г. Москва |
|
19 февраля 2009 г. |
Дело N А40-48364/08-111-173 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.02.2009 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кораблевой М.С.
судей: Порывкина П.А., Кольцовой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Прибытковым Д.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-48364/08-111-173 по правилам первой инстанции
по иску (заявлению) Администрация Ногинского района Московской области
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4
третье лицо: ОАО "ФСК ЕЭС"
о признании недействительными решений и обязании возвратить налог на прибыль.
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): Забавина С.Л. по доверенности от 12.08.2008 N 1 исх.2302,
от ответчика (заинтересованного лица):Карпова Е.А. по доверенности от 27.10.2008 N 55-12/03046,
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ
Администрация Ногинского муниципального района Московской области (далее - Заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (далее - Налоговый орган) о признании недействительными решений о возврате N 361 от 27.06.2008 и N 365 от 30.06.2008, вынесенных в отношении ОАО РАО "ЕЭС России", а также с требованием обязать Налоговый орган устранить допущенные нарушения путем возврата денежных средств в сумме 4679487,78 руб. в местный бюджет муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области".
Решением от 30.10.2008 г. в удовлетворении требований Администрации о признании недействительными названных решений судом было отказано; в части требования об обязании Налогового органа устранить допущенные нарушения путем возврата денежных средств в бюджет муниципального образования производство по делу было прекращено на основании п.4 ч.1 ст. 150 АПК РФ в связи с отказом истца от иска в указанной части.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2009 решение суда от 30.10.2008 было отменено по пункту 4 ч.4 ст. 270 АПК РФ в связи с принятием судом решения о правах и обязанностях ОАО "ФСК ЕЭС", правопреемника ОАО РАО "ЕЭС России", не привлеченного к участию в деле; Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" привлечено апелляционным судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика.
В обоснование заявленных требований Администрация ссылается на то обстоятельство, что преждевременным возвратом налога ОАО РАО "ЕЭС России", до вступления решения Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2008 по делу N А40-67569/07-112-390 в законную силу нарушены права и законные интересы Заявителя на самостоятельное формирование местного бюджета.
ОАО "ФСК ЕЭС" в письменном отзыве (исх. N 27/138 от 04.02.2009) ходатайствует о рассмотрении спора в отсутствие представителя и возражает против удовлетворения требований Администрации, ссылаясь на то обстоятельство, что оспариваемые решения вынесены во исполнение права налогоплательщика на возврат налогов из бюджета, которое подтверждено в судебном порядке, решением Арбитражного суда гор. Москвы от 09.06.2008 г. по делу N А40-67569/07-112-390, вступившим в законную силу. Кроме того, главой 24 АПК РФ не предусмотрена возможность признания ненормативного правового акта недействительным в части определенного времени действия.
Судебное разбирательство проводится в отсутствие представителя третьего лица, ОАО "ФСК ЕЭС", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, по правилам, предусмотренным ч. 5 ст. 156 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства стороны поддержали свои правовые позиции. В письменных пояснениях по делу и в ходе судебного разбирательства в апелляционном суде Заявитель отказался от требований в части обязания Налогового органа возвратить 4 679 487 руб. 78 коп. в местный бюджет муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области".
Согласно ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Полномочия представителя Заявителя на отказ от иска проверены и подтверждаются доверенностью от 12.08.2008 N 1 исх.2302, последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 151 АПК РФ, представителю Заявителя разъяснены и понятны. Налоговый орган не возражает против частичного отказа от заявленных Администрацией требований.
В соответствии с пунктом 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом. Апелляционный суд, рассмотрев заявление Администрации о частичном отказе от исковых требований, принимает отказ истца от части требований, поскольку данный отказ не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
При таких условиях производство по делу в части требований об обязании Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 возвратить 4 679 487 руб. 78 коп. в местный бюджет муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" подлежит прекращению.
Как следует из материалов дела, право налогоплательщика - ОАО РАО "ЕЭС России", правопреемником которого является ОАО "ФСК ЕЭС", на возврат из местного бюджета излишне уплаченного налога на прибыль в размере 4 139 851,37 руб. и излишне взысканных пени в размере 540 206,75 руб. подтверждено судебными актами Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2008 г. и Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008 г. по делу N А40-67569/07-112-390, которые в силу ч.1 ст. 16 АПК РФ подлежат исполнению (л.д.38 -50).
