Налогообложение импорта товаров из стран СНГ
При ввозе импортных товаров из стран СНГ на территорию Российской Федерации фирма должна заплатить на таможне пошлину, сборы (в рублях и в валюте), а также НДС.
С принятием Федерального закона от 22.05.01 г. N 55-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" Российская Федерация с 1 июля 2001 г. перешла на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения в торговых отношениях с государствами - участниками СНГ. Исключение было сделано для Республики Беларусь, при торговле с хозяйствующими субъектами этой страны применялся принцип страны происхождения товаров. Однако с 1 января 2005 г. с вступлением в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.04 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь также начал действовать принцип взимания косвенных налогов в стране импортера, за исключением товаров, ввозимых с территории одного государства на территорию другого государства для переработки с последующим вывозом продуктов переработки, перемещаемых транзитом, а также товаров, которые в законодательстве государств не подлежат налогообложению при ввозе на их территорию. Таким образом, в настоящее время нет государств, ввоз товаров из которых на территорию Российской Федерации был бы полностью освобожден от таможенного оформления и таможенного контроля. Взимание косвенных налогов регулируется двусторонними международными соглашениями между Российской Федерацией и странами СНГ.
Налог на добавленную стоимость
Соглашения регулируют порядок уплаты НДС при реализации товаров из Российской Федерации в данные государства - участники СНГ, а также порядок взимания этого налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации из этих государств. Кроме того, они определяют порядок налогообложения услуг по транспортировке и обслуживанию товаров, вывозимых с таможенной территории одного государства на таможенную территорию другого государства, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке; услуг по транспортировке и обслуживанию транзитных товаров при условии, что пункты отправления или назначения товаров расположены на территории этих государств, включая услуги по их экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке и услуги по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории одного государства на таможенную территорию другого государства в прямом и обратном направлении.
Согласно соглашениям товары, вывозимые с таможенной территории одного государства и ввозимые на таможенную территорию другого, при вывозе облагаются НДС и акцизами по нулевой ставке в стране отправления в соответствии с законодательством этой страны (освобождаются от их уплаты). При этом данные товары облагаются НДС и акцизами в стране назначения в соответствии с ее внутринациональным законодательством.
Таким образом, товары, вывозимые с территорий стран СНГ и ввозимые на территорию Российской Федерации в режиме импорта, подлежат налогообложению косвенными налогами в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах. Следовательно, налогообложение товаров, импортируемых из стран СНГ, приравнено к налогообложению импортных товаров из стран дальнего зарубежья.
Порядок исчисления и уплаты НДС, особенности и исключения в налогообложении при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации регулируются соответствующими статьями Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), НК РФ и Инструкцией о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной ГТК России от 7.02.01 г. N 131 (в ред. от 18.09.03 г., далее - Инструкция).
Согласно ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации и лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с ТК РФ. Объектом налогообложения в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ признаются операции по ввозу товаров на территорию Российской Федерации.
На основании п.п. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и помещении их под таможенный режим выпуска для свободного обращения НДС уплачивается в полном объеме, за исключением ввозимых товаров, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 150 НК РФ.
Применяемые в данной связи налоговые ставки равны 18 либо 10% в зависимости от вида ввозимого товара (п. 5 ст. 164 НК РФ). Налог уплачивается непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации (п. 2 Инструкции). Причем под декларантом понимаются лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары от собственного имени.
При ввозе товаров на территорию Российской Федерации НДС уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации. Если она не была подана в срок, установленный ТК РФ, то сроки уплаты НДС исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации (п. 24 Инструкции). Налог уплачивается таможенному органу, производящему таможенное оформление товара, и может уплачиваться как в рублях, так и в иностранной валюте (пп. 26, 27 Инструкции).
Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычетам (п. 2 ст. 171 НК РФ). Налог должен быть уплачен в отношении товаров, которые приобретены для перепродажи или осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.
Основанием для предоставления вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ, являются документы, подтверждающие фактическую оплату налогов, и таможенные декларации или иные документы, подтверждающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации.
Акцизы и таможенная пошлина
В случае ввоза на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров помимо НДС в соответствии с главой 22 НК РФ организация обязана уплатить акцизы.
Согласно ст. 160 НК РФ при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в налоговую базу по НДС, уплачиваемому российским таможенным органам, включаются таможенная стоимость этих товаров, подлежащие уплате таможенная пошлина и акцизы.
При этом особенностей при определении налоговой базы по НДС в отношении подакцизных товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из государств - участников СНГ, главой 21 НК РФ не предусмотрено.
Налогоплательщиками акциза признаются организации и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с ТК РФ (ст. 179 НК РФ).
В связи с тем что ни один из товаров, которые согласно законодательству Российской Федерации подлежат обложению акцизами, не включен в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке в размере 10%, установленной п. 2 ст. 164 НК РФ, все подакцизные товары при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации облагаются по основной ставке налога. Перечень подакцизных товаров определен ст. 181 НК РФ.
Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации определены ст. 185 НК РФ. Так, при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации для свободного обращения и при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны акциз уплачивается в полном объеме. Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по установленным налоговым ставкам в соответствии со ст. 193 НК РФ.
Порядок исчисления акциза определен ст. 194 НК РФ и зависит от применяемых ставок подакцизных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации. При этом согласно ст. 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со ст. 194 НК РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Основанием для предоставления вычетов, предусмотренных пп. 1-4 ст. 200 НК РФ, являются таможенные декларации или иные документы, подтверждающие ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации и уплату соответствующей суммы акциза.
При дальнейшей реализации этих товаров на территории Российской Федерации НДС исчисляется в общеустановленном порядке. В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные таможенным органам при ввозе подакцизных товаров, приобретаемых для перепродажи на территории Российской Федерации, подлежат вычетам.
Наряду с НДС и акцизами при ввозе товаров на территорию Российской Федерации взимается таможенная пошлина, которая принимается в расчет налоговой базы по НДС при налогообложении операций ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Порядок применения таможенных пошлин определен Законом Российской Федерации от 21.05.93 г. N 5003-1 (в ред. от 20.12.05 г. N 168-ФЗ) "О таможенном тарифе", в соответствии с которым введен Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД России.
О. Даценко,
ассистент аудитора ООО "АФК-Аудит"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 18, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71