г. Москва |
Дело N А40-16292/08-98-48 |
29 декабря 2008 г. |
N 09АП-16424/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2008 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А.
Судей Седова С.П., Птанской Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Прибытковым Д.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФНС России по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.10.2008 г.
по делу N А40-16292/08-98-48, принятое судьей Котельниковым Д.В.
по иску (заявлению) ГУП МосНПО "Радон"
к УФНС России по г.Москве
третье лицо - Минфин России
о признании частично незаконным решения
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Леонтьев В.В. по доверенности от 28.01.2008 г. N 19, паспорт 46 03 883802 выдан 27.12.2002 г., Сосин И.В. по доверенности от 08.01.2008 г. N 48, паспорт 46 03 232184 выдан 22.10.2002 г.
от ответчика (заинтересованного лица) - Тумандейкин С.Г. удостоверение УР N 411669, по доверенности N 198 от 11.06.2008 г., Хомутова Е.Н. удостоверение УР N 402247, по доверенности N 199 от 11.06.2008 г.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г.Москвы обратилось ГУП МосНПО "Радон" с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительным решения УФНС России по г.Москве от 27.12.2008 N 17-34/20 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 7 573 424 руб.; начисления пени по НДС в размере 120 405 747,32 руб.; доначисления НДС в размере 249 254 239 руб. (с разбивкой указанной суммы по месяцам).
Решением суда от 20.10.2008 г. требование ГУП МосНПО "Радон" удовлетворено.
УФНС России по г.Москве не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда ввиду его необоснованности, нарушения судом норм материального и процессуального права, в удовлетворении требований ГУП МосНПО "Радон" отказать.
ГУП МосНПО "Радон" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит ее оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения, указывая на то, что доводы налогового органа не могут служить основанием для отмены решения суда.
Представитель третьего лица - Минфин России в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что УФНС России по г.Москве проведена выездная налоговая проверка заявителя за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г.
По результатам налоговой проверки управлением принято решение от 27.12.2007 г. N 17-34/20, оспариваемой частью которого заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 7 573 424 руб.; начислены пени по НДС в размере 120 405 747,32 руб., а также доначислен НДС в размере 249 254 239 руб.
Решение управления в оспариваемой части мотивировано тем, что заявитель в 2004 г. получил из федерального бюджета в виде субвенций на выполнение федеральных полномочий по сбору и утилизации радиоактивных отходов денежные средства с учетом НДС, указанные средства не являются целевым финансированием, а получены в оплату за выполненные работы, в связи с чем, подлежат налогообложению НДС. Дополнительные соглашения к Государственным контрактам, которыми стоимость работ определена без включения в нее НДС, являются незаключенными, так как не подписаны всеми сторонами.
Апелляционный суд считает решение инспекции в оспариваемой части незаконным и не принимает во внимание доводы налогового органа по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что согласно Уставу, ГУП МосНПО "Радон" создано для выполнения работ по обезвреживанию радиоактивных отходов, обеспечения радиационной безопасности населения, радиоэкологической защите природной окружающей среды г.Москвы, Московской области и Центрального региона России.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 238 ГУП МосНПО "Радон" включено в перечень предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий.
Названным постановлением установлено, что финансирование работ, выполняемых на особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производствах и объектах, осуществляется в первоочередном порядке и в полном объеме. Органам федеральной исполнительной власти и исполнительной власти субъектов РФ предписано обеспечить бесперебойное финансирование расходов на работы, выполняемые на особо опасных объектах за счет бюджетных ассигнований. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации поручено предусматривать при формировании проектов федерального бюджета на 1996 год и последующие годы расходы, относящиеся к деятельности особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов, в составе защищенных статей текущих расходов федерального бюджета, подлежащих финансированию в полном объеме.
Письмом Министерства Финансов РФ от 08.02.2002 г. N 10-5-15/1-1, адресованным Управлению Федерального казначейства Минфина России по г. Москве, Департаменту финансов Правительства Москвы и ГУП МосНПО "Радон", определен порядок предоставления субвенции бюджету г. Москвы на выполнение федеральных полномочий по сбору и утилизации радиоактивных отходов в Центральном регионе Российской Федерации.
С целью выполнения федеральных полномочий по сбору и утилизации радиоактивных отходов в Центральном регионе России ГУП МосНПО "Радон" были заключены Государственные контракты от 25.02.2004 N 1-ДЭПР и от 04.06.2004 N 110-ДЭРП.
В 2004 г. заявителю в установленном порядке, в соответствии с утвержденным объемом финансирования, были предоставлены субвенции:
- за счет федерального бюджета - 927 000 тыс. руб.;
- за счет бюджета г. Москвы - 707 000 тыс. руб.
Назначение платежа, указанное в платежных документах, позволяет однозначно определить правовую природу перечисляемых средств - бюджетные средства, предоставляемые получателю бюджетных средств - ГУП МосНПО "Радон", в качестве субвенций, выделенных на 2004 год.
