Коучинг
Коучинг - как узнать его?
Узнаем коучинг
Еще один взгляд на коучинг
Коучинг: как много в этом звуке?..
Что коучинг грядущий нам готовит?
Коучинг, модное ныне слово, - что это? Мы все чаще встречаемся с ним: в газетах, журналах, Интернете - статьи о коучинге, реклама коучинга. Коуч-консультирование, бизнес-коучинг, личностный коучинг, развивающий коучинг, управление в стиле "коучинг": И, что интересно, порою встречаемся с разными толкованиями этого понятия, иногда даже противоречащими друг другу. Тогда: Как узнать, что такое коучинг? Вы заказываете коуч-консультирование, а как определить: идет коучинг или обычный консалтинг? В группе идет тренинг или коучинг группы? А, может, коучинг - это просто новое название старых и давно известных методов консультирования и обучения? Ведь может же быть такое: раздуваем ажиотаж вокруг нового слова, меняем старую вывеску на новую, например "психологическое консультирование" на "коуч-консультирование" или "тренинг" на "коучинг группы", и все: народ на новенькое падок - поток клиентов увеличивается.
Сомневаюсь, что формат статьи позволит в полном объеме раскрыть эту тему, описать коучинг с разных сторон: историю возникновения, философию, цели и задачи, методы работы и многое другое. Это объем как минимум целой книги. Поэтому начну с малого - с ответов на вопросы: направления коучинга; кому нужен коучинг; его отличие от других видов консультирования и обучения; кое-что из основ его философии; задачи; как проходит.
И начнем, пожалуй, традиционно - с определения.
Коучинг - это профессиональное содействие человеку в определении и достижении его целей, личных и профессиональных, за минимальное время и с минимальными усилиями. Это один из методов консультирования, возник 20 лет назад, разработан психологом и бизнес-консультантом Томасом Леонардом, а также его коллегой Джоном Уитмором. Коучинг вобрал в себя все лучшее от психотерапии, психологического консультирования, бизнес-тренингов, наставничества, консалтинга и менеджмента.
Направления коучинга
Коучинг принято разделять на два основных направления: бизнес-коучинг и личностный коучинг.
Бизнес-коучинг - решение задач, поиск ответов на вопросы в плоскости профессиональной деятельности человека, то есть в бизнесе. Здесь два направления работы:
Коучинг для руководителей: все о вопросах управления, руководства, направления организации и сотрудников. А точнее, лидерские технологии, построение команды, конфликты, корпоративная культура, мотивация персонала, реорганизация, реструктуризация, стратегическое планирование и т.п.
Коучинг для рядовых сотрудников компании: как войти в коллектив, стать своим человеком; как научиться встраиваться в любую команду, в любую компанию с разными стилями управления, как находить общий язык с разными руководителями; конфликты с руководителем и коллегами; как преодолеть кризис профессионального роста; как пройти собеседование, испытательный срок; как сделать карьеру; как достойно выступить на совещании, представить свой проект; тайм-менеджмент; решение профессиональных задач (например, для торгового представителя - как грамотно работать с возражениями потенциального клиента) и многое другое.
Личностный коучинг - решение проблем, задач, поиск ответов на вопросы в плоскости личной жизни. И здесь два направления:
Коммуникативное - выстраивание, налаживание отношений с окружающими людьми (близкими, друзьями, семьей);
Личностное - работа клиента со своей личностью: уверенность в себе, адекватная самооценка, осмысленность жизни, самоопределение в жизни ("Кто я?", "Как и зачем жить?", "Почему именно так, с этим человеком?" и т.п.), поиск внутренних сил, источников бодрости и активности, стрессоустойчивость (как управлять эмоциями) и многое другое.
Целевая аудитория
Кому нужен коучинг?
Всем, кто понимает, что жизнь - это движение, а смерть - остановка. А двигаются те, кто имеет смелость желать большего, чем есть сейчас, кто готов время от времени пересматривать свои привычные стратегии (жизни, общения, работы) и повышать качество своей жизни и/или работы.
