Факт налицо, вопрос - что делать?
Рассмотрим динамику роста числа безрецептурных лекарственных средств. В 1989 г. Федеральный реестр включал 309 наименований OTC-препаратов. В 1997 г. их число возросло до 650-ти, в 1999 г. - до 922-х, а в настоящее время - это уже 1234 наименования. Кроме того, многие ЛС, зарегистрированные в РФ, не числятся ни в рецептурном списке, ни в перечне OTC-препаратов. Согласно данным академика РАМН А.Б. Зборовского и профессора И.Н. Тюренкова, OTC-группа занимает у нас сейчас от 30 до 50% всех аптечных продаж. Как следствие, степень вовлеченности специалистов фармации в решение проблем качественного медицинского обслуживания населения с каждым годом возрастает. Соответственно, возрастает и значимость уровня фармакологической компетентности аптечных работников - умения грамотно, всесторонне и этически корректно информировать пациентов о свойствах приобретаемых ими препаратов, сводя к минимуму возможный риск для их здоровья. К сожалению, действительность свидетельствует о том, что в большинстве случаев этот уровень, мягко говоря, "оставляет желать лучшего".
Рубль против здоровья?
Большую роль в нерациональном профессиональном и бытовом использовании ЛС играет тотальная коммерциализация фармацевтической деятельности. Недостаточное знание патофизиологических последствий избыточного медикаментозного лечения в содружестве с коммерческими приоритетами делают свое дело. Нередко фармацевты и провизоры, подменяя врача, "в экономических интересах" аптеки предлагают пациенту ЛС по своему усмотрению, не зная при этом об индивидуальных особенностях организма больного, наличии сопутствующих заболеваний, и тем самым наносят вред его здоровью. НИИ антимикробной химиотерапии Смоленской государственной медицинской академии в 2003-2004 гг. было проведено многоцентровое исследование в 9 крупных городах России, в т.ч. обеих столицах, с 1367 посещениями аптечных учреждений. В большинстве случаев работники "первого стола" советовали приобрести те или иные препараты для самолечения, причем такая практика превалировала над рекомендациями обратиться к врачу. В 48,7% случаев советы включали рекомендации по приему антибактериальных препаратов (АБП), которые в большинстве случаев не соответствовали существующим стандартам лечения. Общеизвестно, что дифференциальная диагностика заболеваний вирусной природы, склонных к спонтанному разрешению без специфической терапии, и бактериальной инфекции дыхательных путей представляет проблему даже для квалифицированного врача. В то же время фармацевтические работники с легкостью берут на себя врачебные функции, решают вопросы выбора адекватного для пациента метода лечения. Нерациональное применение АБП, назначение их без соответствующих показаний является одной из движущих сил формирования и распространения антибиотикорезистентных бактерий. Фармацевты и провизоры, таким образом, вносят весомую лепту в этот процесс и не несут никакой реальной ответственности за свои рекомендации. Контролирующие органы указанный процесс не отслеживают. Значительно меньше нарушений по отпуску сильнодействующих ЛС. Но разве АБП не сильнодействующие препараты, хотя формально в эту группу и не входят?
Что сеем, то и жнем
Увы, современные российские аптеки, как и обычные магазины, все больше подчиняются законам ведения бизнеса и нередко попадают под действие некорректных акций продвижения ЛС. Поскольку материальный статус аптечных учреждений и работников зависит от выручки, для них главной целью является продажа ЛС более высокого ценового сегмента с целью получения большей прибыли. Как следствие, неосведомленным покупателям стараются предложить (а порой и навязать) дорогостоящие препараты при наличии гораздо более дешевых аналогов; нередки случаи, когда аптеки стремятся сбыть ЛС с ограниченным остаточным сроком хранения, исчисляемым в днях, не предупреждая об этом клиентов. 34% посетителей аптек покупают препараты, рекомендуемые аптечным работником, даже вопреки назначению врача. Все это, а также ряд иных обстоятельств, естественно, крайне негативно отражается на качестве лекарственной помощи, как в локальных масштабах, так и в глобальном (государственном) измерении.
