г. Москва |
Дело N А40-51777/08-102-553 |
12 февраля 2009 г. |
N 09АП-339/20099-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена11 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р.Валиева,
судей И.В. Разумова, Н.В. Лаврецкой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.А. Рыжиковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования и ЗАО фирма "Центр внедрения "ПРОТЕК"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 ноября 2008 г.
по делу N А40-51777/08-102-553, принятое судьей Т.В. Савинко
по иску ЗАО фирма "Центр внедрения "ПРОТЕК"
к ответчикам: 1. Костромскому областному фонду обязательного медицинского страхования
2.Федеральному фонду обязательного медицинского страхования
о взыскании солидарно 442 355, 05 руб. и встречному иску Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования и ЗАО фирме "Центр внедрения "ПРОТЕК" о взыскании 82 887, 71 руб.
при участии в судебном заседании представителей:
ЗАО фирма "Центр внедрения "ПРОТЕК"- Н.В. Грачевой (по доверенности N 1684/юо от 29.12.2008 г.)
Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования- А.С. Тимошкина (по доверенности N 5 от 11.01.2008 г.), Н.В. Шкурко (по доверенности N 549 от 06.02.2009 г.)
Федерального фонда обязательного медицинского страхования- И.В. Константинова (по доверенности N 37/80 от 16.01.2009 г.), И.Г. Камаловой (по доверенности N 31/80 от 24.11.2008 г.)
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество фирма "Центр внедрения "ПРОТЕК" (далее истец, фирма) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Костромскому областному фонду обязательного медицинского страхования (далее территориальный фонд ОМС) и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о солидарном взыскании 442 355, 05 руб. основного долга.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 29.10.2008 г. к совместному рассмотрению с первоначальным принят встречный иск о взыскании 82 887, 71 руб.- договорной неустойки.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 ноября 2008 г. первоначальный и встречный иски удовлетворены в полном объеме в результате проведенного зачета с Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования в пользу истца взыскано 359 467, 34 руб. основной задолженности и 8 408, 28 руб. расходов по госпошлине, в иске к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования отказано.
Не согласившись с принятым решением, Костромской областной фонд ОМС подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся судебный акт изменить, отказав в удовлетворении первоначального иска в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимания, акты экспертиз обоснованности назначения лекарственных средств отдельным категориям граждан Костромской области в 2006 г., которым признаны необоснованными: выписка и отпуск лекарственных средств по 1 502 рецептам на сумму 442 177,08 руб.
В заседании суда апелляционной инстанции 09.-11.02.2009 г. истец так же заявил о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора по основному иску.
Ответчик Федеральный фонд обязательного медицинского страхования позицию апелляционной жалобы Костромского областного фонда ОМС поддерживает.
Истец обжалует состоявшееся решение в части удовлетворения встречного иска.
По мнению истца из представленного в обоснование взыскания неустойки реестра не видно, находилися ли фактически рецепты на отсроченном обслуживании и когда они были зарегистрированы в журнале отсроченного обслуживания.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся доказательства, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда от 26.11.2008г. в связи со следующим.
Как усматривается из материалов судебного дела статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определен список лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг".
Пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных выше, набора социальных услуг включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.10.2005 г. N 1558-р федеральному фонду ОМС предписано обеспечить проведение конкурса на осуществление поставок и отпуска лекарственных средств в целях реализации мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
В рассматриваемом случае такой конкурс был произведен и на основании протокола размещения государственного заказа от 01.12.2005 г. по лоту N 13-Костромская область, между территориальным фондом ОМС и истцом заключен государственный контракт на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
По условиям данной сделки фирма приняла на себя следующие обязательства (пункты 2.1.1 - 2.1.16):
- организовать закупку, поставку, хранение и учет лекарственных средств;
- организовать в аптечных учреждениях отпуск лекарственных средств гражданам бесплатно при предъявлении рецепта врача (фельдшера), выписанного по установленной форме в лечебно-профилактическом учреждении, из числа учреждений, упомянутых в приложении к договору, врачом (фельдшером), имеющим право на выписывание льготных рецептов;
- вести автоматизированный персонифицированный учет рецептов и лекарственных средств, отпущенных гражданам,
- предоставлять отчеты об использовании полученных по контракту средств, документы, подтверждающие отпуск лекарственных средств;
- организовать и обеспечить учет и хранение подлинных рецептов, по которым были отпущены лекарственные средства.