Если же говорить чуть серьезнее, то целевая аудитория коучинга делится на тех, кто использует его - пользователей, и клиентов коучинга.
Пользователи - это люди, чья работа так или иначе связана с менеджментом либо консультированием, обучением, наставничеством. Это менеджеры, которые уже пришли к пониманию того, что старые методы управления подчиненными не только не способствуют их эффективной работе, но и подавляют инициативность, делают подчиненных безответственными, работающими "для галочки", не желающими вкладываться в компанию временем и силами. Это менеджеры по персоналу, что ищут новые способы построения кадровой политики, пути формирования лояльности персонала, болеющего за компанию душой. Это консультанты, тренеры, психологи, психотерапевты, ищущие новые, эффективные методы работы.
Клиенты - от бизнесменов до домохозяек. Все, кто готов стать самодостаточным в бизнесе, личной жизни. Самодостаточность - это когда вам достаточно самого себя (собственных знаний) для постановки и достижения целей, решения задач личных и профессиональных, и все это за минимальное время, с минимальными усилиями. В каких областях жизни? Посмотрите еще раз "Направления коучинга".
Чем коучинг отличается от психотерапии, консультирования, тренинга?
Психотерапия - область теоретических знаний и совокупность практических методов психологического воздействия на людей с целью избавления их от психологического дискомфорта. Вы пришли к психотерапевту, у вас есть какой-то дискомфорт, например повышенная тревожность. Психотерапевт с вами поработал, дискомфорт убрал и на этом свою работу закончил. Сфера деятельности психотерапии - пограничная, между медициной и психологией.
Консультант дает советы и рекомендации. Вы рассказали о проблеме, консультант вас выслушал, если надо - провел диагностические мероприятия, вы совместно сформировали образ желаемого результата, затем на выбор консультант предлагает несколько вариантов решения вашей проблемы. Вы рекомендации принимаете или нет.
Тренинг - кладезь приемов, техник и прочего инструментария, которым вас на тренинге учат пользоваться. На тренинге вас учат.
Коучинг - вроде бы то же: вы приходите с задачей, коуч помогает вам ее решить. Но: устранив психологический дискомфорт у клиента, коуч закончит свою работу, только когда будет гарантия, что дискомфорт ушел навсегда, а клиент научился его предупреждать - сам, без чьей бы то ни было помощи.
Коуч дает советы и рекомендации, может выступать в роли тренера, но только в самую последнюю очередь - если совета попросил клиент. Например, у него нет времени вместе с коучем разбираться в ситуации - нужен быстрый ответ: куда вложить деньги.
Что же тогда делает коуч?
Основное отличие коучинга от других методов консультирования, обучения и менеджмента состоит в том, что коуч не дает клиенту (а менеджер - своему подчиненному) готовых решений и ответов, не указывает, что и как надо делать, а помогает ему найти наилучшее решение самостоятельно.
Основная философия коучинга: человек сам знает, как решать свои задачи, ему нужно лишь немного помочь. Как в одной старой истории про лошадь и якобы Карла Роджерса: "Однажды деревенский мальчик Роджерс увидел заблудившуюся и забредшую к ним на ферму незнакомую лошадь. Он взял да и отвел ее хозяину. Хозяин удивился: откуда мальчик узнал, куда надо вести лошадь? "А я и не знал - лошадь знала. Я только не давал ей сбиться с пути", - ответил мальчик". Что делал этот мальчик? Он не позволял лошади отвлекаться: слишком часто останавливаться, беззаботно щипать траву, бегать за бабочками...
Тимур Владимирович Гагин (президент Межрегиональной ассоциации центров НЛП): "Человек сам знает, как ему нужно измениться или что надо делать - и прямо сейчас, и вообще. Может быть, он не понимает своего знания, но это знание у него есть".
А у коуча есть опыт и квалификация "идти за лошадью" - не давая клиенту сбиться с пути.
Как это выглядит на практике?