Приведем еще несколько фактов. По результатам анкетирования, проведенного в 2004 г. аптечной сетью "Медикея" (Омск) среди посетителей аптек, едва ли не 100% потребителей ЛС имели проблемы с их применением. Среди них - 15% респондентов не получили разъяснений о режиме приема ЛС, а 61% - отметили те или иные побочные эффекты. Согласно ряду других источников, до 80-87% потребителей, приобретая ЛС без врачебных советов, как правило, не получают должной информации о приобретаемых препаратах, целесообразности их использования, побочных эффектах, противопоказаниях или получают эти сведения не полностью. А ведь последствия неправильного применения ЛС могут быть самыми плачевными. Причем они могут возникать не сразу, а по прошествии нескольких дней, месяцев и даже лет. И неудивительно, что врачи все чаще констатируют факт осложнений, вызванных бесконтрольным применением ЛС безрецептурного отпуска.
Причины столь безрадостной ситуации, конечно, многообразны, но информационная составляющая среди них едва ли не главная. При высокой познавательной активности людей относительно причин плохого самочувствия, используемые ими источники информации не позволяют грамотно относиться к себе и к своему заболеванию: около 46% используют популярные газеты и журналы, 38% - телевидение, 26% - радио, 29% - научно-популярную литературу, 16% - Интернет и только 13% обращаются за информацией к врачу. Подобный расклад приводит к тому, что в некомпетентном сознании потребителя завязывается клубок отнюдь небезопасных фармацевтических заблуждений, мифов, стереотипов. К ним относится, скажем, непонимание защитного характера таких проявлений болезни, как повышенная температура тела, кашель, рвота, учащенный жидкий стул. Почти суеверным является отношение к АБП как к "волшебному снадобью". И подобные примеры можно найти применительно к каждой фармакотерапевтической группе. В итоге самолечение зачастую аукается "самопоражением".
Дело государственной важности
Разумеется, из всего вышесказанного не следует, что самолечение, прочно укоренившееся в современной реальности, нужно "взять и отменить". Задача фармацевтического сообщества РФ состоит в использовании положительного потенциала этого явления и в максимальном блокировании возможных "перегибов". Правильное использование OTC-препаратов возможно при условии получения пациентом понятной и доступной информации, которая должна содержать следующие сведения:
- эффект ЛС;
- дозировка;
- способ и путь введения;
- периодичность и время приема;
- длительность курса лечения;
- действия пациента при пропуске очередного приема ЛС, при передозировке; возможные побочные эффекты;
- наличие эффекта отмены;
- взаимодействие с другими ЛС, пищей, алкоголем;
- срок годности;
- особые условия хранения;
- визуальные признаки непригодности и т.д.
Больные должны быть на 100% информированы о побочных эффектах ЛС, которые способны повреждать ткани, клетки, органы, особенно при продолжительном лечении.
Отдельные категории больных (пожилые люди, дети, беременные женщины, кормящие матери, больные с почечной, печеночной недостаточностью, работники, профессия которых требует быстрой реакции и повышенного внимания) нуждаются в особенно тщательной консультации провизора или фармацевта при приобретении ЛС, т.к. риск развития побочных эффектов у них значительно выше, чем у обычных пациентов. Установлено, что посетитель аптеки запоминает только 1/5 часть услышанного, поэтому работнику "первого стола" не надо экономить время при отпуске лекарств, особенно если это касается пожилых или непросвещенных людей и если ЛС прописано впервые.
