г.Москва |
Дело N А40-2754/08-121-11 |
26 февраля 2009 г. |
N 09АП-7562/2008-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Веклича Б.С., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кальщиковой А.П.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Правительства города Москвы
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Москве,
третьи лица: ООО "Эста", ГСК "Автовладельцев" N 32,
о признании недействительными решения и предписания,
при участии:
от заявителя: Торопыгина А.И. по доверенности от 17.09.2008 N 4-14-16947/8, удостоверение N 42995,
от ответчика: Хайрутдинов Д.А. по доверенности от 13012009 N 3-И, удостоверение N 1184,
от ООО Эста" Гребенюк С.Г. по доверенности от 01.09.2008, паспорт N 4504337223,
от ГСК"Автовладельцев" N 32 Пилюгина Т.В. по доверенности от 01.07.2008 б/н, (выдана управляющим Комаровым B.C.), паспорт N 4507259483, Тишковская С.Г. по доверенности от 19.01.2009 (выдана Председателем правления Филатовым В.П.), паспорт N 4509803968, Истомин Д.В. на основании ордера N 000062 от 19.02.2009, удостоверение N 3655,
УСТАНОВИЛ:
Настоящее дело рассматривается Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке п.5 ст.270 АПК РФ по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Согласно поданному в суд заявлению, Правительство города Москвы просит признать недействительными решение и предписание Федеральной антимонопольной службы по г.Москве и Московской области от 09.11.2007 по делу N 3-25-24/07.
В обоснование своих требований Правительство Москвы ссылается на то, что в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 12.04.2004 N 179-ПП между Правительством Москвы и ООО "Эста" заключен инвестиционный контракт от 22.10.2007, которым предусмотрена обязанность ООО "Эста" по заключению со всеми собственниками ГСК-32 договоров, определяющих порядок передачи принадлежащей им собственности в распоряжение инвестора. Указывает, что площадь земельного участка, предоставленного под строительство, увеличена без проведения конкурса на основании п.15 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса РФ", а также с учетом проведенной ООО "Эста" работы по выполнению распоряжения Префекта от 04.02.2005 "О сносе самовольно организованной автостоянки МГСА-21, попадающей в зону строительства подземно-наземного гаража по адресу: Москва, ул.Вавилова, вл.77-79. Указывает также, что на период издания оспариваемых решений и предписаний действующим законодательством была предусмотрена возможность предоставления земельного участка на бесконкурсной основе.
В судебном заседании представитель заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил принять по делу судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, просил принять по делу судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает оспариваемые решение и предписание законными и обоснованными. Пояснил, что согласно предоставленной информации, ГСК N 32 и входящие в его состав гаражи физических лиц на настоящий момент не выведены с земельного участка. Указал, что Правительство города Москвы, издав распоряжение и предоставив ООО "Эста" земельный участок для строительства жилого комплекса с подземным гаражом и многоэтажного гаража без учета позиции и имеющихся прав на этот же земельный участок у ГСК N 32 и входящих в его состав гаражей физических лиц, приняло акт, ограничивающий конкуренцию в части предоставления преимуществ ООО "Эста" и необоснованно препятствующий осуществлению деятельности другим хозяйствующим субъектам.
Представитель ООО "Эста" требования, заявленные Правительством города Москвы, а также доводы, изложенные представителем заявителя, поддержал, просил принять по делу судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Пояснил, что в настоящее время на земельном участке начинается строительство жилого здания. Указал, что основная часть собственников гаражей переехала в новое здание, построенное по согласованию с ГСК N 32, остальные получили компенсацию. Считает, что доказательств того, что на спорный земельный участок претендовали иные лица, а также того, что целью и следствием принятия распоряжения являлось ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов ответчиком не представлено.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, апелляционным судом постановлением от 04.08.2008 привлечен Гаражно-строительный кооператив "Автовладельцев" N 32.
