г. Москва |
|
24.02.2009 г. |
N 09АП-1386/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.02.2009 г.
Дело N А40-65580/08-92-555
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Москвиной Л.А.
судей: Свиридова В.А., Демидовой О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марновой Ю.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Риммера Александра Аркадьевича
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2008 г.
по делу N А40-65580/08-92-555, принятое судьей Уточкиным И.Н.
по заявлению Риммера Александра Аркадьевича
к Федеральной службе по финансовым рынкам
об оспаривании решения
третье лицо ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат"
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: Петров П.В. по доверенности от 10.02.2009 г. N 09-ВМ-05/2651
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ
Риммер Александр Аркадьевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения к Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ответчик) от 20.08.2008 г. о возобновлении эмиссии и регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат", размещенных путем открытой подписки, государственный регистрационный номер выпуска 1-01-02426-D-003D от 01.04.2008 г.
Решением суда от 19.12.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Обосновывая принятое решение, суд первой инстанции сослался на отсутствие оснований для удовлетворения требований заявителя и признания решения государственного органа незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные обществом требования в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" предоставил в Федеральную службу по финансовым рынкам недостоверные сведения, касающиеся собрания Совета директоров эмитента, на котором было принято решение о дополнительном выпуске ценных бумаг, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-10259/2007. Полагает, что оспариваемое по делу решение ответчика принято с нарушением требований Федерального закона "Об акционерных обществах", Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденных Постановлением Федеральной службы по финансовым рынкам от 31.12.1997г. N 45, а также нарушает права и законные интересы заявителя.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Указал, что оспариваемое решение принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Представители Риммера Александра Аркадьевича и ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя и третьего лица в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, апелляционный суд выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, исследовав доводы жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Риммер А.А. является акционером ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат", владеющим 429 782 шт. обыкновенных именных бездокументарных акций (63,69% голосующих акций общества), что подтверждается выпиской из реестра, выданной ЗАО GPK "Партнер", осуществляющей функции по ведению реестра акционеров.
Внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" от 30.03.2007 г. принято решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций посредством открытой подписки в количестве 6 756 756 штук.
Решением совета директоров ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" от 25.09.2007 г. утверждено решение о дополнительном выпуске ценных бумаг и проспект эмиссии ценных бумаг.
20.12.2007 г. Федеральная служба по финансовым рынкам приостановила эмиссию ценных бумаг.
01.04.2008 г. Федеральная служба по финансовым рынкам издан приказ N 06-681/пз-и о возобновлении эмиссии и регистрации дополнительного выпуска и проспекта эмиссии обыкновенных именных без документарных акций ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" в количестве 6 756 756 штук номинальной стоимостью 1 рубль, государственный регистрационный номер дополнительного выпуска ценных бумаг 1-01-02426-D-003D.
Решением совета директоров ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" от 27.06.2008 г. утвержден отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг.
20.08.2008 г. Федеральной службой по финансовым рынкам принято решение о возобновлении эмиссии и регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат", размещенных путем открытой подписки, государственный регистрационный номер дополнительного выпуска ценных бумаг 1-01-02426-D-003D от 01.04.2008г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Риммера А.А. в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок, предусмотренный в ч. 4 ст.198 АПК РФ заявителем соблюден.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Федеральная служба по финансовым рынкам согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 5.3.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам и ст. 25 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закона "О рынке ценных бумаг") на Федеральную службу по финансовым рынкам возложены полномочия, в том числе, по государственной регистрации отчетов об итогах их выпуска.
В соответствии с п. 7 ст. 25 Закона "О рынке ценных бумаг" регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с эмиссией ценных бумаг нарушений регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчета.
Процедура эмиссии ценных бумаг регламентирована Законом "О рынке ценных бумаг", приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 г. N 07-4/пз-н "Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (далее - Стандарты эмиссии), а также другими нормативными актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
01.04.2008 г. Федеральная служба по финансовым рынкам приказом N 08-681/пз-и осуществила государственную регистрацию дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат".
Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам N 08-681/пз-и от 01.04.2008 г. "О возобновлении эмиссии и государственной регистрации дополнительного выпуска и регистрации проспекта обыкновенных именных бездокументарных акцией ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" был обжалован Риммером А.А. в Арбитражный суд г.Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2008 г. по делу N А40-17952/08-84-159, оставленным без изменения Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008 г., в удовлетворении требований Риммера А.А. было отказано.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии п. 1 ст. 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и п. 2.6.1 Стандартов эмиссии, эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг.
17.07.2008 г. в Федеральную службу по финансовым рынкам поступил отчет об итогах дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат".
Согласно п. 7 ст. 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и п. 2.6.6 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации Отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 14 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Пунктом 2.6.7 Стандартов эмиссии установлено, что в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, а также в случае выявления иных устранимых нарушений регистрирующий орган вправе, не отказывая в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, предоставить возможность эмитенту исправить допущенные нарушения. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление о необходимости устранения нарушений с указанием допущенных нарушений и срока для их устранения. Для исправления допущенных нарушений регистрирующий орган может приостановить эмиссию ценных бумаг.
