Международные стандарты финансовой отчетности
В конце марта 2006 года состоялось очередное заседание Правления КМСФО (IASB). Правлением были рассмотрены содержание и цели проекта "Представление финансовой отчетности" (Financial statement presentation). Опубликование Материалов для обсуждения (Discussion paper) запланировано на первый квартал 2007 г. Правление подтвердило, что в рамках проекта им будут рассмотрены следующие вопросы:
состав форм годовой финансовой отчетности и порядок представления финансовой информации в них;
необходимость включения итоговых и промежуточных итоговых показателей в формы финансовой отчетности, в частности в отчет о прибылях и убытках.
Обсуждение вопросов признания и измерения отдельных объектов учета, которые затрагиваются в других МСФО, а также комплексное рассмотрение состава примечаний к финансовой отчетности не планируются. Однако внесение изменений непосредственно в формы финансовой отчетности может стать причиной изменения существующих требований к раскрытию информации. Новые требования к раскрытию информации в примечаниях также могут быть добавлены, в случае если цели проекта не будут достигнуты путем внесения изменений непосредственно в формы финансовой отчетности.
Правление КМСФО обсудило вопрос возможного взаимодействия принципов капитализации затрат по займам и модели учета по справедливой стоимости в рамках проекта краткосрочной конвергенции в сфере учета затрат по займам на примере биологических активов. Биологические активы (biological asset) как при первоначальном признании, так и в последующем учете подлежат отражению по справедливой стоимости за вычетом ожидаемых затрат на момент продажи (estimated point-of-sale costs). МСФО (IAS) 41 "Сельское хозяйство" (Agriculture) не рассматривает учет расходов после первоначального признания биологического актива, так как считается, что в этом нет необходимости, если используется метод оценки по справедливой стоимости (fair value approach). Вместе с тем предполагаемые изменения к МСФО (IAS) 23 "Затраты по займам" (Borrowing Costs) в части обязательной капитализации затрат по займам потребовали бы от компаний следующей системы учета: сначала капитализировать затраты по процентам, а затем при следующей переоценке активов до справедливой стоимости их же списать. Правление КМСФО приняло решение исключить из сферы применения МСФО (IAS) 23 активы, оцениваемые при первоначальном признании по справедливой стоимости, такие, как биологические активы.
Правление продолжило работу над проектом для обсуждения (Exposure Draft) Стандартов финансовой отчетности для малых и средних предприятий (МСП). На данном этапе были приняты следующие решения.
1. Правительственные субсидии: МСП должны руководствоваться принципом признания дохода от субсидий по мере выполнения условий их выдачи, сформулированным впервые в МСФО (IAS) 41, для признания всех видов субсидий. Если МСП изъявят желание применить одну из альтернатив учета субсидий, предусмотренных МСФО (IAS) 20 "Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи" (Accounting for Government Grants and Disclosure of Government Assistance), то такая возможность будет им предоставлена --перекрестная ссылка на МСФО (IAS) 20 будет включена в проект Стандартов финансовой отчетности для МСП.
2. Затраты по займам: только модель единовременного списания затрат по займам будет включена в проект Стандартов финансовой отчетности для МСП. Вместе с тем будет указано, что МСП по своему усмотрению смогут выбрать модель капитализации затрат по займам в соответствии с МСФО (IAS) 23. Так как в настоящее время Правление КМСФО рассматривает возможность исключения из МСФО (IAS) 23 такого способа прямого списания на расходы затрат по займам, связанных с финансированием квалифицируемых активов, в проекте для обсуждения будет предложено высказать мнение о целесообразности включения прямого списания в проект Стандартов финансовой отчетности для МСП.
3. Налог на прибыль: отложенные налоговые активы и обязательства будут признаваться МСП по всем временным разницам между балансовой стоимостью активов и обязательств и их налоговой базой, не принимая во внимание различные исключения и специальные правила МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль" (Income Taxes).
Также на заседании в марте 2006 г. была продолжена работа над проектами признания выручки, изменений к МСФО (IAS) 37 "Резервы, условные обязательства и условные активы" (Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets), изменений к МСФО (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности" (First-time Adoption of International Financial Reporting Standards). Мы планируем рассмотреть их подробно в следующих публикациях.
Подробнее ознакомиться с результатами работы Правления КМСФО и Комитета по интерпретациям МСФО, проектами для обсуждения, а также изменениями к МСФО можно на веб-сайте в Интернете по адресу: www.iasb.org.
Материал подготовлен фирмой "PricewaterhouseCoopers"
"Финансовая газета", N 18, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71