город Москва |
N А40-46919/08-24-448 |
26 января 2009 г. |
N 09АП-17942/2008-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2009 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановской Е.Н.
судей Попова В. В., Солоповой А. А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гаркушей Е. Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Универсал"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 ноября 2008 года
по делу N А40-46919/08-24-448,
принятое судьей Гукасян Л. Р.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Универсал"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
3-и лица - Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края, Мотыгинский район в лице Финансово-экономического управления Администрации Мотыгинского района
о взыскании 772 517 руб. 87 коп.
В судебное заседание не явились: истец, ответчик, 3-и лица - извещены.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Универсал" (далее - ООО "Универсал") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковыми требованиями о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в сумме 772 517 руб. 87 коп., а с учетом инфляции - в сумме 829 684 руб. 19 коп., образовавшихся за период с 1 сентября 2007 года по 1 июня 2008 года вследствие предоставления льгот педагогическим работникам в сельской местности на основании Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании".
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 25.07.2008 г. настоящее дело передано по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2008 г. по делу N А40-46919/08-24-448 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Универсал" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное выше решение суда отменить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, размер затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, материалами дела доказан.
Истец, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени настоящего судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечил.
Ответчик, 3-е лицо - Министерство финансов Красноярского края, отзыв на апелляционную жалобу не представили, представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не направили.
3-е лицо - Финансово-экономическое управление Администрации Мотыгинского района, явку представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечило, заявив о рассмотрении дела без его участия.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам:
Как видно из материалов дела, ООО "Универсал" оказывает жителям Мотыгинского района Красноярского края коммунальные услуги.
Истец утверждает, что с 1 сентября 2007 года по 1 июня 2008 года предоставлял педагогическим работникам, проживающим в пос.Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края, то есть гражданам, имеющим право на льготное обеспечение, льготы по оплате коммунальных услуг (по отоплению, вывозу твердых бытовых отходов, содержанию жилого дома) в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании". В результате предоставления указанных льгот им были понесены расходы в сумме 772 517 руб. 87 коп., которые не были ему компенсированы.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения ООО "Универсал" в суд за возложением понесенных истцом расходов на Российскую Федерацию в лице Министерства Российской Федерации.
Суд первой инстанции, исследовав материала дела, пришел к выводу об обоснованности заявленного к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации иска, однако в удовлетворении исковых требований отказал, вследствие недоказанности наличия убытков, причиненных истцу, и их размера.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции не соответствуют материалам дела и являются ошибочными.
Согласно п.п. "е", "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству (ч.ч.2 и 4, 5 ст. 76 Конституции РФ).
Абзацем 3 пункта 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании" установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 ст. 55 Закона "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 06.05.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
В силу требований ст. 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного Кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР (утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 г.) было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках) пользуются бесплатно жилим помещением с отоплением и освещением.
Таким образом, федеральное законодательство сохраняет для граждан, являющихся работниками образования, предоставление льготы в натуральной форме, при этом ни ранее действующее законодательство, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничивают указанное право педагогических работников, в том числе и количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме. Законом Российской Федерации "Об образовании" не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных по исполнению Закона.
Государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона Российской Федерации "Об образовании", поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, требования истца о возмещении убытков, образовавшихся вследствие предоставления льгот педагогическим работникам в сельской местности на основании Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" являются правомерными на основании статей 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Как видно из материалов дела, при расчете убытков истец применял нормативы потребления жилищных и коммунальных услуг и их оплаты за месяц, утвержденные на 2007 год решением Мотыгинского поселкового Совета депутатов Мотыгинского района от 26.12.2006 г. N 17-48 и на 2008 год - решением Мотыгинского поселкового Совета депутатов от 14.12.12007 г. N 25-76, а размер занимаемой жилой площади льготной категории граждан и предоставление коммунальных услуг подтверждается договорами на предоставление коммунальных услуг, заключенными с педагогическими работниками, представленными истцом в материалы дела.
Имеющимися в материалах дела справками соответствующих образовательных учреждений подтверждается, что лица, которым истцом предоставлены льготы, являются педагогическими работниками образовательных учреждений, проживающие в пос.Мотыгино Мотыгинского района Красноярского края. НДС на сумму убытков истец не начислял.
При таких обстоятельствах, исковые требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в сумме 772 517 руб. 87 коп., образовавшихся за период с 1 сентября 2007 года по 1 июня 2008 года вследствие предоставления льгот педагогическим работникам в сельской местности на основании Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Ссылка истца на то, что с учетом инфляции сумма причиненных ему убытков составляет 829 684 руб. 19 коп., документально не подтверждена, расчет таковой суммы в материалах дела отсутствуют, как и отсутствует правовые основания взыскания указанной суммы с ответчика, вследствие чего исковые требования в этой части подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 268, 269 п.2, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2008 года по делу N А40-46919/08-24-448 отменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Универсал" убытки в сумме 772 517 руб. 87 коп., 7 962 руб. 59 коп. - в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий: |
Е. Н. Барановская |
Судьи |
А. А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-46919/08-24-448
Истец: ООО "Универсал"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: ООО "Универсал", Мотыгинский район в лице Финансово-экономического управления администрации Мотыгинского района, Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-17942/2008