Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2011 г. N 15АП-1314/2011
город Ростов-на-Дону |
дело N А32-21707/2010 |
17 марта 2011 г. |
15АП-1314/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей Л.А. Захаровой, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Власовой Т.С.
при участии:
от закрытого акционерного общества "РОСТЭК-Кубань": юрисконсульт Власова М.С., по доверенности N 01/11 от 01.01.2011 г., срок действия 31.12.2011 г.; Старовойтов Г.В., по доверенности N 86/11 от 11.01.2011 г., срок действия до 31.12.2011 г,
от Краснодарской таможни: зам начальника правового отделения Рухленко О.Н., по доверенности 05-31/30467 от 29.12.2010 г., срок действия до 31.12.2011 г.,, удостоверение ГС N 260388 действительно до 31.12.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "РОСТЭК-Кубань"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.2010 по делу N А32-21707/2010
по заявлению закрытого акционерного общества "РОСТЭК-Кубань"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
принятое в составе судьи Бондаренко И.Н.
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "РОСТЭК-Кубань" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 10309000-72/2010 от 07.07.10г. о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 110 000 руб.
Решением суда от 29.12.10г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что информация о том, что декларируемый товар является картонными коробками из гофрированного картона, в товаросопроводительных документах отсутствовала. Кроме того, сведения, указанные в гр. 31 таможенной декларации, не содержали недействительной информации о товаре, влияющей на его классификацию. Указание в ГТД неправильного кода товарной номенклатуры, если это не сопряжено с заявлением при описании товара недостоверных сведений, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Таможня в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель общества в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции. Пояснил, что товар следовал из Бельгии через страны ЕЭС в Россию. По правилам, если товар отравляется с фитосанитарным сертификатом, он выдаётся в стране отправления и затем на каждой границе он осматривается на предмет его заражения. По результатам осмотра в фитосанитарном сертификате делается отметка о результатах осмотра. После того, как товар прибывает в Россию, он подвергается осмотру и на него выдаётся акт государственного карантинного контроля. Поскольку спорный товар не был обозначен его продавцом именно как гофрированный картон, на него при отравлении из Бельгии не было фитосанитарного сертификата. После того, как товар прибыл в Россию и таможней был сделан вывод о классификации товара как коробок из гофрированного картона, общество запросило фитосанитарный сертификат на товар у продавца товара (Бельгия) и он был им представлен. Соответственно, на этом сертификате отсутствуют отметки таможенных органом стран ЕЭС, через которые следовал товар.
Представитель таможни возражал против отмены решения суда первой инстанции, сославшись на доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей общества и таможни, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет свою деятельность в качестве таможенного брокера и совершает таможенные операции от имени декларанта или других заинтересованных лиц.
За оказанием посреднической услуги по таможенному оформлению товара, поступившего из Бельгии, к обществу обратился владелец товара ООО "Сесвандерхаве", заключивший внешнеэкономическую сделку с фирмой Сесвандерхаве/С.А. Тинен, Бельгия. 17.12.2009 был заключен договор поручения N 0094/00-09-04059, по которому таможенному брокеру обществу от декларанта ООО "Сесвандерхаве" было выдано поручение на таможенное оформление товара "коробки для 1-й пос.ед. (маленькие) в количестве 25000 шт. на сумму 12500 Евро и коробки для 4-х пос.ед. (большие) в количестве 8400 шт. на сумму 10080 Евро, на общую сумму 22580 Евро, производство Франция.
Для исполнения поручения по таможенному оформлению товара специалист по таможенному оформлению общества (Полевик Е.Н.) затребовала у ООО "Сесвандерхаве" все необходимые документы. ООО "Сесвандерхаве" предоставило следующие документы: Контракт N 201/09 РФ от 10.12.2009, Паспорт сделки 10010006/2495/0000/2/0, Инвойс 10000268 от 18.01.2010, Счет-перевод 10000268 от 18.01.2010, Упаковочный лист 42513 от 18.01.2010, Сертификат происхождения А448856 от 18.01.2010, ТТН CMR б/н, Книжка МДП (carnet tir) ХС 62149011, Экспортная декларация от 18.01.2010 N 10ВЕЕ0000001654862.
Специалистом по таможенному оформлению были проверены вышеперечисленные товаросопроводительные документы на наличие в них неточностей и противоречий, в результате установлено, что вся товаросопроводительная документация оформлена должным образом, сомнений в подлинности документов не возникло.