До вступления упомянутого решения суда в законную силу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 были приняты оспариваемые решения о возврате N 361 от 27.06.2008 г. и N 365 от 30.06.2008 г., согласно которым на расчетный счет ОАО РАО "ЕЭС России" из средств местного бюджета муниципального района Ногинский были перечислены денежные средства 539 636,41 руб. и 4 139 851,37 руб. соответственно, что подтверждается выпиской из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета N 122 от 02.07.2008 г. (л.д.19.20,11).
Полагая, что решения Налогового органа незаконны, поскольку приняты в нарушение ст. 180 АПК РФ до вступления в силу судебного акта, нарушают права и законные интересы, Заявитель и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив материалы дела, выслушав мнения представителей сторон, отзыв третьего лица, оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Администрации удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, органы местного самоуправления вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов. В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.
Федеральным законом, предусматривающим возможность такого обращения, является Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 46 которого установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц.
В данном случае Администрация обращается в суд в защиту экономических интересов местного самоуправления с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов налогового органа, ссылаясь в обоснование требования на нарушения процедуры возврата денежных средств из бюджета, на преждевременное их списание, полагая, что тем самым нарушаются имущественные интересы муниципального образования, ущемляется право муниципального образования на самостоятельное формирование местного бюджета.
Согласно п.1 ст. 60 Бюджетного кодекса РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
Одним из принципов законодательства о налогах и сборах является положение о том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы; законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст. 3 НК РФ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2008 года по делу N А40-67569/07-112-390 были установлены фактические обстоятельства излишней уплаты ОАО РАО "ЕЭС России" и излишнего взыскания налога на прибыль и пени в сумме 13 899 986,26 руб. в период с 2002 по 26.02.2008 г.г.
При таких условиях, в силу названных выше законодательных норм излишне поступившие в местный бюджет суммы налогов и сборов являются таковыми с момента их зачисления и не могут являться источником для формирования местного бюджета, тем более, ущемлять право муниципального образования на самостоятельное формирование местного бюджета при исполнении Налоговым органом в силу ст. 31 НК РФ своей обязанности по распоряжению ими в интересах налогоплательщика (путем зачета в счет предстоящих платежей, либо возврата) в целях обеспечения его права на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов, предусмотренного подпунктом 5 п.1 ст.21 НК РФ.
В силу ч. 1 ст. 16, ч.7 ст.201 АПК РФ вступившие в силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации; при этом решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
По смыслу названных законодательных норм процессуальное законодательство не запрещает стороне по делу, не в пользу которой принят судебный акт, добровольно совершить действия, направленные на его исполнение и до вступления судебного акта в законную силу. При этом добровольное исполнение, а также в силу закона немедленное исполнение судебного акта не влияет на порядок его обжалования; такие решения обжалуются в порядке апелляционного и кассационного производства по общим правилам.
Поскольку оспариваемые Администрацией решения о возврате налога ОАО "ФСК ЕЭС" направлены на совершение действий по возврату спорной суммы налогоплательщику, стороне по арбитражному делу N А40-67569/07-112-390, при рассмотрении которого судом подтверждено его право на возврат, в том числе и из бюджета муниципального образования "Ногинский муниципальный район Московской области" излишне уплаченных налогов, то исковые требования Администрации о признании их незаконными неправомерны и удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по заявлению распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ и относятся на сторону, не пользу которой принят судебный; в той части, в которой производство по делу прекращено, уплаченная Заявителем госпошлина подлежит возврату на основании подпункта 3 п.1 ст. 333.40 НК РФ. Поскольку Налоговый орган в силу п.п.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) освобожден от уплаты госпошлины, то госпошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату Заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 49, 150, 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Отказать Администрации Ногинского муниципального района Московской области в удовлетворении заявления о признании недействительными решений МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 27.06.2008 N 361 о возврате налога и от 30.06.2008 N 365 о возврате налога.
В остальной части производство по делу прекратить.
Возвратить Администрации Ногинского района Московской области из федерального бюджета 34 897 руб. 44 коп. государственной пошлины по заявлению и 1000 руб. - по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
М.С.Кораблева |
Судьи |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48364/08-111-173
Истец: Администрация Нагиского района Московской области
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4
Третье лицо: ОАО "ФСК ЕЭС"
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-16759/2008