г. Москва |
Дело N А40-43735/08-112-139 |
"20" февраля 2009 г. |
N 09АП-1196/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "20" февраля 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Окуловой Н.О.,
судей Марковой Т.Т., Голобородько В.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.11.2008 года
по делу N А40-43735/08-112-139, принятое судьей Зубаревым В.Г.,
по иску (заявлению) Открытого акционерного общества "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
третье лицо Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть"
о признании недействительными решений от 11.04.2008 года N 52-02-17/931 в части и N 52-02-17/932 полностью и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ковалевской Д.Е. по дов. N Ю-6620 от 26.12.2008 года, Ткач Т.И. по дов. N Ю-6593 от 24.12.2008 года;
от заинтересованного лица - Кобцева Г.Н. по дов. N 85 от 08.08.2008 года;
от третьего лица - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решений Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 11.04.2008 года N 52-02-17/931 "О возмещении (частично) сумм налога на добавленную стоимость" в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 561 411 руб., N 52-02-17/932 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть".
Решением от 27.11.2008 года Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных ОАО "ЛУКОЙЛ" требований в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "ЛУКОЙЛ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что при вынесении решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Через канцелярию суда заблаговременно представлен отзыв от третьего лица, в котором третье лицо просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить апелляционную жалобу заявителя. Также третье лицо в отзыве просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица в порядке ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств дела установлено, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года на предмет обоснованности применения заявителем налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
По результатам проведения проверки Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 вынесены решения от 11.04.2008 года N 52-02-17/931 "О возмещении (частично) сумм налога на добавленную стоимость" (т. 1 л.д. 32-33) и N 52-02-17/932 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1 л.д. 15-31), в соответствии с которыми заявителю на основании п. 1 ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации отказано в привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 561 411 руб.
Основаниями для вынесения оспариваемых решений послужило, по мнению инспекции, то, что в представленных заявителем счетах-фактурах от 30.09.2007 года N 07/17/10773 и от 31.08.2007 года N 07/17/09514, выставленных ОАО "АК "Транснефть", указана налоговая ставка 18 процентов, не соответствующая размеру налоговой ставки, установленной подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (0 процентов).
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции принял судебный акт на основании всесторонне исследованных обстоятельств, которые с достаточной полнотой изложены в решении и им дана надлежащая оценка.
При рассмотрении дела Арбитражным судом г. Москвы не допущено нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося решения.
Решение суда не подлежит отмене, а доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, - удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между заявителем и ОАО "АК "Транснефть" заключен договор от 19.12.2006 года N 0007050/0611178 на оказание услуг по транспортировке нефти.
Согласно пункту 1.2 договора ОАО "АК "Транснефть" в качестве агента обязуется за вознаграждение в порядке и на условиях, определенных договором, совершать от своего имени, но за счет ОАО "ЛУКОЙЛ", юридические или иные действия по обеспечению транспортировки нефти ОАО "ЛУКОЙЛ" трубопроводным транспортом по территории Республики Беларусь, Украины и Республики Казахстан.
Согласно второму абзацу подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется в отношении работ (услуг) по перевозке (транспортировке), сопровождению, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Таким образом, указанной нормой Кодекса установлено, что операции, связанные с реализацией услуг по транспортировке, облагаются НДС по ставке 0 процентов.
При реализации услуг по транспортировке нефти перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0 процентов. При этом налогоплательщик не вправе по своему усмотрению произвольно изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
Положения п. 2 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации исключают предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченные в нарушение положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как верно указал суд первой инстанции, положения подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат требований, предусматривающих, что ставка 0 процентов применяется только в отношении услуг по транспортировке товаров, оказанных непосредственно при пересечении таможенной территории Российской Федерации.
Налоговая ставка 0 процентов применяется при оказании услуг по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации.
Перечень услуг, облагаемых по ставке 0 процентов в соответствии с данной нормой, не является исчерпывающим. Налогообложению по этой ставке подлежат также иные подобные работы (услуги), критерий определения которых указан в абзаце 1 подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации: непосредственная связь с производством и реализацией экспортируемых товаров.
Таким образом, право на применение ставки НДС 0 процентов связано не с фактом оказания услуг непосредственно при осуществлении вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, а с фактом оказания услуг в отношении товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации.
В соответствии в позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.01.2005 года N 41-О, при оценке правомерности применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов положения подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо рассматривать в системной связи, то есть неразрывно, с положениями подпункта 1 того же пункта, поскольку они регулируют единый комплекс правоотношений, касающихся особенностей налогообложения операций по реализации товаров и связанных с процессом их производства и реализации работ и услуг.
