Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2011 г. N 05АП-834/2011
г. Владивосток |
Дело |
17 марта 2011 г. |
N А51-16044/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: З.Д. Бац, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е. В. Жариковой
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Воронина Юрия Анатольевича
апелляционное производство N 05АП-834/2011
на решение от 29.12.2010
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-16044/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ИП Воронина Юрия Анатольевича (ОГРНИП 307253917200047)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
об оспаривании отказа,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Воронов Юрий Анатольевич (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - ответчик, Департамент) от 16.07.2010 N 29/06-20-10858 в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г.Владивосток, ул.Русская, 66 и об обязании Департамента рассмотреть заявление по существу с соблюдением процедуры предоставления земельных участков в краткосрочную аренду.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Воронов Ю.А. обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 29.12.2010. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
Предприниматель считает несостоятельной ссылку на Постановление Главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777 "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" , поскольку его положения только рекомендовано учитывать, названное Постановление не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка на праве аренды для целей, не связанных со строительством. При этом, Предприниматель указывает, что спорный земельный участок не изъят из оборота, не ограничен в использовании и не обременен правами третьих лиц.
Кроме того, Предприниматель обращает внимание на тот факт, что границы и точная площадь спорного земельного участка не определены, схема размещения земельного участка на местности отсутствует, в связи с чем решение Департамента о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка преждевременно и выходит за пределы полномочий Департамента.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Воронин Юрий Анатольевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 21.06.2007 ИФНС по Советскому району г.Владивостока, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 307253917200047.
25.02.2005 между Управлением муниципальной собственности города Владивостока и ООО "Бенедикт" в лице директора Воронина Ю.А. заключен договор N 05-001372-Ю.В-3041, в соответствии с которым на основании распоряжения управления муниципальной собственности от 29.12.2004 N 313 обществу предоставлен земельный участок площадью 6 кв.м из земель поселений, расположенный по адресу: г.Владивосток, ул.Русская, 66. Договор заключен на срок с 01.01.2005 по 31.12.2005.
01.01.2006 между ООО "Инвест-Групп" и ООО "Бенедикт" заключен договор N 0091-С-К-И-01-01-06 субаренды вышеуказанного земельного участка. Договор заключен на срок с 01.01.2006 по 01.12.2006. Дополнительным соглашением от 01.12.2006 срок действия договора субаренды продлен до 30.11.2007.
22.06.2007 между ООО "Бенедикт" и предпринимателем Ворониным Ю.А. заключен договор купли-продажи торгового киоска и имущества, в соответствии с которым предпринимателем был приобретен торговый киоск сварной из металлоконструкций, общей площадью 6 кв.м, расположенный по адресу: г.Владивосток, ул. Русская, 66.
29.08.2007 Предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 7 кв.м, расположенного в районе ул.Русская, 66 в г. Владивостоке, для целей, не связанных со строительством (размещение торгового киоска).
Решением арбитражного суда от 18.03.2010 по делу N А51-22578/2009 бездействие Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края по не принятию решения по заявлению предпринимателя Воронина Ю.А., поданному в 2007 году о предоставлении земельного участка, площадью 7 кв.м, расположенного в районе ул. Русская, 66 для целей не связанных со строительством (для размещения торгового киоска) в г.Владивостоке признано незаконным, суд обязал Департамент рассмотреть обращение предпринимателя Воронова Ю.А. от 04.09.2007 в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Письмом от 30.09.2010 N 29/06-20-15773 департаментом отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок вошел в границы гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, утвержденного постановлением главы г.Владивостока от 09.07.2009 N 777.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Коллегией установлено и не опровергается заявителем жалобы, что в соответствии с постановлением администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па "Об охране исполнительной власти Приморского края, уполномоченной на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена административном центре Приморского края" органом, осуществляющим распоряжение земельными участками на территории Владивостокского городского округа, являлся Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края. В настоящее время департамент вследствие реорганизации изменил наименование на Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 34 ЗК РФ лицо, заинтересованное в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса. Такое заявление должно соответствовать требования пункта 3 статьи 34 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Из материалов дела судом установлено, что Предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством.
В соответствии с частью 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, пунктом 1 статьи 11 ЗК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правила землепользования и застройки территорий городских и сельских делений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
По правилам пункта 20 статьи 14 и пункта 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения и городского округа относятся утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, утверждение документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, резервирование земель и их изъятие, осуществление земельного контроля за использованием земель муниципального образования.
В рассматриваемом случае, одним из нормативных правовых актов, устанавливающих критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в г. Владивостоке, является постановление Главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777 "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" (с изменениями, внесенными постановлением от 26.10.2009 N 1193), пунктом 1 которого утверждено расположение гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, проходящего по автомобильным дорогам вдоль определенных улиц, и предусмотрено обеспечение отсутствия временных построек, киосков, навесов и других подобных построек на протяжении всего гостевого маршрута на земельных участках, попадающих полностью или частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси перечисленных автомобильных дорог.
Пунктом 3 Постановления N 777 рекомендовано Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края при рассмотрении заявлений юридических и физических лиц о предоставлении земельных участков, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, указанных в пункте 1 настоящего постановления, учитывать настоящее постановление.
Указанный нормативный правовой акт принят в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в связи с чем Департамент правомерно руководствовался положениями Постановления Главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777. Доводы заявителя апелляционной жалобы в указанной части необоснованны и подлежат отклонению.
Согласно материалам дела, суд первой инстанции обязал Департамент предоставить документы, подтверждающие факт вхождения спорного земельного участка в границы гостевого маршрута, в связи с чем Департамент обратился с соответствующим запросом от 17.11.2010 N 2614664 в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока.
Согласно письму начальника Управления градостроительства и архитектура г.Владивостока от 2.12.2010 N 29158сп, испрашиваемый заявителем земельный участок в районе ул.Русская, 66, находится в границах гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа. К письму приложена обзорная схема в М 1:2000.
Учитывая изложенное, нельзя не согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что предоставление данного земельного участка под размещение временного объекта будет противоречить требованиям реализации местных программ использования земель (статья 11 ЗК РФ).
Таким образом, оспариваемый Предпринимателем отказ Департамента в предоставлении испрашиваемого земельного участка соответствует законодательству, а также не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.12.2010 по делу N А51-16044/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Г.А. Симонова |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68318/08-65-563
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "РЖД"
Ответчик: Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана ЖДТ РФ", ФГП "ВО ЖДТ РФ"
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1768/2009