город Москва |
Дело N А40-36744/08-15-270 |
26 января 2009 г. |
N 09АП-16434/2008-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2009 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.В.,
судей: Солоповой А.А., Барановской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ереминой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-36744/08-15-270
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" к государственному унитарному предприятию города Москвы "Дирекция единого заказчика района Хамовники" о взыскании задолженности по договору и процентов за пользование чужими денежными средствами,
при участии представителей:
истца - Разяпова Г.А. по доверенности от 21.11.2008г.
ответчика - Рогожина Т.Ю. по доверенности N 1667 от 11.01.2009г.
представитель 3-го лица - Префектуры ЦАО г. Москвы - в судебное заседание не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к государственному унитарному предприятию города Москвы "Дирекция единого заказчика района Хамовники" о взыскании задолженности за потреблённую в январе, мае, октябре - декабре 2006 года тепловую энергию по договору от 01.08.2005 г. N 0118072 энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде в размере 19 429 руб. 73 коп, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 621 руб. 69 коп.
Решением суда первой инстанции от 06.11.2008 г. по делу N А40-36744/08-15-270 иск удовлетворен частично в размере 19 429 руб. 73 коп. задолженности, 10 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, в остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2008 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 06.11.2008 г. по делу N А40-36744/08-15-270 отменено на основании п.4. ч. 4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело назначено к судебному разбирательству по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Представитель ОАО "Мосэнерго" в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ГУП города Москвы "Дирекция единого заказчика района Хамовники" в судебное заседание явился, с исковыми требованиями не согласен, считает обязательства выполненными в полном объеме.
Представитель третьего лица Префектуры ЦАО г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей истца и ответчика, проверив все доводы искового заявления и возражения на него, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен ежегодно пролонгируемый договор энергоснабжения N 0118072 от 01.08.2005г., в соответствии с которым истец обязался продавать, а ответчик принимать и оплачивать тепловую энергию в горячей воде, используемую в системах отопления и горячего водоснабжения.
Количество подаваемой тепловой энергии в календарном году с разбивкой по месяцам, устанавливается приложением N 1 к договору.
В соответствии с п.п.7.2 договора энергоснабжающая организация выставляет (передает) абоненту (с учетом субабонентов) счет-фактуру на всю сумму фактически потребленной тепловой энергии за расчетный период в сроки, установленные Налоговым кодексом РФ.
Оплата передаваемой (потребляемой) абонентом (с учетом субабонентов) в расчетом месяце тепловой энергии и теплоносителя производится абонентом на основании выставляемых энергоснабжающей организацией на расчетный счет абонента платежных требований с акцептом (п.7.3 договора).
Согласно п.7.4 договора абонент производит оплату в срок до 15 числа текущего месяца платежное требование на сумму 100% стоимости договорной величины тепловой энергии (с учетом изменения договорных величин, в соответствии с п.2.2 договора) за текущий месяц.
Истец считает, что полностью исполнил свои обязательства по поставке тепловой энергии, однако выставленные ответчику счета-фактуры за январь, май, октябрь - декабрь 2006 г. за потребление тепловой энергии оплачены не полностью, поскольку за указанные месяцы стоимость потребленной энергии согласно расчету истца составила 118 882 руб. 53 коп. ( с учетом НДС 18 %), а оплата произведена на сумму 99 452 руб. 80 коп.( с учетом НДС 18 %), и что задолженность ответчика оставляет 19 429 руб. 73 коп. Просит взыскать с ответчика указанную задолженность и проценты за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ.
Считает, что согласно Распоряжению Правительства Москвы от 05.08.2004г. N 1575-РП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением" основанием для оплаты субсидий является заключение регламента взаимодействия, однако в 2006 г. данный регламент заключен не был.
Ответчик считает, что задолженности за тепловую энергию перед ОАО "Мосэнерго" не имеет, поскольку правовыми актами субъекта Российской Федерации - города Москвы - установлен специальный механизм выплаты за счет средств регионального бюджета компенсации за энергию, подаваемую для нужд населения.
Считает, что начисления за тепловую энергию за спорный период времени за вычетом субсидий полностью ответчиком оплачены, что подтверждается платежными поручениями N 205 от 22.02.2006г., N 1892 от 07.12.2006г., N1809 от 23.11.2006г., N 1980 от 21.12.2006г., N 130 от 26.01.2007г.
Факт потребления и объемов поставляемой энергии признается сторонами в полном объеме и не оспаривается. Спор касается тепловой энергии, поставляемой в жилые дома и используемой для бытовых нужд населения.
