г. Москва |
Дело N А40-66525/08-87-277 |
16 февраля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катунова В.И.,
судей Птанской Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергиной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2008 по делу N А40-66525/08-87-277, принятое судьёй Семушкиной В.Н.
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "СУРА-ПРОЕКТ" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве о признании недействительным решения налогового органа
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Любчиков С.Б. по доверенности от 09.09.2008, паспорт 45 08 497973 выдан 20.07.2006;
от ответчика (заинтересованного лица) - Убушаева Н.К. по доверенности от 29.09.2008 N 05-24/87832, удостоверение УРN 404855
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2008 удовлетворено заявление Общества с ограниченной ответственностью "СУРА-ПРОЕКТ" (далее - заявитель, общество) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве от 10.09.08 N 19/1366-1 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что данное решение является незаконным, не соответствует НК РФ.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, в связи с неправильным применением норм материального права (ст. 270 АПК РФ).
В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что заявитель не имеет право в текущем налоговом периоде на вычеты сумм налога при отсутствии у него в данном налоговом периоде операций, облагаемых НДС и (или) поступлений денежных средств, увеличивающих налоговую базу и, соответственно, сумм налога, исчисленных с таких операций. По мнению налогового органа, налоговые вычеты, установленные ст.ст.171 и 172 НК РФ, заявитель сможет произвести не ранее того периода, когда возникнет налоговая база по НДС. Также ссылается на то, что при рассмотрении требования общества об обязании налогового органа возместить НДС за IV квартал 2007 судом не был исследован вопрос о фактической уплате НДС поставщикам.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителя налогового органа, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, представителя заявителя, просившего оставить решение без изменения, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела, 18.01.2008 заявитель представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2007 года, в которой отразил общую сумму НДС, подлежащую вычету в размере 6 989 007 руб.
Впоследствии 19.03.2008 общество представило уточенную налоговую декларацию по НДС за указанный период с общей суммой налоговых вычетов 6 706 057 руб., облагаемая налоговая база в 4 квартале 2007 и общая сумма начисленного налога составили 0 руб.
По итогам проведенной камеральной проверки инспекцией вынесено решение от 10.09.08 N 19/1366-1 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленную к возмещению в размере 6 706 057 руб. Указанное решение мотивировано отсутствием у заявителя в соответствующем налоговом периоде налоговой базы, поскольку, по мнению инспекции, применение налоговых вычетов при отсутствии у налогоплательщика налоговой базы, законодательством не предусмотрено; общество сможет произвести налоговые вычеты, установленные ст. ст. 171, 172 НК РФ, не ранее того отчетного периода, когда возникнет налоговая база по НДС.
Данные доводы инспекции правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 кодекса, на установленные статьей 171 кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия указанных товаров (работ, услуг) на учет и при наличии соответствующих первичных документов на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.
Таким образом, из приведенных положений Налогового кодекса РФ следует, что момент предъявления сумм налога к вычету связан с моментом приобретения (принятия на учет) товаров (работ, услуг), а также с целью их приобретения. При этом нормами главы 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов налога по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги). Реализация товаров (работ, услуг) в том же налоговом периоде не является в силу указанных выше норм условием применения налоговых вычетов.
Соблюдение обществом всех необходимых условий для применения вычетов по НДС подтверждено представленными документами в соответствии со ст. 172 НК РФ.
Каких-либо замечаний по содержанию, полноте представленных документов налоговым органом не заявлено.
В соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 кодекса.
Как установлено п. 1 ст. 176 НК РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
В силу п. 5 ст. 174 НК РФ по итогам каждого налогового периода налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость. Следовательно, плательщик налога обязан исчислять общую сумму налога и определять размер налоговых обязательств по итогам каждого налогового периода независимо от наличия или отсутствия реализации товаров (работ, услуг) в этом налоговом периоде.
Приобретение товаров (работ, услуг) при отсутствии реализации не лишает налогоплательщика права отнести к вычету налог на добавленную стоимость, уплаченный в цене товара поставщикам, поскольку отнесение сумм уплаченного налога на добавленную стоимость в следующие налоговые периоды законодательством не предусмотрено.
Относительно ссылки инспекции в апелляционной жалобе на то, что при рассмотрении требования заявителя об обязании налогового органа возместить НДС судом первой инстанции не был исследован вопрос о фактической уплате НДС поставщикам материальных ресурсов, в оспариваемом судебном акте не содержится ссылок ни на договора, по которым приобретались материальные ресурсы, ни на выставляемые продавцам счета-фактуры, платежные поручения, по которым проводилась оплата материальных ресурсов на внутреннем рынке, следует указать нижеследующее.
Несмотря на то, что представитель налогового органа в заседании апелляционного суда указал на ошибочность заявления данного довода в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что заявитель при рассмотрении данного дела не заявлял требования об обязании налогового органа возместить НДС за IV квартал 2007 в размере 6 706 057,00 руб., но в материалы дела представил все необходимые документы, подтверждающие налоговые вычеты.
Между тем, существенным является то обстоятельство, что в производстве Арбитражного суда г. Москвы имеется другое дело N А40-50940/08-87-182 по заявлению общества о признании незаконным бездействия инспекции и обязании вынести решение о возврате НДС в размере 6 706 057 руб. за IV квартал 2007 года, и именно в предмет доказывания по делу N А40-50940/08-87-182 входит исследование первичных документов, подтверждающих состав и размер налоговых вычетов.
Что касается решения инспекции, оспариваемого по настоящему делу, то, принимая во внимание, что у налогового органа отсутствуют какие-либо замечания к представленным заявителем документам, необходимым для проведения камеральной налоговой проверки, а основанием для отказа в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, заявленных к возмещению за IV квартал 2007 года является только довод инспекции об отсутствии у заявителя в соответствующем налоговом периоде налоговой базы, то есть суммы налога, исчисленной к уплате в бюджет, то суд первой инстанции правомерно оценил правомерность решения налогового органа по указанным в нем основаниям.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что судебное решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного решения.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного и ст. ст. 171, 172, 174, 176 Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2008 по делу N А40-66525/08-87-277 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Москве - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
В.И. Катунов |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-66525/08-87-277
Истец: ООО "Сура-проект"
Ответчик: ИФНС РФ N 4 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1069/2009