В связи с ошибочным указанием в контрактах сумм НДС, были заключены дополнительные соглашения: N 2 к Государственному контракту от 25.02.2004 N 1-ДЭПР (т.2 л.д.33-34); и N 2 к Государственному контракту от 04.06.2004 N 110-ДЭРП (т.2 л.д.35-36), которыми установлено, что стоимость работ по контрактам не содержит сумму НДС.
Осуществление фактического финансирования выполненных заявителем работ по сбору и утилизации радиоактивных отходов налоговым органом не оспаривается.
В оспариваемом решении налоговый орган указывает, что в первоначальных редакциях Государственных контрактов стоимость работ была указана с учетом НДС, некоторые платежные поручения на перечисление субвенций: от 06.08.2004 N 412, от 24.08.2004 N 435, от 25.09.2004 N 499, от 26.10.2004 N 565, а также от 29.07.2004 N 401, от 24 и 26.08.2004 - в назначении платежа также имеют выделенный НДС. В связи с чем, по мнению налогового органа, заявителем получены денежные средства в оплату за выполненные работы, а не целевое финансирование, следовательно, правовых оснований для освобождения от налогообложения полученных заявителем субвенций не имеется.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
При этом, согласно статье 39 НК РФ реализацией организацией или индивидуальным предпринимателем товаров, работ или услуг для целей налогообложения является соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Из материалов дела следует, что по Государственным контрактам заявителем были получены денежные средства, предназначенные для покрытия расходов заявителя, понесенных в связи с выполнением своих уставных задач в области реализации, переданных ему федеральных полномочий и полномочий субъекта РФ по обеспечению радиационной безопасности населения Москвы, Московской области и Центрального региона. При получении субвенций заявитель являлся бюджетополучателем, а не контрагентом. Положения контрактов не предусматривали переход права собственности на результат выполненных заявителем работ государственному заказчику. Фактически названными контрактами устанавливался порядок осуществления бюджетного финансирования заявителя и обязанность последнего использовать средства бюджетного финансирования строго целевым образом.
При таких обстоятельствах, является правильным вывод суда первой инстанции, что получение таких средств не связано с реализацией товаров (работ, услуг) и, в соответствии со статьями 39 и 146 НК РФ, не может являться объектом налогообложения.
По существу Государственные контракты представляют собой документы, оформляющие передачу ГУП МосНПО "Радон" бюджетных средств.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции носят безвозмездный и безвозвратный характер, в связи с чем, получение субвенций не может рассматриваться как оплата поставляемых товаров, работ или услуг и, соответственно, не является объектом обложения НДС.
Кроме того, согласно письму Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 25.10.2004 г. N 13-290/4 (т.1 л.д.37), НДС в платежных поручениях был выделен ошибочно. Назначение платежа уточнено: НДС в сумме платежа не содержится.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод налогового органа о том, что в составе субвенций заявителю была перечислена сумма НДС. При этом, инспекция ссылалась на письмо Минфина РФ от 30.10.2007 N 01-02-01/06-20038.
Определениями от 08.08.2008 г., от 28.08.2008 г. суд предлагал налоговому органу и третьему лицу представить доказательства включения НДС в сумму субвенций, предоставленных заявителю в 2004 г.
Однако, ни налоговый орган, ни третье лицо определения суда не исполнили, не было представлено таких доказательств и в суд апелляционной инстанции, в связи с чем, факт включения НДС в сумму субвенций, предоставленных заявителю в 2004 г. налоговым органом не доказан.
По мнению налогового органа, дополнительные соглашения к Государственным контрактам являются незаключенными, т.к. не подписаны всеми сторонами.
Между тем, суд первой инстанции правильно указал, что согласно п.3 ст. 154 ГК РФ, для заключения двусторонней сделки (согласно преамбулам, оба государственных контракта являются двусторонними сделками) необходимо выражение воли двух сторон. При этом, подписание сделки от каждой из сторон всеми лицами, которые формально уполномочены на их заключение (имеют право на их подписание), законом не предусмотрено.
Следовательно, подписание дополнительного соглашения от имени "государственного заказчика" Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы и ГУП МосНПО "Радон" - от имени "исполнителя", является надлежащим выражением воли обеих сторон контракта. При этом, дополнительные соглашения считаются заключенными надлежащим образом (простая письменная форма сделки считается соблюденной).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что анализ представленных в деле доказательств подтверждает правомерность вывода суда первой инстанции о признании незаконным решения УФНС России по г.Москве от 27.12.2008 N 17-34/20 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 7 573 424 руб.; начисления пени по НДС в размере 120 405 747,32 руб.; доначисления НДС в размере 249 254 239 руб.
Судом первой инстанции полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на нормах действующего законодательства. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2008 г. по делу N А40-16292/08-98-48 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
Е.А.Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-16292/08-98-48
Истец: ГУП МосНПО "Радон"
Ответчик: УФНС РФ по г. Москве
Третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации