О результатах исследования состояния внутреннего контроля в
российских банках
На сегодняшний день банковская система России обладает наиболее развитой нормативно-правовой базой в сфере внутреннего контроля и внутреннего аудита по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. Современное банковское законодательство России в этой области разработано с учетом международных норм и правил в области банковского регулирования. В частности, при разработке Положения о внутреннем контроле*(1) Банком России были учтены некоторые принципы построения систем внутреннего контроля, рекомендованные Базельским комитетом по банковскому надзору.
Положение о внутреннем контроле вступило в силу в январе 2004 г., придя на смену Положению Банка России N 509, действовавшему до этого в течение более шести лет. В то же время банковская нормативно-правовая база нуждается в дальнейшем развитии в наиболее важных областях. Эффективное управление рисками, организация надежного внутреннего контроля и профессионального внутреннего аудита - ключевые процессы, поддерживающие функции управления в кредитной организации. Дополнительный стимул такому развитию придала кампания по вступлению российских банков в систему страхования вкладов физических лиц, начавшаяся в 2004 г.
С целью оценить состояние и перспективы развития внутреннего контроля и аудита в российских банках, проанализировать сложившуюся ситуацию в сфере регулирования внутреннего контроля и аудита, изучить возможные направления дальнейшего развития Институт внутренних аудиторов (ИВА) и аудиторско-консалтинговая компания "ФБК" провели опрос банков. Приведем результаты этого опроса.
При разработке модели исследования, в том числе при составлении вопросов анкеты, были учтены некоторые рекомендации сторонних экспертов, а также результаты аналогичных исследований, проведенных ранее.
Значение внутреннего аудита для работы самого банка зависит прежде всего от видения этой процедуры его руководством. Поэтому одна из анкет была направлена на выяснение мнения высшего руководства банков, имеющего огромное значение для понимания проблем, связанных с повышением качества системы внутреннего контроля в российских банках. Дополнительную анкету (с большей степенью детализации и несколько отличающимися по содержанию вопросами) предлагалось заполнить руководителю службы внутреннего аудита (СВА) или службы внутреннего контроля (СВК) банка. Некоторые вопросы содержали несколько вариантов заранее предложенных ответов, а некоторые требовали самостоятельного заполнения вопросника. Анкета руководителя СВК содержала 27 вопросов, анкета руководителя банка*(2) - 10. Как известно, в Положении о внутреннем контроле не делается четкого различия между службами внутреннего контроля и внутреннего аудита. В банках могут существовать и те и другие одновременно. Более того, во многих банках существуют иные специализированные контрольные службы (комплаенс-контролер, контролер профессионального участника рынка ценных бумаг, риск-менеджеры). Такое неунифицированное многообразие значительно затруднило составление анкет. В связи с этим термин СВК, как правило, использовался в проведенном исследовании в качестве синонима термину СВА. Специальное пояснение дается, только когда различие между терминами СВК и СВА носит существенный характер.
В список банков для рассылки анкет были включены все банки с активами, составлявшими по состоянию на 1 января 2004 г. более 1 млрд руб., а также банки, самостоятельно изъявившие желание принять участие в исследовании (всего более 400 банков, занимающих более 80% активов банковской системы России). Опрос проводился с июля по сентябрь 2004 г.
Результаты опроса были обсуждены в сентябре, ноябре 2004 г., апреле 2005 г. на открытых встречах членов ИВА. Обсуждение результатов не нашло противоречий и необоснованных выводов, предложенных исследовательской группой по итогам анализа материалов опроса.
Наряду с Положением о внутреннем контроле, которое применялось в качестве основного нормативного акта, регулирующего вопросы организации системы внутреннего контроля в российских банках, в ходе работы были также использованы общепризнанные методические документы в области управления рисками, внутреннего контроля и аудита:
- Рекомендации по корпоративному управлению в банках, по организации систем внутреннего контроля и внутреннего аудита, по организации взаимодействия внутренних аудиторов и надзорных органов (Базельский комитет по банковскому надзору, Швейцария, 1998 г., 1999 г., 2002 г.*(3));
- Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (Международный Институт внутренних аудиторов (IIA), США, 2004 г.);
- Схемы организации внутреннего контроля и управления рисками (Комитет спонсорских организаций Комиссии Тридуэя (COSO), США, 1992 г., 2004 г.).
Опрос показал, что международные нормы и правила в области организации внутреннего контроля и аудита учитываются банками при реализации требований Банка России. Профессия "внутренний аудитор" состоялась, специалисты этой области банковской деятельности нашли свое место в организациях. Как наиболее значимый для специалистов следует отметить факт, что ни одним респондентом не планируется сокращения штата СВК (СВА).
