст. 154 и ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, включающей в себя плату за горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение), в г. Москве рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти этого города федерального значения.
Законом установлено, что при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу тепловой энергии, учета экономически обоснованных затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии, обеспечения коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие (ст. 4 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации").
В свою очередь, согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса подразумевает установление таких тарифов на товары и услуги этой организации, чтобы их размер, обеспечивал поступление денежных средств в объеме, необходимом для выполнения производственной программы коммунальной организации, с учетом обеспечения доступности услуг для потребителей.
На основании приведенных выше норм права на г. Москву законом возложено обеспечение такого баланса платы за горячее водоснабжение и отопление, взимаемой с населения исполнителем коммунальных услуг, и тарифа, установленного для теплоснабжающей организаций, получающей плату за энергию с управляющей многоквартирным домом организации, чтобы при тарифном регулировании обеспечивалось надлежащее финансовое состояние как энергоснабжающей организации, так и поставщика коммунальных услуг.
Следовательно, органы власти субъекта РФ должны обеспечить согласованность теплоснабжения управляющих организаций и условий предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, в части, касающейся соотносимости цен на тепловую энергию и коммунальные услуги.
С 09.06.2006г. данный подход, ранее вытекающих из системного толкования приведенных выше норм права, получил прямое закрепление в п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006г.
Этим пунктом Правил установлено, что в случае если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение такой организацией горячей воды и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. На обоснованность применения приведенного подхода указал Высший Арбитражный Суд РФ в определении N 10653/08 от 02.09.2008г.
РЭК г. Москвы постановлением N 86 от 12.12.2005г. в пределах своих полномочий утвердила тарифы на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Мосэнерго" потребителям г. Москвы.
Данные тарифы, действительно, как утверждает ОАО "Мосэнерго", дифференцированы по трем группам потребителей:
- население, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья - 388 руб./Гкал;
- организации и индивидуальные предприниматели, в управлении которых находятся многоквартирные дома - 458 руб./Гкал;
- прочие потребители - 490 руб./Гкал.
Тарифы на услуги горячего водоснабжения, отопления на 2006 г. установлены постановлением Правительства Москвы N 67-ПП от 07.02.2006г.
В результате произведенного тарифного регулирования размер платежей, которые ДЕЗу следовало вносить ОАО "Мосэнерго" за поставленную этим хозяйственным обществом в многоквартирные дома тепловую энергию, превысил размер платежей, которые ответчику обязано было вносить население этих домов в виде платы за коммунальные услуги, что явилось следствием установления относительно невысокого тарифа на коммунальные услуги для населения.
Право субъекта РФ установить меры социальной поддержки населения дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств регионального бюджета вытекает из ст. 72 Конституции РФ, относящий вопросы социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, и ст. 85 Бюджетного кодекса РФ устанавливающей, что в результате принятия по предметам совместного ведения правовых актов органами государственной власти субъектов РФ возникают расходные обязательства субъекта РФ.
Городом Москвой были приняты меры к принятию на себя расходных обязательств, в связи с произведенным тарифным регулированием. Суть их сводилась к возмещению за счет средств регионального бюджета непосредственно теплоснабжающим организациям разницы в стоимости поставленной для нужд населения тепловой энергии, исчисленной по тарифу "управляющие организации", и стоимости энергии, определенной по тарифу "население".
Так, п. 1 распоряжения Правительства Москвы N 1575-РП от 05.08.2004г. "О расходах бюджета г. Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением" установлено, что финансирование расходов бюджета г. Москвы, связанных с применением теплоснабжающими организациями государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, используемую для бытовых нужд населения, осуществляется в форме долевого финансирования целевых расходов - субсидий и отражается в составе бюджетных показателей по статье "субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению". Этим распоряжением на ДЕЗы возложены лишь функции по контролю за фактическими объемами тепловой энергии, используемой для бытовых нужд населения, а не по получению бюджетных ассигнований
В соответствии с п. 3 распоряжения Правительства Москвы N 1258-РП от 17.07.2003г. "О передаче бюджетных ассигнований на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию" Префекту Центрального административного округа предписано обеспечить финансирование расходов на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию непосредственно на счета организаций - поставщиков тепловой энергии на основании документов, подтверждающих фактическую поставку тепловой энергии, представляемых в финансово-казначейское управление административного округа.
Таким образом, вопреки мнению истца, в данных правовых актах получателями субсидий значатся не управляющие организации, а теплоснабжающие предприятия, то есть ОАО "Мосэнерго".
Императивное правило о перечислении субсидий на счета теплоснабжающих организаций подразумевает проведение между управляющими и теплоснабжающими организациями расчетов по тарифной группе "население", поскольку в противном случае сама процедура выделения субсидий именно производителям тепловой энергии для покрытия их, а не управляющих организаций, убытков, лишается какого-либо смысла.
Указанные распоряжения в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Законом г. Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год" было предусмотрено реальное выделение субсидий на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных тарифов при продаже товаров (работ, услуг) населению.