Коучинг не соответствует традиционным запросам: хочу много, и чтобы самому ничего не делать. Что, согласитесь, можно часто наблюдать у клиентов, приходящих к консультанту, у работников, обращающихся с вопросами к своему руководителю. Вы придете к коучу и обнаружите, что большую часть времени говорить, ставить цели, искать варианты решений, ответы на свои вопросы будете вы сами. Коуч будет только спрашивать. Коуч завалит вас вопросами, и некоторые из них будут неприятными. "Почему ты до сих пор не достиг своей цели?", "Что мешает?", "Чего боишься?", "Как ты сам себе мешаешь?", "В чем прелесть для тебя до сих пор топтаться на одном месте?", "Какая выгода для тебя быть неудачником (или, например, постоянно волноваться, быть таким агрессивным)?": Менеджер, использующий коучинг, обязательно спросит у вас несколько вариантов ответа на ваш же вопрос.
Первое, с чего начнет коуч, - с прояснения: чего же вы хотите, какова ваша цель? И не просто хотите, а на самом деле хотите? Иногда достаточно просто-напросто осознать важность и "вкусность" цели, чтобы появились нужные силы и энергия, бодрость и активность, понимание, что и как надо делать, в какую сторону двигаться. А когда нет четкого понимания - зачем я хочу то, что хочу, зачем иду туда, куда иду, зачем решаю эти задачи, работаю в этой компании, то особого желания идти в намеченном направлении нет. Не так ли?
Затем значительная часть времени общения с коучем будет посвящена осознаванию возможных преград, что мешают вам на пути или в скором времени могут помешать, - того, почему вы до сих пор не получаете желаемое. О каких преградах идет речь?
Как-то одному зоопарку губернатор города N со своей широкой руки подарил белого медведя. Подарить-то подарил, да зоопарк к этому готов не был. Поэтому руководство зоопарка распорядилось временно поместить белого медведя в большую клетку, пока не будет построен специальный бассейн. Но медведь-то белый, большой, поэтому самая просторная клетка, какую нашли в зоопарке, оказалась тесной для полярного гиганта. И медведь делал три шага в одну сторону, грузно разворачивался, задевая прутья клетки, затем три шага в другую сторону, опять грузно разворачивался:
Прошло время, бассейн построили, из клетки медведя выпустили, дав ему новые и гораздо большие возможности, но: медведь упорно продолжал делать три шага в одну сторону, грузно разворачивался, вновь три шага в другую сторону, опять разворот: За то время, пока медведь сидел в клетке, ожидая, когда же построят бассейн, он тоже кое-что построил - клетку: внутри себя.
Порою мы бываем этим медведем. Мы ходим вроде бы по просторам своей жизни, но на самом деле - "по просторам" клетки, что есть внутри нас. Для кого-то основа клетки психологическая - из детства, прутьями которой являются его собственные и общественные верования, убеждения, догмы и различные табу. За то время, пока человек ожидает своего "бассейна" - взрослой, самостоятельной жизни, внутри него выстраивается клетка: "так нельзя", "можно только так", "тебе не положено", "запрещено", "ты неудачник, не способен делать что-либо стоящее", "ты непривлекателен" и т.п. Для другого прутья клетки - это просто-напросто сформировавшийся шаблон поведения или восприятия других людей, жесткие рамки которого лишают человека гибкости, возможности адекватно реагировать в современном быстро изменяющемся мире. А где-то - давно устаревший и переставший быть эффективным способ работы или управления подчиненными.
Ограничивающие убеждения, стереотипы, привычки, устаревшие шаблоны поведения, инерция, узость взгляда - вот прутья наших клеток, объекты осознавания - то, что покажет вам коуч. Вернее, коуч будет просто спрашивать, а вы сами увидите эти и другие преграды и ограничения на вашем пути.
Зачастую работа на этом этапе прекращается. Вы определились с целью, обязательно желанной. Увидели все препятствия и ограничения на пути к ней. Этого бывает достаточно, чтобы появились нужные ответы и решения. Все, что остается, - это составить план действий и: сделать первый шаг.