Согласно материалам дела ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Хамовники" произвело оплату всего объема поставленной ОАО "Мосэнерго" в спорный период 2006 года тепловой энергии по тарифу для группы потребителей "население".
Тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в силу Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (статьи 1, 6).
В силу ч.4 ст. 154, ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, включающей в себя плату за горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение), в городе Москве рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти этого города федерального значения.
Статьей 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установлено, что при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу тепловой энергии, учета экономически обоснованных затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии, обеспечения коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса подразумевает установление таких тарифов на товары и услуги этой организации, чтобы их размер обеспечивал поступление денежных средств в объеме, необходимом для выполнения производственной программы коммунальной организации, с учетом обеспечения доступности услуг для потребителей.
На город Москву законом возложено обеспечение баланса платы за горячее водоснабжение и отопление, взимаемой с населения исполнителем коммунальных услуг, и тарифа, установленного для теплоснабжающей организаций, получающей плату за энергию с управляющей многоквартирным домом организации, чтобы при тарифном регулировании обеспечивалось надлежащее финансовое состояние как энергоснабжающей организации, так и поставщика коммунальных услуг. Следовательно, органы власти субъекта Российской Федерации должны обеспечить согласованность теплоснабжения управляющих организаций и условий предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, в части, касающейся соотносимости цен на теплоэнергию и коммунальные услуги.
Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, установлено, что в случае если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то расчет размера платы за приобретение такой организацией горячей воды и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
РЭК Москвы постановлением от 12.12.2005 N 86 в пределах своих полномочий утвердила тарифы на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Мосэнерго" потребителям город Москвы в спорный период.
Данные тарифы дифференцированы по трем группам потребителей:
- население, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья - 388 руб./Гкал;
- организации и индивидуальные предприниматели, в управлении которых находятся многоквартирные дома - 458 руб./Гкал;
- прочие потребители - 490 руб./Гкал.
Тарифы на услуги горячего водоснабжения, отопления на 2006 год установлены постановлением Правительства Москвы от 07.02.2006 N 67-ПП.
Право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки населения дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств регионального бюджета вытекает из статей 72 Конституции Российской Федерации, относящий вопросы социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации, и статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливающей, что в результате принятия по предметам совместного ведения правовых актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации.
Городом Москвой приняты меры к принятию на себя расходных обязательств в связи с произведенным тарифным регулированием посредством возмещения за счет средств регионального бюджета непосредственно теплоснабжающим организациям разницы в стоимости поставленной для нужд населения тепловой энергии, исчисленной по тарифу "управляющие организации", и стоимости энергии, определенной по тарифу "население".
Пунктом 1 Распоряжения Правительства Москвы от 05.08.2004 N 1575-РП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением" установлено, что финансирование расходов бюджета города Москвы, связанных с применением теплоснабжающими организациями государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, используемую для бытовых нужд населения, осуществляется в форме долевого финансирования целевых расходов - субсидий и отражается в составе бюджетных показателей по статье "субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению", из чего следует, что на дирекции единого заказчика возложены лишь функции по контролю за фактическими объемами тепловой энергии, используемой для бытовых нужд населения, а не по получению бюджетных ассигнований.
Пунктом 3 Распоряжения Правительства Москвы от 17.07.2003 N 1258-РП "О передаче бюджетных ассигнований на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию" Префекту Центрального административного округа предписано обеспечить финансирование расходов на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию непосредственно на счета организаций - поставщиков тепловой энергии на основании документов, подтверждающих фактическую поставку тепловой энергии, представляемых в финансово-казначейское управление административного округа.
Таким образом, получателями субсидий значатся не управляющие организации, а теплоснабжающие предприятия, то есть ОАО "Мосэнерго".
Перечисление субсидий на счета теплоснабжающих организаций означает проведение между управляющими и теплоснабжающими организациями расчетов по тарифной группе "население", поскольку в противном случае сама процедура выделения субсидий именно производителям тепловой энергии для покрытия их, а не управляющих организаций, убытков, лишается какого-либо смысла.
Указанные распоряжения Правительства Москвы в установленном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Законом города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год" было предусмотрено выделение субсидий на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных тарифов при продаже товаров (работ, услуг) населению.
В приложении N 4 к Закону г. Москвы " О бюджете города Москвы на 2006 г." (ведомственная структура расходов бюджета города Москвы на 2006 год) к числу распорядителей бюджетных ассигнований по покрытию убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных тарифов при продаже товаров (работ, услуг) населению отнесена Префектура ЦАО.
С учетом изложенного, постановление РЭК Москвы от 12.12.2005 N 86, на которое ссылается истец, не может рассматриваться судом отдельно от распоряжений Правительства Москвы от 05.08.2004 N 1575-РП и от 17.07.2003 N 1258-РП, а также Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год".