Подпункты 1 и 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации определяют, что порядок обложения налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов реализации работ и услуг напрямую увязывается с фактом применения к реализации товаров, в отношении которых произведены эти работы или услуги, такой же налоговой ставки - 0 процентов. Это связано с тем, что в условиях использования принципа страны назначения налогообложение добавленной стоимости, образуемой при производстве и реализации товаров, происходит на территории страны-импортера. Если товары включены в перечень товаров, реализация которых в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации облагается по налоговой ставке НДС 0 процентов, то и реализация работ и услуг, связанных с их производством и реализацией, также облагается по налоговой ставке 0 процентов.
Таким образом, поскольку при реализации товаров на экспорт применяется налоговая ставка 0 процентов, соответственно, и реализация работ и услуг по их производству и транспортировке облагается по ставке 0 процентов, так как данные услуги (работы) непосредственно связаны с реализацией товара на экспорт.
Следовательно, применение к операциям по реализации услуг по транспортировке нефти ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству, предъявление ОАО "ЛУКОЙЛ" к вычету НДС в размере 561 411 руб. на основании счетов-фактур ОАО "АК "Транснефть" от 30.09.2007 года N 07/17/10773 и от 31.08.2007 года N 07/17/09514 неправомерно.
Довод заявителя о том, что оказанные ОАО "ЛУКОЙЛ" агентские услуги по обеспечению транспортировки нефти не могут быть отнесены к услугам по транспортировке (перевозке) экспортируемых за пределы территории Российской Федерации, является необоснованным, поскольку агентское вознаграждение входит в комплекс работ (услуг), связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Более того в соответствии с Рекомендациями по метрологии Р 50.2.040-2004, утвержденными Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.12.2004 года N 125-ст, перемещение партии нефти через таможенный пункт пропуска может быть осуществлено только в сроки действия ВГТД, указанные в маршрутном поручении ОАО "АК "Транснефть".
Таким образом, в соответствии с ГТД, товаросопроводительными документами, а также счетами-фактурами и актами приема-сдачи нефти на момент оказания агентских услуг ОАО "АК "Транснефть" по транспортировке нефти товар уже был помещен под таможенный режим экспорта.
Так как услуги оказаны в связи с перемещением товара уже помещенного под таможенный режим экспорта, следовательно, данные операции должны облагаться НДС по ставке 0 процентов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о неправомерности применения поставщиком налоговой ставки 18 процентов по отношению к операциям по реализации услуг по обеспечению транспортировки нефти.
Поскольку применение к операциям по реализации услуг по перевозке (транспортировке), сопровождению, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров ставке 18 процентов не соответствует налоговому законодательству, спорные счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.
В соответствии со ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму налога на добавленную стоимость на сумму налога, уплаченную поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В силу п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п.п. 5 и 6 указанной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В случае указания в счете-фактуре налоговой ставки, не соответствующей размеру, установленному ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, данный документ признается не соответствующим требованиям подп. 10 и 11 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не может служить основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем в нарушение ст.ст. 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно включена сумма НДС по ставке 18 процентов, при исчислении НДС за октябрь 2007 года в расчет налоговых вычетов на основании счетов-фактур, выставленных российским перевозчиком на оплату вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением транспортировки нефти за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.
Применение ставки 0 процентов по НДС при оказании услуг по перевозке товаров налоговое законодательство связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта. Операции, предусмотренные подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться в отношении экспортных товаров.
При этом следует учитывать, что положения указанной нормы не содержат ограничений по составу услугополучателей и не требуют, чтобы соответствующие услуги предоставлялись непосредственно по договорам с экспортерами.
Ссылка заявителя на письмо Минфина России от 26.07.2007 года N 03-07-08/211 судом апелляционной инстанции не может быть принята во внимание, поскольку в соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 года N 03-02-07/2-138 положения писем Минфина России, изданных в соответствии с полномочиями, закрепленными за Минфином России ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в которых выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций, не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.
Такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уплаченный ОАО "АК "Транснефть" НДС в размере 561 411 руб. неправомерно включен ОАО "ЛУКОЙЛ" в состав налоговых вычетов.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют материалам дела и действующему законодательству, судом полно и всесторонне исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, в связи с чем, отмене не подлежит.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако, они не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2008 года по делу N А40-43735/08-112-139 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Н.О. Окулова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43735/08-112-139
Истец: ОАО "Лукойл"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Третье лицо: ОАО "АК"Транснефть"