г. Москва
28 января 2009 г. |
Дело N А40-46002/08-99-98 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего - судьи Е.А. Солоповой
судей Т.Т. Марковой, Н.О. Окуловой
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2008
по делу N А40-46002/08-99-98, принятое судьей Г.А. Карповой
по заявлению Открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя - М.А. Мальцев
от заинтересованного лица - И.С. Грибков
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самотлорнефтегаз" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 10.04.2008 N 52-02-17/897 о возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении налога в размере 3 944 556 руб. (с учетом уточненных требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд города Москвы решением от 31.10.2008 отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным решения инспекции в части отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость в размере 3 797 039,93 руб. и принять новый судебный акт, удовлетворив требования общества в указанной части.
Решение суда в части отказа в признании незаконным решения инспекции в части доначисления НДС в сумме 147 516,07 руб. по счетам-фактурам ОАО "АК "Транснефть", выставленным на сумму агентского вознаграждения по обеспечению транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии, обществом не обжалуется.
В апелляционной жалобе общество указывает на нарушение судом норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит решение суда оставить без изменения, как соответствующее действующему законодательству, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в обжалуемой части при отсутствии возражений сторон в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, письменных пояснений инспекции, заслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2008 не имеется.
20.11.2007 общество представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007.
Решением N 52-02-17/897 от 10.04.2008 инспекцией возмещен налог на добавленную стоимость в сумме 174 444 533 руб.; обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 5 874 768 руб.
Обществом оспаривается решение инспекции в части доначисления НДС в сумме 147 516,07 руб. по счетам-фактурам ОАО "АК "Транснефть", выставленным на сумму агентского вознаграждения по обеспечению транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии; доначисления НДС в сумме 3 797 039,93 руб. по счетам-фактурам ОАО "АК "Транснефть", выставленным за услуги по ведению маршрута, диспетчеризации, перекачке, перевалке и наливу нефти.
ОАО "АК "Транснефть" выставило ОАО "ТНК-ВР Холдинг" счета-фактуры от 31.07.2007 N 07/17/07578 на сумму 468 466,96 руб., N 07/17/0769 на сумму 13 047,10 руб. и на сумму 279 243,89 руб., N 07/17/07580 на сумму 331 158,56 руб., N 07/17/07579 на сумму 217 154,49 руб.; от 31.08.2007 N 07/17/08895 на сумму 55 227,68 руб. и на сумму 1 445 860,51 руб., N 07/17/08894 на сумму 36 309,09 руб. и на сумму 950 571,65 руб. с указанием стоимости оказанных услуг с включением налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов.
Спорные счета-фактуры перевыставлены ОАО "ТНК-ВР Холдинг" (комиссионером) в адрес общества - счета-фактуры от 31.08.2007 N Х310807-0267, N Х310807-0268 (два счета-фактуры за данным номером), N Х310807-0274, N Х310807-0275, от 30.09.2007 N Х300907-0293 (два счета-фактуры за данным номером), N Х300907-0294 (два счета-фактуры за данным номером).
По мнению инспекции, перевыставленные комиссионером (ОАО "ТНК-ВР Холдинг") счета-фактуры по договору комиссии от 24.04.2007 N ТВХ-0318/СНГ-0822/06, подлежат обложению по ставке 0 процентов, в связи с чем, общество не вправе предъявлять к налоговому вычету счета-фактуры со ставкой 18 процентов по услугам по ведению маршрута, диспетчеризации, перекачке, перевалке и наливу нефти.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
При этом данное положение распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, и иные подобные работы (услуги).
По мнению общества, периодическое временное декларирование товаров, в отношении которых оказывались услуги по ведению маршрута, по диспетчеризации, перекачке, перевалке и наливу нефти, не влияет на порядок обложения НДС указанных услуг. Временное декларирование свидетельствует лишь о намерении экспортировать товар и уведомлении об этом таможенного органа, но не подтверждает факт экспорта. Дата выпуска товара на временных грузовых таможенных декларациях не может определять необходимость применения налоговой ставки 0 процентов по НДС к реализации услуг по транспортировке товара, поскольку в соответствии с абзацем вторым подпункта 3 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в подтверждение факта экспорта товара трубопроводным транспортом налогоплательщиком должна быть представлена полная грузовая таможенная декларация.