У многих людей лекарственное лечение превращается в самоцель, они набирают в аптеке впрок ЛС от всех болезней, и их необходимо предостерегать от этого. Помимо оказания грамотной фармацевтической помощи важным является и создание благоприятного психоэмоционального настроя у посетителей, которое убедит больного в эффективности лечения, назначенного врачом. Разумеется, такой подход при всех своих преимуществах сам по себе вряд ли способен навести полный порядок в искривленном информационном пространстве нашего фармацевтического хозяйства. Необходима фундаментальная реорганизация всей отрасли, что под силу лишь государственному организму. Усилия государства должны быть направлены не только на ужесточение контроля над отпуском ЛС в аптечных учреждениях и повышение общего уровня медицинской культуры населения, но и на улучшение качества подготовки фармацевтов и провизоров, которая даст им возможность осуществлять декларируемую в отраслевом стандарте функцию консультативной помощи пациентам в целях обеспечения ответственного самолечения.
Е.Ф. Селезнев,
к.ф.н., кафедра управления и экономики фармации, Рязанский ГМУ
Мнение
О компетентности провизора
Т. Горбунова,
исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений "СоюзФарма"
В соответствии с требованиями приказа МЗ РФ от 04.03.2003 г. N 80 "Отраслевой стандарт" "покупателю по его просьбе может быть представлена дополнительная информация о приобретаемом лекарственном препарате, об имеющихся в аптечной организации синонимах (генерических формах) приобретаемого ЛС и их ценах". В обязательном порядке необходимо сообщить посетителю сведения о режиме и способе приема препарата, о правилах его хранения (в случае, если надо выдержать особые условия). Отдельно стоит указать на возможное взаимодействие с другими ЛС и т.д.
Подробные и грамотные консультации формируют у клиентов позитивное отношение не только к квалифицированному провизору, но и к аптеке в целом. Даже в условиях дефицита времени или в "часы пик" подробные и детальные объяснения "первостольников", как правило, не раздражают стоящих в очереди, а скорее наоборот - стимулируют повторный визит и, как следствие, повышают товарооборот.
Поэтому в условиях возрастающей конкуренции на фармацевтическом рынке очень важную роль играет компетентность фармперсонала. Учреждение, работники которого недостаточно компетентны, не сможет стать эффективным и конкурентоспособным.
Сотрудники аптек, входящих в ААУ "СоюзФарма", повышают уровень своей информированности на регулярных образовательных мероприятиях, проводимых для руководителей раз в квартал, а для "первостольников" - раз в месяц.
Осуществляется подписка на специализированные издания, которые также помогают повышению квалификации сотрудников аптек. Это - важная часть самообразования. Прежде всего обращают на себя внимание полезные рубрики, посвященные алгоритмам доврачебного консультирования посетителей по различным вопросам с отмеченными акцентами необходимости обратиться к врачу.
Работникам аптеки необходима полная объективная информация о методиках лечения и медицинских препаратах. Врач постоянно должен решать проблему выбора ЛС для каждого пациента, а сотрудники аптек - проблему рекомендации наиболее подходящего препарата или адекватной замены назначенного ЛС. В свете этого наиболее остро встает вопрос фармакоэкономического подхода, позволяющего оценить соотношение стоимости и эффективности того или иного препарата, учитывая безопасность его применения.
"Российские аптеки", N 3, март 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Российские аптеки"
Отраслевое издание федерального масштаба, ориентированное на профессионалов аптечного дела: руководителей аптек, фармацевтов, провизоров.
Журнал издается в России с 1999 г. Выходит 24 номера в год.
Учредитель, издатель: ООО "Информационно-издательское агентство "РЕМЕДИУМ"
Среди авторов журнала - руководители органов здравоохранения, дистрибьюторских и производственных фирм, общественных организаций, а также ведущие специалисты в области медицины, маркетинга и менеджмента фармрынка.
Адрес: г. Москва, ул. Бакунинская, 71, стр.10
Тел./: факс: 780-34-25/26/27
Для корреспонденции: 105082, Москва, а\я 8
Е-mail: remedium@remedium.ru
Подписка:
Каталог "Роспечать" - индекс 47227 - для организаций, 47727 - для индивидуальных подписчиков
Объединенный каталог "Пресса России" - индекс 43043 для организаций, 29679 для индивидуальных подписчиков
По редакционной подписке e-mail: рodpiska@remedium.ru