В связи с обнаружением нарушения требования пункта 6.5.1 Стандартов эмиссии 24.07.2008 Федеральной службой по финансовым рынкам был издан приказ N 08-1683/пз-и "О приостановлении эмиссии обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат", в соответствии с которым ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" для возобновления эмиссии предлагалось в срок до 15.08.2008 г. устранить выявленное нарушение и представить в ФСФР России недостающие документы.
08.08.2008 г. ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" представило в Федеральную службу по финансовым рынкам и недостающие документы, и в связи с устранением выявленного нарушения, по результатам рассмотрения всех представленных документов, ответчиком было принято оспариваемое по делу решение от 20.08.2008 г. о возобновлении эмиссии и регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат", размещенных путем открытой подписки, государственный регистрационный номер 1-01-02426-D-003D от 01.04.2008 г., о чем издан приказ от 20.08.2008 N 08-1925/пз-и "О возобновлении эмиссии и государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат".
Исчерпывающий перечень основании для отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и признания такого выпуска несостоявшимся установлены в ст. 26 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", подпункте 2.6.9 Стандартов эмиссии, п. 4.1 Положения о порядке приостановления эмиссии и признании указанного выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 г. N 45
Поскольку законных оснований для отказа в регистрации Отчета об итогах выпуска, в частности, нарушений, связанных с эмиссией ценных бумаг, ответчиком установлено не было, Федеральной службой по финансовым рынкам было принято решение от 20.08.2008 г. о возобновлении эмиссии и регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат".
Кроме того, на момент принятия оспариваемого решения о государственной регистрации, вступившие в законную судебные акты по вопросу участия и голосования заявителя на общем собрании акционеров ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат", а также о законности решения Совета директоров эмитента от 27.06.2008г. об утверждении отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, отсутствовали. В связи с чем, Федеральная служба по финансовым рынкам также не имела законных оснований для отказа в регистрации Отчета об итогах выпуска или приостановлении эмиссии ценных бумаг ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" по данным основаниям.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Федеральная служба по финансовым рынкам, осуществляя государственную регистрацию Отчета об итогах выпуска, действовала в рамках предоставленных ей Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и Положением о Федеральная служба по финансовым рынкам полномочий, а изданный Приказ полностью соответствует Федеральному закону "О рынке ценных бумаг" и Стандартам эмиссии и не нарушает законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку приведенные заявителем доводы о рассмотрении арбитражными судами исковых заявлений к ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" не могут обосновывать нарушение решением от 20.08.2008 г. о возобновлении эмиссии и регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" его прав и законных интересов.
В обоснование доводов апелляционной жалобы и дополнении к ней заявитель указывает на то, что ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" предоставил в Федеральную службу по финансовым рынкам недостоверные сведения, касающиеся собрания Совета директоров эмитента, на котором было принято решение о дополнительном выпуске ценных бумаг, заявитель представил вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-10259/2007 по иску Риммера А.А. к ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат", третье лицо РО ФСФР России в ЦФО, которым были признаны недействительными решения очередного годового собрания акционеров ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" от 29.06.2007 г., которым избран состав совета директоров, утвердивший 25.09.2007 г. решение о дополнительном выпуске акций и 27.06.2008г. отчет об итогах эмиссии.
Суд апелляционной инстанции не принимает указанные доводы заявителя, поскольку в рамках данного спора рассматривается правомерность государственной регистрации отчета о дополнительном выпуске ценных бумаг.
Кроме того, государственная регистрация дополнительного выпуска и регистрации проспекта обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат" в количестве 6 756 756 штук номинальной стоимостью 1 рублю (ГРН дополнительного выпуска 1-01 -02421-Д-ООЗД от 01.04.08 г.) признана правомерной решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2008г. по делу N А40-17952/08-84-159.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг является заключительным этапом процедуры эмиссии ценных бумаг.
Отчет об итогах выпуска ценных бумаг, исходя из содержания ст.ст. 2, 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", является документом, подтверждающим соблюдение эмитентом порядка и условий размещения ценных бумаг, установленных в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг.
Согласно ч. 6 ст. 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" лица, подписавшие отчет (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при наличии их вины несут солидарно субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный эмитентом владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном отчете (уведомлении) недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими.
Следовательно, сама по себе государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг при отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа в такой регистрации не может повлечь правовые последствия для акционера.
В силу ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не приведены правовые основания незаконности оспариваемого решения, нарушении ответчиком прав и законных интересов заявителя и не представлены допустимые доказательства в обоснование приведенных доводов, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных обществом отсутствуют.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом установленных в суде обстоятельств, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.12.2008 по делу N А40-65580/08-92-555 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
Л.А. Москвина |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65580/08-92-555
Истец: Риммер Александр Аркадьевич
Ответчик: Федеральная служба по финансовым рынкам
Третье лицо: ОАО "Сокольский ЦБК"
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6039/10
11.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6039/10
15.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/14343-09-П
24.02.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1386/2009