Общество полагает, что указанные услуги по транспортировке нефти, оказанные обществу ОАО "АК "Транснефть", подлежали обложению по ставке 18 процентов, поскольку оказывались в отношении товара, который не был помещен под какой-либо таможенный режим.
Таким образом, по сути, общество связывает наличие у налогоплательщиков права на применение налоговой ставки 0 процентов с вывозом товара в таможенном режиме экспорта, а не с помещением его под таможенный режим.
Между тем, применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров Налоговый кодекс Российской Федерации связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта, а не с вывозом товара в таможенном режиме экспорта, который подтверждается в том числе, представлением налогоплательщиком полной грузовой таможенной декларацией.
В соответствии с частью 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации касается работ, услуг, осуществляемых в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
В настоящем случае спор возник в отношении налогового вычета по налогу на добавленную стоимость, уплаченного обществом в составе цены за оказанные ему услуги после помещения товара под таможенный режим экспорта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках договора N 0007125 от 20.12.2006 ОАО "АК Транснефть" оказаны услуги по транспортировке нефти, предназначенной для отправки на экспорт, трубопроводным транспортом по маршрутам, указанным в маршрутных поручениях.
Представленные обществом в инспекцию документы (контракты, договор, счета-фактуры, грузовые таможенные декларации) свидетельствуют о том, что обществом производилось декларирование товара по временным грузовым таможенным декларациям, на момент оказания спорных услуг товар был помещен под таможенный режим экспорта.
Спорные счета-фактуры по услугам по ведению маршрута, диспетчеризации, перекачке, перевалке и наливу нефти, выставлены более поздней датой, чем осуществлен выпуск товара таможенным органом по сведениям временных грузовых таможенных деклараций (л.д. 57 т. 3).
Это подтверждает, что фактически обществу оказаны услуги, отраженные в спорных счетах-фактурах, уже после помещения товара (нефтепродуктов) под таможенный режим экспорта.
Операции, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Таким образом, по смыслу названных норм Налогового кодекса Российской Федерации применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по указанным операциям поставлено в зависимость от характера выполняемых работ (услуг).
Изложенная позиция сформирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и определена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2008 N 14227/07, от 01.04.2008 N 14439/07.
Услуги по ведению маршрута, диспетчеризации, перекачке, перевалке и наливу нефти непосредственно связаны с транспортировкой нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации, и ее вывозом в таможенном режиме экспорта. Судом первой инстанции установлено, что из маршрутных поручений следует, что транспортировка нефти осуществляется на экспорт, в силу характера услуг они оказываются исключительно в отношении нефти, реализуемой на экспорт; данные услуги входят в единый перевозочный процесс.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что услуги по диспетчеризации, перекачке, перевалке и наливу нефти, оказанные обществу ОАО "АК Транснефть", представляют собой услуги по транспортировке нефтепродуктов на экспорт, которые в силу п.п.2 п.1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 процентов, как услуги связанные с транспортировкой товара на экспорт, и которые осуществлялись в отношении товара, помещенного под таможенный режим экспорта.
Доводы общества о том, что право на применение налоговой ставки 0 процентов следует связывать с вывозом товара в таможенном режиме экспорта, который подтверждается полной грузовой таможенной декларацией, а не с помещением его под таможенный режим, противоречит положениям пп. 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, ч. 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Согласно нормам статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные Кодексом налоговые вычеты.
Документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога на добавленную стоимость к вычету является в соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура.
В силу пп. 10 и 11 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре должны быть указаны налоговая ставка и сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
Налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по налоговым ставкам, установленным в статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
Положения пункта 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации исключают предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченные в нарушение положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, применение к операциям по реализации услуг по ведению маршрута, диспетчеризации, перекачке, перевалке и наливу нефти, ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству, спорные счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету в части транспортировки нефтепродуктов на экспорт.
В указанной связи, доводы общества не могут служить основанием для отмены или изменения принятого судом решения.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 31.10.2008, в связи с чем апелляционная жалоба Открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2008 по делу N А40-46002/08-99-98 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Е.А.Солопова |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-46002/08-99-98
Истец: ОАО "Самотлорнефтегаз"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17135/2008