Совокупность и взаимосвязь указанных правовых актов определяет тарифное регулирование, осуществленное городом федерального значения на спорный период 2006 года, в отношении тепловой энергии, используемой для бытовых нужд населения.
Суть тарифного регулирования в области теплоснабжения и оказания коммунальных услуг заключается в том, что управляющие и теплоснабжающие организации рассчитываются по тарифной группе "население", а разница между стоимостью энергии по тарифу "управляющие организации" и стоимостью по тарифу "население" возмещается из регионального бюджета теплоснабжающим организациям путем перечисления им субсидий.
Доводы ОАО "Мосэнерго" о том, что им не подписаны предусмотренные актами города Москвы регламенты взаимодействия, не могут служить основанием для удовлетворения иска по задолженности 2006 года за счет ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Хамовники".
Пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к гражданско-правовым отношениям относит имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Именно эти отношения, оформляются договором, закрепляющим в письменной форме волю сторон на возникновение прав и обязанностей.
При тарифном регулировании цен между органами власти и хозяйствующими субъектами возникают не гражданские, а организационно-распорядительные, административные правоотношения, основанные на власти и подчинении их участников.
Поэтому для возникновения таких отношений их закрепление в виде двустороннего соглашения, регламентирующего порядок взаимодействия сторон в связи с реализаций установленных правовым актом процедур, не является необходимым.
Само по себе отсутствие подписанного со стороны ОАО "Мосэнерго" регламента не может служить основанием для удовлетворения требования о взыскании убытков, вызванных сложным тарифным регулированием, с контрагента по сделке и не лишает истца права на получение субсидий.
Поскольку ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Хамовники" оплатил поставленную ОАО "Мосэнерго" в 2006 году энергию по надлежащему тарифу, определяемому не только постановлением РЭК Москвы от 12.12.2005 N 86, но и иными правовыми актами - распоряжениями Правительства Москвы от 05.08.2004 N 1575-РП и от 17.07.2003 N 1258-РП, а также Законом города Москвы "О бюджете города Москвы на 2006 год", оснований для взыскания долга за 2006 год с ответчика не имеется.
Фактические истребуемая за 2006 год задолженность является не долгом ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Хамовники" по договору, а убытками ОАО "Мосэнерго", которые подлежат возмещению при доказанности их размера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из основных задач судопроизводства в арбитражных судах называет защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В данном случае истец защищен от негативных последствий тарифного регулирования нормативно сформированным городом Москвой механизмом возмещения его убытков в виде субсидирования, тогда как ответчику правовые акты Москвы права на получение субсидий не предоставляют, при этом реальным для ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Хамовники" источником получения денежных средств для расчетов с ОАО "Мосэнерго" являются платежи населения за коммунальные услуги, соотносимые с тарифом на энергию для группы потребителей "население".
Кроме того, как следует из писем Первого заместителя префекта ЦАО г. Москвы от 11.04.2006г. N 07-16-3514/6, N07-16-2311/6, от 22.05.2006г. N07-13-937/6 , ОАО "Мосэнерго" отказалось от подписания Регламента взаимодействия, утвержденного Распо ряжением Правительства Москвы от 05.08.2004г. N 1575-РП " О расходах бюджета города Москвы в связи с регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением".
Согласно указанных писем ОАО "Мосэнерго" до января 2006 г. ежемесячно своевременно предоставляло акты и реестры фактического и ожидаемого отпуска тепловой энергии и получало из бюджета субсидии, однако с начала 2006 г. прекратило предоставление документации для оплаты по статье расходов бюджета "Субсидии на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению" без предупреждения и объяснения причин, в связи с чем, в округе не освоены средства, выделенные бюджетом в 1, 2 квартале 2006 г. для оплаты субсидий.
В связи с чем, исковые требования ОАО "Мосэнерго" о взыскании с ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Хамовники" задолженности по договору за спорный период 2006 г., и взыскании за указанный период процентов за пользование чужими денежными средствами необоснованны и не могут подлежать удовлетворению.
Расходы по уплате госпошлины по иску и апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, частью 5 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении иска ОАО "Мосэнерго" отказать.
Взыскать с ОАО "Мосэнерго" в пользу ГУП г. Москвы ДЕЗ района "Хамовники" расходы по госпошлине в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: |
В.В. Попов |
Судьи |
А.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36744/08-15-270
Истец: ОАО "Мосэнерго"
Ответчик: ГУП ДЕЗ г. Москвы района Хамовники
Третье лицо: Префектура ЦАО г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16434/2008