В судебном заседании представители Гаражно-строительного кооператива "Автовладельцев" N 32, действующие по доверенности от председателя правления Филатова В.Н., доводы, изложенные представителем Правительства г.Москвы и представителем ООО "Эста", поддержали, просили принять по делу судебный акт об удовлетворении заявленных Правительством города Москвы требований. Пояснили, что 29.07.1991 правление ГСК постановило в соответствии с решением общего собрания членов ГСК согласиться с предложением о надстройке жилого дома над гаражом на территории, занимаемой ГСК, что подтверждается соответствующей выпиской из постановления правления ГСК. Кроме того, ГСК подписал договор о долевом участии в строительстве жилого дома с гаражом по адресу: ул.Вавилова, 81А.
Представитель ГСК N 32 по доверенности, выданной управляющим Комаровым В.С., поддержал позицию антимонопольного органа, просил отказать в удовлетворении заявленных Правительством Москвы требований. Считает, что оспариваемые решение и предписание являются законными и обоснованными, поскольку изданным распоряжением Правительства Москвы нарушены права собственников гаражей.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемым решением от 09.11.2007 по делу N 3-25-24/07 антимонопольный орган признал Правительство Москвы нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в части принятия акта, ограничивающего конкуренцию, в частности, необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (том 1 л.д.62).
При этом основанием к возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства явилось поручение ФАС России о проверке сведений, изложенных в обращении инициативной группы движения "Жилищная солидарность" и обращении Гаражно-строительного кооператива N 32 о соответствии требованиям антимонопольного законодательства указанных выше ненормативных правовых актов, изданных Правительством Москвы.
Из содержания решения УФАС России по Москве и МО следует, что антимонопольным органом установлено, что спорный земельный участок по адресу: Москва, ул.Вавилова, вл.81А, обременен правами третьих лиц согласно свидетельствам о государственной регистрации прав на гаражи - боксы физических лиц, входящих в состав ГСК N 32. ГСК N 32 и входящие в его состав гаражи, принадлежащие физическим лицам, на настоящий момент не выведены с указанного земельного участка и осуществляют свою прямую деятельность. Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о том, что ООО "Эста" предоставлено преимущественное право доступа на спорный земельный участок, обремененный правами третьих лиц (ГСК N 32 и входящими в его состав гаражами физических лиц).
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание N 3-25-24/07, которым Правительству Москвы в срок до 25.12.2007 предписано прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части принятия акта, ограничивающего конкуренцию, в частности необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; приостановить действие распоряжения Правительства Москвы N 179 от 12.02.2004 в 2004-2006г.г. "О реализации инвестиционного проекта строительства жилого комплекса с подземным гаражом и многоэтажного гаража" за счет собственных и привлеченных средств инвестора - ООО "Эста" в редакции распоряжения Правительства Москвы N 1042-РП от 14.06.06 "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 12.02.04 N 179-РП" до урегулирования всех разногласий между Правительством Москвы и хозяйствующими субъектами, имеющими права на земельный участок, указанный в распоряжении (том 1 л.д.20-21).
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Правительства Москвы в суд с означенными выше требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, апелляционный суд считает необходимым признать недействительными, как противоречащие нормам Федерального закона "О защите конкуренции", оспариваемые решение и предписание антимонопольной службы.
Как усматривается из материалов дела, в 1992 году оформлен Акт резервирования земельного участка по адресу: ул.Вавилова, вл.81А, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 09.03.1993 N 196 по ул.Вавилова, вл.81А в кв.15Б (ЮЗАО) под строительство кооперативного жилого дома с подземным гаражом". Предпроектная документация для строительства указанного жилого комплекса на земельном участке площадью около 0,3 га по ул.Вавилова, вл.81А, была разработана ООО "Эста". Таким образом, ООО "Эста" было осуществлено предварительное согласование места размещения вышеуказанных объектов.