Кое-что из эмоций
Да, коучинг - это вопросы, а не советы. Коучинг отказывается учительствовать, зная, как это неэффективно.
Когда нас учит жизни кто-то,
Я враз немею:
Житейский опыт идиота
Я сам имею...
Игорь Губерман
Грустное это зрелище, когда кто-то (порою просто прочитавший несколько книжек) начинает учить человека жить, тем более руководителя - как ему управляться с его детищем (бизнесом, командой сотрудников, семьей).
Вместо поучений коуч бросит вам вызов! Он не позволит навесить на себя ответственность за ваши результаты, за вашу жизнь, тем более - за вашу работу. Лучший эксперт в вашей жизни, работе - вы сами, а коуч профессионал в другом - в сильных и метких вопросах. Коуч не знает правильных ответов, но знает правильные вопросы. Он помогает вам лучше воспользоваться вашими экспертными знаниями (в вашей жизни и работе): осознать, что происходит, понять себя и то, чего вы хотите от жизни и бизнеса, найти верную стратегию, как заполучить желаемое. А в чем вызов? Коуч скажет: "Отлично - у вас есть вопросы, теперь дело за малым - сделайте так, чтобы появились ответы".
Но коучинг не однобок - это не только вызов. Коучинг - это еще и поддержка всех, пусть пока еще слабеньких, ростков ваших желаний. Коуч будет идти за вами, за вашими ответами и решениями, своими вопросами, не давая вам сбиться с пути. И это действительно вызов и поддержка одновременно - коуч говорит: "Ты сильный, способный, умелый! Ты сам знаешь, как жить и зачем, сам знаешь ответы на свои вопросы (профессиональные в том числе)!" Это вызов вашей лени, неверию в себя, вашим сомнениям. И это поддержка вашим смелым идеям и начинаниям - вера в вашу способность свернуть горы.
Помимо вызова и поддержки, вопросами коучинг стимулирует ваше самообучение. Слово "coach" переводится с английского как "тренер". Коуч тренирует не вас, а вашего внутреннего учителя - ту часть вашей личности, что отвечает за ваше самообучение, что верит в ваши способности, что становится вашей личной "палкой-подгонялкой" по жизни.
Вы сами становитесь учителем для себя, так что дальше по жизни будете уметь самостоятельно находить и получать нужные знания, правильно ставить цели, выпутываться из проблем.
Здесь в какой-то степени коучинг работает против себя - лишая себя постоянных клиентов. Если вы работаете с профессиональным коучем, то через некоторое время обнаружите, что коуч вам больше не нужен. В своей работе коуч открыт, его вопросы просты и понятны - постепенно вы научаетесь самостоятельно задавать себе эти вопросы - вы становитесь коучем для себя. Так коучинг взращивает вашу самодостаточность: клиент сам разбирается в своих вопросах, работник сам решает свои задачи, а руководителю приносит готовый результат - или несколько толковых решений на выбор.
"Если ты поймал человеку рыбу - ты накормил человека на сегодняшний день. Если ты помог человеку научиться ловить рыбу - ты накормил человека на всю жизнь" - это древнее высказывание - один из важных ориентиров работы коуча. Его задача - "накормить" вас на всю жизнь.
Хочу отметить, что я ни в коем случае не противопоставляю коучинг психотерапии, консалтингу, тренингу, проверенным временем стилям менеджмента. Все присутствует во всем. Как коучинг есть в работе менеджера, психотерапевта, консультанта, бизнес-тренера, так и в коучинге присутствуют элементы, техники разных направлений, течений, вариантов управления людьми, обучения, консультирования, коррекции. Отличия лишь в структуре работы, ее форме и последовательности, направляющих акцентах. Коучинг - это не самостоятельная дисциплина, это всего лишь метод консультирования, стиль менеджмента. Поэтому могут быть коуч-психотерапия, коуч-консультирование, коуч-тренинг, коуч-менеджмент. Приставка "коуч" означает, что работа с вами базируется на философии коучинга, принципах его работы.
Формы коучинга
Обычно коучинг проходит в форме специальных встреч. Эти встречи принято называть коуч-сессиями. Коуч-сессии могут быть индивидуальными и групповыми. Иногда коучинг проходит без отрыва от реальности. То есть коуч-сессия включена в реальную деятельность клиента (или группы) - проходит во время совещаний, переговоров, поиска и принятия трудных решений и т.п. Коуч просто присутствует, наблюдает; если это в ситуации допустимо - задает вопросы, либо задает вопросы после.
Коучинг в менеджменте - это тоже особая форма общения с подчиненными, которая строится по правилам коучинга. Коуч-менеджмент - большая тема, требующая отдельного описания.
Этапы работы на коуч-сессии
Условно работу на коуч-сессии можно разделить на следующие этапы:
1. Постановка цели - осознание того, чего же ты на самом деле хочешь, важности и "вкусности" этой цели;
2. Анализ реальности - что есть в настоящий момент: каковы ресурсы, ограничения, возможности;
3. Поиск решения;
4. Составление пошагового плана достижения цели;
5. По желанию клиента - со стороны коуча поддержка во время движения к цели.
Какова длительность коуч-сессии?
Индивидуальная коуч-сессия длится около 60 минут. Причем ее длительность регламентируется коучем, а не клиентом. Сессия может закончиться через 15 минут после ее начала, а может и через 80 минут. Коуч знает, когда надо остановиться. При этом оплата всегда берется ровно за 60 минут, независимо от того, сколько вы на самом деле работали. Почему? Дерзну предположить, что вы платите не за время, проведенное с коучем, а за: результат. И если результативнее закончить сессию на тридцатой минуте, коуч закончит ее ровно тогда, когда вашему результату надо.
Длительность групповой коуч-сессии зависит от программы, задач, стоящих перед группой, - от 3 до 8 часов.
Каждый раз вы сами решаете, нужна ли еще одна сессия. Бывает достаточно трех-пяти сессий, а при наличии большого жизненного (профессионального) проекта работа может растянуться до полугода.
Каковы условия успешного коучинга?
Со стороны коуча это:
1. Отношение к клиенту как к зрелой личности, способной самостоятельно решать проблемы, брать на себя ответственность за свои поступки. Если же коуч относится к клиентам как к детям, не способным найти нужное решение и не желающим брать на себя ответственность, то они и ведут себя соответственно. Садятся на шею коучу (а сотрудники организации - своему руководителю) и просят его нести ответственность за их жизни, вести по жизни за ручку, как неразумных и ни за что не отвечающих детей.
2. Терпимость к точкам зрения, отличающимся от его собственных, и искреннее желание выслушать и понять позицию другого человека. Умение удержаться от преждевременных советов, оценок и решения проблем за других.
3. Искренняя заинтересованность в том, чтобы клиент (а у менеджера - его подчиненный) добивался успеха. Отсутствие стремления "присвоить победу себе". Это очень важный пункт. Чем профессиональнее коуч, тем незаметнее его работа, и клиентам порою кажется, что коуч ничего не сделал. Ведь он не советовал, не поучал, не говорил "правильные вещи". Если это так, то порадуйтесь за себя - вы работали с настоящим профессионалом.
4. Владение навыками коучинга. Понимание, когда и как его применять, и, что важно, - знание того, когда коучинг проводить не нужно. А нужен, например, оперативный антикризисный консалтинг, или традиционная психотерапия, или:
Со стороны клиента это:
1. Желание достичь цели, решить задачу, найти ответ на волнующий вопрос. А если клиента к коучу привели (родители, начальник отправил, менеджер навязывает подчиненному такой стиль общения), а он сам никакого коучинга не хочет, то толку от таких встреч будет мало.
2. Готовность брать на себя ответственность за происходящее, за свою жизнь, работу и успешность в ней.
3. Доверие к коучу как к помощнику.
В заключение хочу еще раз повториться и отметить то, что вы и так заметили, читая эту статью. Коучинг не настолько древняя "профессия", чтобы быть полезным всем. Коучинг - только для тех, кто желает большего, чем имеет сейчас, кто не стоит на месте, ни в личной жизни, ни в работе. Коучинг - для активных, кто отказывается быть в пассивной, просящей позиции "научите меня", но заявляет: вы намекните, где искать, а я найду и научусь сам! Вы как человек - такой? Вы как менеджер хотите иметь таких сотрудников? Тогда коучинг - это то, с чем вам стоит познакомиться.
P.S. Перспективы развития коучинга в России
Каковы перспективы развития коучинга в России? Есть ли они? Каково положение дел уже сейчас?
Перспективы есть, поскольку цель коучинга - содействие человеку в достижении его целей. А все, что помогает нам решать наши задачи, имеет шансы на то, чтобы быть "принятым в общество". В то же время есть и препятствия, определенные барьеры, притормаживающие скорость продвижения коучинга.
Во-первых, в России пока нет четкого и однозначного понимания, что же такое коучинг. Каждый понимает кто во что горазд и обязательно "тянет одеяло на себя". Психотерапевты объявляют психотерапию базой коучинга. Консалтеры ставят знак равенства между коучем и экспертом советчиком. Тренеры позиционируют коучинг как особый вид обучения. Управленцы заявляют, что коучинг - это просто стиль управления, и не более того. Есть те, кто говорит о том, что коучинг - это вообще самостоятельная дисциплина, способная помогать человеку в любой области его жизни, и, чтобы быть коучем, вовсе не обязательно разбираться, например, в профессиональной деятельности клиента.
А пока у нас нет единого понимания, нет четко прописанных профессиональных стандартов и процедур работы (адаптированных под российского клиента), как в Международной федерации коучей, что находится в Америке, - с коучингом в России будут проблемы. За коучинг будет выдаваться все что угодно, от завуалированного эриксоновского гипноза до традиционного целеполагания. Это может оказать медвежью услугу перспективам развития коучинга в России.
Во-вторых, коучинг сейчас спотыкается о наш менталитет, например о российскую особенность управления персоналом.
Коучинг работает не с отдельными умениями и навыками человека, а в целом с его личностью - здесь и мотивация, и эмоции, и страхи, и убеждения, и ограничения, и жизненные ценности. На Западе уже давно отметили, что успешен в первую очередь человек-личность, а не человек-профессионал. Да и у нас большинство руководителей считают так же, зачастую ставя задачу своим персональщикам: "Вы мне не ищите профи семи пядей во лбу. Мне главное - человек нужен, чтобы с "моторчиком" был, "горел" на работе, инициативный, исполнительный, обучаемый и желающий учиться. А профессиональным навыкам мы его обучим".
Но в последнее время российский рынок пестрит в основном тренингами профессиональных навыков. Мы увлеклись технологией и забыли о простом и вечном - о самом человеке. Коучинг же об этом помнит - что именно люди делают бизнес! Жизнь, бизнес - это люди, это личности - и коучинг работает на это. На развитие и укрепление того самого "человеческого фактора", на который мы так любим ссылаться. А когда в организации появляются не безликие работники, а люди-личности? Когда менеджмент компании начинает замечать своих подчиненных. Когда на смену инструкциям, четким и жестким задачам-распоряжениям приходят вопросы. Когда вместо приказов и указаний руководитель начинает спрашивать. Все это - о бизнесе с человеческим лицом, о демократическом стиле управления. Это о разделении всеми менеджерами компании подхода "люди любят работать, готовы брать на себя ответственность и проявлять инициативу" вместо "люди - это лежачие камни, они ленивы, всячески избегают инициативы и ждут, чтобы ими руководили, чтобы их регулярно подпинывали". Это - и о понимании того, что люди, их лояльность компании нужнее, чем компания - людям.
Но: подавляющее большинство российских менеджеров используют авторитарный стиль управления. В таких компаниях нет вопросов, зато есть указания, контроль каждого шага, плюс - жесткая неконструктивная критика. В результате работники боятся проявить инициативу, сделать лишний шаг без разрешения руководителя. Большинство проблем, промахов и ошибок замалчиваются или скрываются до последнего момента, отчего несвоевременно разрешенная ситуация еще больше усугубляется. Что интересно, эти же руководители на совещаниях регулярно громко возмущаются: "Мне все это уже надоело! Ну, почему я должен вам всем "ноги переставлять"? Почему вы без меня эти вопросы не решаете?!", не понимая, что сами являются причиной вялости и безынициативности своих подчиненных. И когда в этой компании появится коуч, руководитель с помощью его вопросов обязательно увидит все, что происходит в организации, - то, какое управление, и его результаты, свою возможную авторитарность, многие "узкие места", которые порою и от себя-то скрываются. Спрашивая, коуч вскроет все, что есть, - то, что сейчас мешает, тормозит организацию не только в неэффективно выстроенных бизнес-процессах, но и в личности ее первых лиц - все те места, о которых обычно не говорят. Многие ли сегодняшние топ-менеджеры готовы к этому?
Российский менеджмент идет к демократии в управлении персоналом, но очень медленно. Россия как государство движется к демократии уже двадцать лет, и только сейчас мы замечаем первые устойчивые результаты. Уверен, что так же медленно будет двигаться к демократии большая часть наших управленцев. Коучинг появился в стране в середине 90-х гг., и только совсем недавно о нем заговорили так широко и полно.
Вы спросите: но ведь у нас же есть много прозападных компаний и их с каждым годом становится все больше, не так ли?
Так, но кто управляет этими компаниями в России? Кроме того, большинство этих компаний забюрократизированы инструкциями, где каждый шаг прописан - что и как делать. На Западе наслышаны о наших работниках - лодырях и алкоголиках, ворах и тунеядцах (от наших же менеджеров). Поэтому, дабы подстраховаться, инструкции прописываются "на каждый чих". Это тоже не демократия, это авторитарный стиль управления, где правит всем Ее Величество Инструкция.
В общем, пока управленческая культура наших компаний "зреет", у коучинга есть время устояться, обрести единую и однозначную трактовку, обзавестись стандартами работы.
Кстати, персонал наших компаний тоже еще не совсем готов работать в демократическом стиле управления, да еще и в обрамлении коучинга. Представьте себе, работник приходит к своему менеджеру и заявляет, что у него вот это сделать не получается, потому что есть вот такая проблема. Далее он смотрит на своего шефа, ожидая, что он бросится ему советовать, подсказывать, указывать - в общем, решать за своего подчиненного его проблемы. А менеджер, вдруг решивший работать как коуч-менеджер, скажет: "Я понял, есть проблема. А где варианты ее решения? Давай-ка через два часа принеси три варианта решения твоей задачи, и мы вместе выберем наиболее подходящий". Какова будет реакция работника? "Да, какой же он начальник, если не говорит, что мне делать? Зачем же он тогда вообще нужен, если я еще и сам буду находить решения и выходы из сложных ситуаций?" - так подумает большинство. Не верите? А попробуйте - поэкспериментируйте.
В общем, до коучинга надо дорасти, если хотите, доэволюционировать - с обеих сторон: руководящей и исполнительской.
Что касается личностного коучинга, то с этим тоже пока не все гладко. Личностный коучинг - это что-то вроде консультаций у психолога или личного консультанта, что так распространено на Западе. У нас же первая реакция: "Я что, ненормальный какой-то? Я что - сам не могу?!" Да, пока не принято, не в традициях. Это тоже барьер, о который сегодня спотыкается коучинг.
И все же, несмотря на мой несколько пессимистический анализ, я уверен, что за коучингом большое будущее - очень скоро он плотно войдет в нашу жизнь, и мы будем удивляться: как же это мы раньше обходились без коучинга?
С. Авдеев
"Управление персоналом", N 5, март 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.