Костромской областной фонд ОМС, в свою очередь, обязался, возмещать стоимость лекарственных средств, полученных гражданами, в порядке и на условиях, определенных договором.
Таким образом, между территориальным фондом ОМС и фирмой возникли обязательственные правоотношения, основанные на государственном контракте.
В этой связи истцом правомерно представлено требование о взыскании задолженности за отпущенные лекарственные средства льготным категориям граждан в 2006 г. в соответствии с государственным контактом от 15.12.2005 г. к Костромскому областному фонду обязательного медицинского страхования как стороны государственного контракта, на основании ст. 309-310 ГК РФ.
Удовлетворяя заявленные исковые требования в полном объеме за счет ответчика, Костромской областной фонд ОМС суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в соответствии с п.3.5. Государственного Контракта от 15.12.2005 г. (в редакции п.1 дополнительного соглашения N 3 от 17.03.2006 г., т.1 л.д. 9-60) Костромской областной фонд ОМС не должен перечислять фармацевтической организации средства на оплату стоимости лекарственных средств, по двум основаниям:
-лицам, не включенным в Реестр;
-не входящих в Перечень лекарственных средств.
Вместе с тем, согласно п.2.2.1. Контракта Костромской областной фонд ОМС оплачивает стоимость лекарственных средств только на основании надлежаще оформленных документов.
В силу п.2.2.9 Контракта Костромской областной фонд ОМС в целях осуществления контроля лекарственного обеспечения граждан, вправе проводить плановые и целевые экспертизы реестров и подлинных экземпляров рецептов.
В Приказе от 27.12.2005 г. N 127 Федерального фонда обязательного медицинского страхования "Об утверждении Порядка перечисления ТФОМС средств на счета фармацевтической организации в случае отсутствия в субъекте РФ страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами на 2006" установлены два основания для отказа в оплате расходов по предоставлению лекарственных средств:
-лицам, не включенным в федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи
-не входящих в Перечень лекарственных средств.
Таким образом, основания для отказа в оплате фармацевтической организации стоимости лекарственных средств, предусмотрены только Государственным контрактом и Приказом N 127, данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Тогда как представленные в материалах дела акты экспертизы об обоснованности назначения лекарственных средств отдельным категориям граждан Костромской области в 2006 г. (т.6-8) оформленные итоговым протоколом N 2 от 07.11.2007 г. (т.9 л.д. 1-3) подлежат отклонению, поскольку содержат причины отклонения от оплаты суммы 442 177,08 руб. по 1 502 рецептам, не предусмотренные п.3.5 Государственного контракта от 12.12.2005 г. (в редакции дополнительно соглашения N 3 от 17.03.2006 г.), а именно несовместимые МНН, несовместимые возраст (пол), несовместимые диагноз и МНН.
Более того, все указанные причины отклонения относятся к необоснованной выписке рецепта.
На истца, являющегося коммерческой организацией ( ст. 50 ГК РФ) обязанность выписывать рецепты законом не возложены. В силу ст. 58 "Основ Законодательства РФ об охране здоровья граждан" (утверждены Верховным Советом РФ 22.07.1993 г. N 5487-1, далее "Основы") организует своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья лечащий врач, а не истец.
Кроме того, согласно ст.61 "Основ" диагноз гражданина и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
В этой связи истец в принципе лишен какой-либо возможности оспаривать выписываемые врачом рецепты по заявленным причинам.