Процедура предварительного согласования места размещения указанного объекта была начата ООО "Эста" до принятия Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", которым были внесены изменения в порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Москвы от 09.03.1993 N 196 в соответствии с согласованным ТЭО, префектуре Юго-Западного административного округа предоставлен земельный участок площадью около 0,30 га во вл. 81А по ул. Вавилова в кв.15Б Юго-Запада (территориально-экономическая оценочная зона N 16) под строительство кооперативного многоэтажного жилого дома с офисом и реконструкцией подземного гаража (постановление правления ГСК-32 от 29.07.1991 N44) силами и на средства ТОО "Эста" на условиях аренды на период с 1993 по 1995 годы в границах согласно представленному плану.
В целях реализации указанного постановления Правительством Москвы 12.02.2004 издано распоряжение N 179-РП, которым префектуре Юго-Западного округа г.Москвы предписано под строительство кооперативного жилого дома с подземным гаражом осуществить проектирование и строительство в 2004-2006 годах за счет собственных и привлеченных средств инвестора - ООО "Эста":
- многоэтажного подземно-надземного гаража на 175 машиномест на земельном участке площадью 0,21 га по ул.Вавилова, вл.77-79 (исходно-разрешительная документация от 17.05.2002 N 091-31/548-2002) для вывода существующего ГСК-32 с земельного участка, предусмотренного под строительство жилого комплекса с подземным гаражом-стоянкой по ул.Вавилова, вл.81А;
- жилого комплекса с подземным гаражом-стоянкой на 100 машиномест площадью до 11100 кв.м., в т.ч. общей жилой площадью 7300 кв.м., нежилой площадью 2300 кв.м., на земельном участке площадью около 0,30 га по ул.Вавилова, вл.81А (заключение Мосгосэкспертизы от 06.11.1992 N 68-П32МГЭ).
Этим же распоряжением принято к сведению, что функции заказчика по проектированию и строительству объектов осуществит ООО "Эста".
Как видно из материалов дела, во исполнение указанного распоряжения между Правительством Москвы и ООО "Эста" заключен инвестиционный контракт от 22.10.2004 N 13-000503-5601-0026-00000-04, предметом которого является реализация инвестиционного проекта нового строительства на земельных участках по адресам: ул.Вавилова, вл.81А, ул.Вавилова, вл.77-79. Контрактом предусмотрена обязанность ООО "Эста" по заключению со всеми собственниками ГСК-32 договоров, определяющих порядок передачи принадлежащей им собственности в распоряжение инвестора (л.д.23-36).
Решением Гагаринского районного суда г.Москвы от 08.06.2005 по иску Грачевой В.А. к Правительству Москвы о признании недействительным распоряжения Правительства Москвы от 12.02.2004 N 179-ПП, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда от 27.09.2005, данное распоряжение признано законным и не нарушающим права граждан (том 1 л.д.39-43).
Распоряжением Правительства Москвы от 14.06.2006 N 1042-РП внесены изменения в распоряжение Правительства Москвы от 12.02.2004 N 179-РП, а именно, второй дефис пункта 1 изложен в следующей редакции: "жилого комплекса с подземным гаражом-стоянкой на 160 машиномест суммарной поэтажной площадью наземной части здания в габаритах наружных стен 29300 кв. м, в том числе: общей жилой площадью - 16000 кв. м, нежилой площадью - 6000 кв. м, на земельном участке площадью 0,63 га по адресу: ул.Вавилова, вл.81А для размещения жилого дома и 0,763 га для выполнения благоустройства территории без права застройки"; продлены сроки строительства до 2007 года (п.п.1,8.1).
Во исполнение распоряжения префекта ЮЗАО г.Москвы от 04.02.2005 N 165-РП ООО "ЭСТА" обеспечило материально-техническое сопровождение работ по сносу самовольно размещенной автостоянки, оплате услуг ответственного хранения обнаруженных автомобилей и имущества с выплатой компенсаций членам автостоянки в соответствии с заключением независимой оценки либо предоставлено право на приобретение машиномест в строящемся подземно-надземном гараже по ул.Вавилова, вл.77-79 с зачетом компенсационной стоимости снесенных боксов.