В приложении N 4 к Закону (ведомственная структура расходов бюджета города Москвы на 2006 год) к числу распорядителей бюджетных ассигнований по упомянутому разделу отнесена и Префектура ЦАО.
С учетом изложенного, тарифное постановление РЭК Москвы N 86 от 12.12.2005г. не может рассматриваться судом в отрыве от распоряжений Правительства Москвы N 1575-РП от 05.08.2004г. и N 1258-РП от 17.07.2003г., а также Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год".
Именно совокупность этих правовых актов в их взаимосвязи определяет тарифное регулирование, осуществленное городом федерального значения на спорный период 2006 года, в отношении тепловой энергии, используемой для бытовых нужд населения.
Суть тарифного регулирования в области теплоснабжения и оказания коммунальных услуг заключалась в том, что управляющие и теплоснабжающие организации рассчитываются по тарифной группе "население", а разница между стоимостью энергии по тарифу "управляющие организации" и стоимостью по тарифу "население" возмещается из регионального бюджета теплоснабжающим организациям путем перечисления им субсидий.
Кроме того, согласно Распоряжению Правительства Москвы N 1575-РП от 05.08.2004г. ОАО "Мосэнерго" должен предоставлять "Отчет о фактическом объеме потребленной тепловой энергии" согласно приложения N 2 к регламенту указанного распоряжения. Однако, такого отчета за 2006 г. истцом не представлено, финансирование, связанное с возмещением разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для бытовых нужд населения, было произведено за период с января по июнь 2006 г.
Начисления за спорный период с учетом субсидий составили 160 234 руб.17 коп. и оплачены ответчиком, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, в результате чего судом не установлена задолженность ответчика в сумме 13 953 руб. 97 коп.
Кроме этого, ответчиком в материалы дела представлено платежное поручение N 972 от 23.06.2006г. на сумму 39 397 руб. 19 коп., основание платежа, в котором указано: оплата по договору за тепло в апреле. При этом, согласно письму ответчика (исх.N 2031 от 28.06.2006г.), направленному в адрес истца, ГУП ДЕЗ района Хамовники просит указанное платежное поручение считать в счет оплаты за тепло в мае (01 район), поскольку ответчик ошибочно дважды произвел оплату за апрель 2006 г., представил доказательства (реестр, счет и платежное поручение).
Поскольку ДЕЗ оплатил поставленную ОАО "Мосэнерго" в 2006 году энергию по надлежащему тарифу, определяемому не только постановлением РЭК г. Москвы N 86 от 12.12.2005г., но и иными правовыми актами - распоряжениями Правительства Москвы N 1575-РП от 05.08.2004г. и N 1258-РП от 17.07.2003г., а также Законом г. Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год", оснований для взыскания долга за 2006 г. с этого ответчика не имеется.
Фактические истребуемая за 2006 год задолженность является не долгом ДЕЗа по договору, а убытками ОАО "Мосэнерго", которые подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (при доказанности их размера).
Ссылки истца на постановление Президиума ВАС РФ N 18056/07 от 27.05.2008г., в данном случае, необоснованны. Высшая судебная инстанция по указанному делу сформировала правовую позицию по иным отношениям, связанным с поставкой энергии в ведомственный жилищный фонд Министерства обороны РФ, тогда как по рассматриваемому делу спорные отношения касаются муниципального жилищного фонда, для них характерно субсидирование теплоснабжающих организаций из средств регионального бюджета.
Применительно же к рассматриваемым отношениям апелляционная инстанция дополнительно считает необходимым отметить следующее.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из основных задач судопроизводства в арбитражных судах называет защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В данном случае истец защищен от негативных последствий тарифного регулирования нормативно сформированным г. Москвой механизмом возмещения его убытков в виде субсидирования, тогда как ответчику правые акты Москвы права на получение субсидий не предоставляют, при этом реальным для ДЕЗа источником получения денежных средств для расчетов с ОАО "Мосэнерго" являются платежи населения за коммунальные услуги, соотносимые с тарифом на энергию для группы потребителей "население".
Следовательно, обязательства ответчика перед ОАО "Мосэнерго" не могут быть большими, чем в случае заключения истцом прямых договоров с жильцами многоквартирного дома, поэтому при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ДЕЗ должен оплачивать такие услуги, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридического лица.
Учитывая изложенное, коллегия апелляционного суда находит, что в нарушение положений ст. 65 АПК РФ истец не доказал и документально не подтвердит, что задолженность образовавшаяся в спорный период являющаяся по сути разницей в тарифах, является обязанностью именно абонента - ответчика по делу.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика задолженности по договору энергоснабжения N 0118081 от 01.01.1997г. по оплате тепловой энергии, потребленной в январе, мае, октябре-декабре 2006 г. в сумме 13 953 руб. 97 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 210 руб. 32 коп., следует оставить без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на истца в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, ч. 5 ст. 270, ст. 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении исковых требований ОАО энергетики и электрификации "Мосэнерго" отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Т.К. Афанасьева |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-31332/08-10-215
Истец: ОАО "Мосэенрго"
Ответчик: ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Хамовники"
Третье лицо: Префектура Центрально административного округа г. Москвы, ОАО"Мосэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2008 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12231/2008