Довод ответчика Костромской областной фонд ОМС о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора не нашел своего подтверждения.
Действительно п.п. 3.6, 3.7. госконтракта ( в редакции дополнительного соглашения от 29.12.2005 г. (т. 1 л.д.59) установлено, что при несогласии истца с неполным акцептом КОФОМС счета, стороны составляют акт о разногласиях и КОФОМС производит оплату не оспариваемой суммы счета. Акт о разногласиях направляется в Согласительную комиссию, порядок формирования и регламент которой определяется дополнительным соглашением органов здравоохранения субъекта РФ, КОФОМС и истца.
Совместным приказом Управления Роснадзора по Костромской области, Костромского областного фонда обязательного медицинского страхования, Департамента здравоохранения Костромской области и истца от 16.05.2006 г. N 12/06/104/1331/59 утверждено положение о создании Согласительной комиссии.
Однако, Приказом этих же лиц от 19.10.2007 г. N /44-176/07/217/389/303-10 Приказ от 16.05.2006 г. N 12/06/104/1331/59 утратил силу.
Как пояснил истец об отклонении от оплаты спорных рецептов, он смог узнать не ранее 07.03.2008 г. из ответа Костромского областного фонда ОМС от 07.03.2008 N 714.
Представитель Костромского областного фонда ОМС под протокол судебного заседания 09-11.02.2009 г. пояснил, что об отклонении рецептов от оплаты истец мог узнать в январе 2008 г.
Таким образом, возможности обращения в Согласительную комиссию, прекратившую свою деятельность 19.10.2007 г. на момент возникновения спорного правоотношения действительно не имелось, в связи с чем досудебный порядок урегулирования спора не может быть признан нарушенным.
При этом отклоняется ссылка Костромского областного фонда ОМС на Приказ от 19.10.2007 г. N /44-/75/07/218/390/ 304-10 о создании Согласительной комиссии, поскольку названным Приказом создана Согласительная комиссия по госконтракту от 27.11.2006 г., а не по спорному госконтракту от 15.12.2005 г.
В этой связи первоначальный иск удовлетворен правомерно.
В отношении отказа в удовлетворении встречного иска жалоба ответчика не может быть удовлетворена по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с Письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.12.2005 г. N 572-МЗ "О дополнительном лекарственном обеспечении" в случае отсутствия необходимого лекарственного средства в аптечной организации на момент обращения предъявленный рецепт регистрируется в журнале учета рецептов, поставленных на отсроченное обслуживание и подлежит обеспечению в установленном порядке.
Тем не менее, в соответствии с п. 2.1.4. контракта от 15.12.2005 г., лицом обязанным организовать отсроченное обслуживание является сам ответчик (истец по основному иску, "Фирма").
Более того, согласно п. 4.2. "д" соглашения от 10.05.2006 г. (т.1 л.д.63) обязанность контроля своевременности представления аптечным учреждениям информации по отпущенным и взятые на обеспечение рецептами возложено так же на ответчика (истец по основному иску "Фирма").
При таких обстоятельствах, лицом обязанным доказать несоответствие данных приведенных истцом по встречному иску в реестре рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании сроком более 10 дней (т.5.л.д.40-98) данными журнала регистрации рецептов является сам ответчик (истец по основному иску "Фирма", ст. 65 АПК РФ). ЗАО фирма "Центр внедрения "ПРОТЕК" журналы регистрации рецептов, поставленных на отсроченное обслуживание не представлены, в связи с чем реестр рецептов истца по встречному иску (т.5 л.д.40-98) ни чем не опровергнут.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции применил правильно, процессуальных нарушений не допустил, судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266-268, ч.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 ноября 2008 г. по делу N А40-51777/08-102-553 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Н.В. Лаврецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-51777/08-102-553
Истец: ЗАО "Центр внедрения "Протек"
Ответчик: Федеральный фонд обязательного мецинского страхования, Костромской областной фонд обязательного медицинского страхования
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-339/2009