Площадь земельного участка, предоставленного под строительство, была увеличена Правительством Москвы без проведения конкурса на основании п.15 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусматривающего возможность предоставления земельного участка на бесконкурсной основе, а также с учетом проведенной ООО "Эста" работы по выполнению распоряжения префекта ЮЗАО г.Москвы от 04.02.2005 N 165-РП "О сносе самовольно организованной автостоянки МГСА-21, попадающей в зону строительства подземно-надземного гаража на 175 машиномест по адресу: ул.Вавилова, вл. 77-79" и проделанной работы по выводу ГСК-32.
Как видно из материалов дела, оспариваемым решением антимонопольного органа заявитель признан нарушившим ч.1 ст.15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с изданием распоряжения N 179-РП от 12.02.2004 в редакции распоряжения Правительства Москвы N 1042-РП от 14.06.2006.
Необходимо отметить, что на дату заключения указанного договора Федеральный закон N 135-ФЗ "О защите конкуренции", нарушение положений которого вменяется заявителю, не вступил в законную силу. Между тем в соответствии с п.1 ст.4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. При таких обстоятельствах распоряжения Правительства Москвы нельзя признать противоречащими нормам Федерального закона "О защите конкуренции".
Кроме того, под конкуренцией в силу п.7 ст.4 Федерального закона "О защите конкуренции" понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Однако в решении антимонопольного органа не указано, какие именно преимущества получил инвестор - ООО "Эста", и какие конкретно лица претендовали на спорный земельный участок.
Кроме того, как следует из имеющейся в материалах дела выписки из постановления правления ГСК-32 N 44 от 29.07.1991, правление ГСК постановило в соответствии с решением общего собрания членов ГСК согласиться с предложением о надстройке жилого дома над гаражом на территории, занимаемой им в настоящее время, и дополнительно отведенной для расширения за счет строительства подземной пристройки на условиях оформления организацией-заказчиком проектного задания с подписью председателя правления ГСК; сохранения машиномест владельцев существующего гаража; строительства охраняемой стоянки на 109 машиномест; сохранения в проекте существующих условий гаража; проведения проектно-изыскательских и строительных работ за счет заказчика без привлечения средств членов ГСК; взаимоотношения ГСК и заказчика оформить договором.
14.08.1991 ГСК-32 подписан договор о долевом участии в строительстве на кооперативной основе по индивидуальному проекту по адресу: г.Москва, ул.Вавилова, 81А, жилого дома с подземным гаражом.
Следует также отметить, что в 2001 году ГСК N 32 подтвердило согласие на разработку ИРД для строительства многоэтажного подземно-надземного гаража на земельном участке площадью 0,21 га по указанному адресу, которое было выпущено в 2002 году (ИРД от 17.05.2002 N 091-31/548-2002). В 2006 году этот гараж был построен и введен в эксплуатацию. Судом установлено, что производится переселение собственников боксов по адресу: ул.Вавилова, 81А на основании договоров мены, в боксы по адресу: ул.Вавилова, 89А.
Кроме того, статьей 15 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен запрет на ограничение конкуренции изданием акта органом государственной власти. Между тем доказательств того, что следствием издания Правительством Москвы распоряжения N 179 от 12.02.2004 явилось ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, антимонопольным органом не представлено.
Необходимо также отметить, что Департаментом земельных ресурсов города Москвы с ООО "Эста" заключен договор аренды земельного участка от 21.03.2007 N М-06-508751 на период проектирования, строительства жилого комплекса и благоустройства территории.
Основываясь на изложенных обстоятельствах в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольной службы от 09.11.2007 не соответствуют законодательству и нарушают права и охраняемые законом интересы Правительства Москвы, в связи с чем в соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ подлежат признанию недействительными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ
Признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по г.Москве и Московской области от 09.11.2007 по делу N 3-25-24/07.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Б.С.Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2754/08-121-11
Истец: Правительство города Москвы
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве и Московской области
Кредитор: ГСК "Автовладельцев" N 32
Третье лицо: ООО "Эста"