Поставленные в начале исследования цели были достигнуты, хотя, как нам представляется, отдельные вопросы не нашли полного отражения в ответах. С результатами опроса не совпали первоначальные ожидания в основном по следующим моментам:
- требования Банка России соблюдаются в полной мере лишь в 68% случаев. В условиях вступления в систему страхования вкладов ожидалось достижение 100%;
- при положительной самооценке руководителя СВК (СВА) и оценке руководителя банка 86% (100%) полная независимость СВК оценена очень низко - 27% (29%), что свидетельствует о неполном выполнении требований Банка России;
- отдельная служба комплаенс-контроля имеется только у 42% банков. Ожидалось больше таких ответов, учитывая совершение многими банками операций с ценными бумагами. Один из ответов был весьма категоричен - "функция отменена";
- основным пользователем результатов проверок внутренних контролеров (аудиторов) является менеджмент 84% (88%) и ревизионная комиссия 81% (76%) (самый высокий уровень). Совет директоров (в том числе Аудиторский комитет) - 65% (65%), исполнительный орган - 61% (59%), что является, по нашему мнению, очень низким уровнем.
Проблемы, которые беспокоят банки, весьма схожи и имеют схожие причины. В результатах опроса нашли отражение терминологические неточности и двусмысленности (возможно, противоречия), заложенные в основной документ - Положение о внутреннем контроле:
- различие бизнеса банков диктует различные условия организации и функционирования СВК (СВА), что, однако, не находит адекватного отражения в универсальном Положении о внутреннем контроле, регулирующем деятельность СВК (СВА);
- возможность интерпретации СВК (СВА) как службы, совмещающей функции внутреннего контроля и внутреннего аудита, зачастую мешает руководителям СВК организовать на должной основе эффективный внутренний аудит;
- отсутствие нормативных актов, регулирующих типовые схемы управления рисками в банках, сотрудники которых в большинстве своем привыкли к регулированию всех областей банковской жизни со стороны Банка России, позволяет фактически совмещать противоречивые функции в деятельности СВА;
- в представлениях руководителей банков и руководителей СВК (СВА) сложились два разных образа роли и функций СВК (СВА) в банке, из-за чего в большинстве СВК (СВА) имеется дефицит ресурсов, квалифицированных кадров и активной поддержки руководства, и, следовательно, спектр работ весьма узок, носит больше последующий, а не упреждающий характер.
С учетом полученных в ходе исследования результатов в мае 2005 г. направлено письмо в Банк России с предложениями по совершенствованию нормативных актов.
Таблица
Краткое содержание ответов на наиболее важные вопросы обеих анкет
Формулировки вопросов | Варианты ответов | Доля ответа (%) |
Соблюдаются ли банком требования Банка России в части организации ВК в полной мере |
да, соблюдаются в полной мере | 68 |
Кто осуществляет функцию ВК (ВА) | СВК совет директоров главный бухгалтер другое |
90 (100) 39 (41) 35 (53) 19 (18) |
Кому подотчетен руководитель СВК (СВА) | совету директоров исполнительному органу другое |
87 32 13 |
Кто ведет комплаенс-контроль | СВК (СВА) отдельная служба |
48 42 |
Используются ли услуги сторонних организаций для ведения ВК (ВА) либо оценки состояния ВК (ВА) |
да | 61 (53) |
Сколько сотрудников в СВК (СВА) | до 5 от 6 до 10 более 10 |
67 19 13 |
Планируется ли расширить штат СВК (СВА) | не планируется | 42 (59) |
Из каких источников набираются или планируется набирать специалистов в СВК (СВА) |
сотрудники других банков сотрудники банка аудиторские компании |
58 52 26 |
Насколько независима СВК (СВА) | полностью в значительной степени |
27 (29) 63 (65) |
Кто является основным пользователем результатов проверок внутренних контролеров (аудиторов) |
менеджмент ревизионная комиссия совет директоров исполнительный орган |
84 (88) 81 (76) 65 (65) 61 (59) |
Каковы основные проблемы, с которыми сталкиваются внутренние контролеры (аудиторы) |
ограниченный бюджет недоброжелательность недостаточная поддержка |
61 10 13 |
Удовлетворены ли Вы в целом работой СВК (СВА) | да | 86 (100) |
Какие Вы видите сильные стороны в работе СВК (СВА) | профессионализм независимость воздержались |
26 (47) 23 (6) 13 (18) |
Какие Вы видите слабые стороны в работе СВК (СВА) | дефицит кадров дефицит времени последующий характер контроля совмещение функций воздержались |
23 (6) 13 (12) 6(12) 3 (6) 16 (24) |
Какие персональные качества в наибольшей степени важны для сотрудников СВК (СВА) |
профессионализм коммуникабельность независимость порядочность, креативность, твердость воздержались |
87 (82) 39 (24) 26 (29) 25 (20) 3 (0) |
Посещают ли сотрудники СВК (СВА) специальные тренинги/семинары по ВК (ВА) |
не менее одного раза в месяц не менее одного раза в квартал не посещают |
6 19 3 |
Д.В. Малыхин,
дипломированный внутренний аудитор
А.Г. Терехов,
вице-президент по вопросам аудиторских и консультационных услуг
финансовым институтам компании "ФБК"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 4, апрель 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах утверждено Банком России 16 декабря 2003 г. N 242-П.
*(2) Далее в тексте и в таблицах ответы на вопросы, заданные председателю (члену) правления (совета директоров), если не указаны отдельно, приведены в скобках возле ответов руководителя СВК.
*(3) См.: письма Банка России от 13 мая 2002 г. N 59-Т, от 10 июля 2001 г. N 87-Т.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru