г. Москва |
Дело N А40-51779/08-22-438 |
12 января 2009 г. |
N 09АП-17081/2008-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена12 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р.Валиева,
судей И.В. Разумова, Н.В. Лаврецкой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Авериной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2008 г.
по делу N А40-51779/08-22-438, принятое судьей Е.С. Кудиной ,
по иску ЗАО фирма "Центр внедрения "ПРОТЕК"
к ответчикам: 1. Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Вологодской области
2.Федеральному фонду обязательного медицинского страхования
о взыскании 176 593, 66 руб.
при участии в судебном заседании представителей:
ответчиков- Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области -Н.О. Мозалевской (по доверенности N 01 от 11.01.2009 г.)
Федерального фонда обязательного медицинского страхования-А.Н. Пустовалова (по доверенности N 30/80 от 24.11.2008 г.)
истца- извещен надлежащим образом, представитель не явился
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество фирма "Центр внедрения "ПРОТЕК" (далее -истец, фирма) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Вологодской области (далее территориальный фонд ОМС) и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о солидарном взыскании 176 593, 66 руб. медицинского страхования.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.11.08 г. с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области в пользу истца взыскано 176 593, 66 руб. долга, в иске к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования отказано.
Не согласившись с принятым решением, Вологодский территориальный фонд ОМС подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшейся судебный акт отменить, отказав удовлетворении иска в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимания, акт экспертизы обоснованности назначения лекарственных средств отдельным категориям граждан Вологодской области в 2006 г., которым признаны необоснованными: выписка и отпуск лекарственных средств по 786 рецептам на сумму176 593, 66 руб.
Ответчик Федеральный фонд обязательного медицинского страхования позицию апелляционной жалобы поддерживает, представлены письменные пояснения от 12.01.2009 г.
Заслушав доводы и возражения представителей ответчиков, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся доказательства, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда от 01.11.08г. в связи со следующим.
Как усматривается из материалов судебного дела статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определен список лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг".
Пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных выше, набора социальных услуг включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.10.2005 N 1558-р федеральному фонду ОМС предписано обеспечить проведение конкурса на осуществление поставок и отпуска лекарственных средств в целях реализации мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
В рассматриваемом случае такой конкурс был произведен и на основании протокола размещения государственного заказа от 02.12.2005 по лоту N 32-Вологодская область, между территориальным фондом ОМС и истцом заключен государственный контракт на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
По условиям данной сделки фирма приняла на себя следующие обязательства (пункты 2.1.1 - 2.1.16):
- организовать закупку, поставку, хранение и учет лекарственных средств;
-организовать в аптечных учреждениях отпуск лекарственных средств гражданам бесплатно при предъявлении рецепта врача (фельдшера), выписанного по установленной форме в лечебно-профилактическом учреждении, из числа учреждений, упомянутых в приложении к договору, врачом (фельдшером), имеющим право на выписывание льготных рецептов;
- вести автоматизированный персонифицированный учет рецептов и лекарственных средств, отпущенных гражданам,
- предоставлять отчеты об использовании полученных по контракту средств, документы, подтверждающие отпуск лекарственных средств;
- организовать и обеспечить учет и хранение подлинных рецептов, по которым были отпущены лекарственные средства.
Территориальный фонд ОМС, в свою очередь, обязался, возмещать стоимость лекарственных средств, полученных гражданами, в порядке и на условиях, определенных договором.
Таким образом, между территориальным фондом ОМС и фирмой возникли обязательственные правоотношения, основанные на государственном контракте.
В этой связи истцом правомерно предъявлено требование о взыскании задолженности за отпущенные лекарственные средства льготным категориям граждан в 2006 г. в соответствии с государственным контактом от 12.12.2005 г. к Территориальному фонду ОМС Вологодской области как стороне государственного контракта, на основании ст. 309-310 ГК РФ .
Удовлетворяя заявленные исковые требования в полном объеме за счет ответчика
Территориальный фонд ОМС Вологодской области суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в соответствии с п.3.5. Государственного Контракта от 12.12.2005 г. (в редакции п.1 дополнительного соглашения N 3 от 17.03.2006 г.) ТФОМС не должен перечислять фармацевтической организации средства на оплату стоимости лекарственных средств, по двум основаниям:
-лицам, не включенным в Регистр;
-не входящих в Перечень лекарственных средств.
Вместе с тем, согласно п.2.2.1. Контракта ТФОМС оплачивает стоимость лекарственных средств только на основании надлежаще оформленных документов.
В силу п.2.2.9 Контракта ТФОМС в целях осуществления контроля лекарственного обеспечения граждан, вправе проводить плановые и целевые экспертизы реестров и подлинных экземпляров рецептов.
В Приказе от 27.12.2005 г. N 127 Федерального фонда обязательного медицинского страхования "Об утверждении Порядка перечисления ТФОМС средств на счета фармацевтической организации в случае отсутствия в субъекте РФ страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами на 2006" установлены два основания для отказа в оплате расходов по предоставлению лекарственных средств:
-лицам, не включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи,
-не входящих в Перечень лекарственных средств.
Таким образом, основания для отказа в оплате фармацевтической организации стоимости лекарственных средств предусмотрены только Государственным контрактом и Приказом N 127, данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Тогда как представленный в материалы дела акт экспертизы Департамента здравоохранения Вологодской области о обоснованности назначения лекарственных средств отдельным категориям граждан Вологодской области в 2006 г., составленный во исполнение приказа Департамента здравоохранения Вологодской области от 24.10.2007 г.N 650 (то есть в период действия дополнительного соглашения N 3 от 17.03.2006 г. (т.4 л.д.60-61) содержит причины отклонения от оплаты суммы 176 593, 66 руб. по 786 рецептам, не предусмотренные п.3.5 Государственного контракта от 12.12.2005 г. (в редакции дополнительно соглашения N 3 от 17.03.2006 г.)
Более того, указанные в акте причины отклонения: несоответствие назначенного и фактически отпущенного лекарственного препарата диагнозу заболевания, несоответствие назначенного и отпущенного лекарственного препарата возрасту и полу пациента, несовместимость одновременно назначенных лекарственных средств, относятся, как отмечено и в самом акте к необоснованной выписке рецепта.
На истца, являющегося коммерческой организацией (ст. 50 ГК РФ) обязанность выписывать рецепты законом не возложена. В силу ст. 58 "Основ Законодательства РФ об охране здоровья граждан" (утверждены Верховным Советом РФ 22.07.1993 г. N 5487-1, далее "Основы") организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья лечащий врач, а не истец.
Кроме того, согласно ст.61 "Основ" диагноз гражданина и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении составляют врачебную тайну.
В этой связи истец в принципе лишен какой-либо возможности оспаривать выписываемые врачом рецепты по заявленным в акте причинам.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции применил правильно, процессуальных нарушений не допустил, судебный акт отмене не подлежит.
Госпошлина, излишне уплаченная заявителем за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату из бюджета в сумме 1 515, 94 руб. (ст.333.40 НК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266-268, ч.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 ноября 2008 г. по делу N А40-51779/08-22-438 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Вологодской области 1 515, 94 руб. госпошлины уплаченной по платежному поручению 089 от 28.11.2008 г. из федерального бюджета.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Н.В. Лаврецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-51779/08-22-438
Истец: ЗАО " Фирма "Центр Внедрения "ПРОТЕК"
Ответчик: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Территориальный фонд обязательного страхования Вологодской области