После проверки полученных документов и сведений, специалист по таможенному оформлению общество воспользовался правом на проведение предварительного визуального осмотра декларируемого товара, предусмотренным в ст.127 ТК РФ. По результатам проведенного осмотра было установлено, что товар - картонные коробки, сборные, предназначенные для упаковки посевных сельскохозяйственных культур, соответствует информации, указанной в товаросопроводительных документах. Оснований для проведения каких-либо дополнительных действий при осмотре товара у специалиста по таможенному оформлению не возникло, так как ни при проверке товаросопроводительных документов ни при внешнем осмотре не было выявлено несоответствий сведений, содержащихся в документации на товар фактически представленному для таможенного оформления товару.
28.01.2010 специалистом по таможенному оформлению общества (Полевик Е.Н.) была подана грузовая таможенная декларация N 10309040/280110/0000257 на товар - картонные коробки, сборные, предназначенные для упаковки посевных сельскохозяйственных культур, код ТН ВЭД 4819200000.
Сведения, содержащиеся в декларации, были проверены таможней, после чего товар был выпущен таможенным органом.
26.01.2010 в результате проведения таможенного досмотра в рамках профиля риска N 55/10000/110608/00228 Карасунским таможенным постом было установлено, что фактически товар представляет собой - "картонные коробки из гофрированного картона, сборные, для упаковки посевных сельхозкультур" - код ТН ВЭД ТС 4819100000, вес брутто/нетто 8390/7625 кг.
Коробки из гофрированного картона кода ТН ВЭД ГС 4819 10 000 0 входят в перечень товаров с низким фитосанитарным риском номенклатуры товаров, подлежащих фитосанитарному контролю согласно письма ФТС России N 06-73/44165 от 14 декабря 2006 года. По данному факту направлена служебная записка от 01.02.2010г. N 49-05/0144 в отдел торговых ограничений и экспортного контроля таможни (с целью получения разъяснений о необходимости прохождения фитосанитарного контроля товара "коробки из гофрированного картона"). Карасунским таможенным постом получен ответ (исх.N03-1-16/137 от 10.02.2010г.) из отдела торговых ограничений и экспортного контроля таможни и ответ из Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управления по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, где указано, что для ввоза на территорию РФ ящиков и коробок из гофрированной бумаги или гофрированного картона, из стран где капровый жук не распространён (Бельгия), требуется проведение государственного карантинного фитосанитарного контроля, что должно быть подтверждено наличием акта государственного карантинного фитосанитарного контроля.
15.02.10г. таможенным органом установлено, что в заявленных сведениях о товаре (описание товара в графе 31 и коде товара ТН ВЭД ТС графы 33 ГТД) в количестве 26 мест, весом брутто/нетто 8390/7625 кг, стоимостью 22580 Евро обществом указаны недостоверные сведения с помощью которых возможно уклонение от проведения карантинного фитосанитарного контроля и тем самым нарушены ст.ст. 13, 63, 131, 149 ТК РФ.
15.02.2010 по данному факту в отношении общества возбужденно дело об административном правонарушении N 10309000-72/2010 по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
07.07.10 г. заместителем начальника таможни по правоохранительной деятельности Морозовым А.Е., в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения административного дела, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10309000-72/2010, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Федеральным законом от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Частью 3 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Объективной стороной правонарушения является заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии со ст. 124 ТК РФ, декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Статьями 16, 126 и 127 Кодекса обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, в том числе по представлению документов и сведений, необходимых для декларирования товара, возложена на декларанта. Декларирование товаров производится декларантом или таможенным брокером по выбору декларанта.
Подача таможенной декларации, как предусмотрено ст. 131 ТК РФ, должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При декларировании товаров представляются основные документы, в том числе, разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения Таможенного законодательства РФ.
Согласно п. 4 ст. 124 ТК РФ в таможенной декларации указываются следующие основные сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по ТН ВЭД; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость.
Как верно установлено судом первой инстанции, исходя из представленных декларантом в момент обращения к общество документов, товар в 31 графе ГТД был задекларирован как "картонные коробки, сборные, предназначенные для упаковки посевных сельскохозяйственных культур, на коробках нанесен логотип фирмы производителя семян".
В экспортной декларации от 18.01.2010 N 10ВЕЕ0000001654862 и в инвойсе N 10000268 от 18.01.2010, был определен код товара - 48192000.
В силу п. 1 ст. 143 ТК РФ при совершении таможенных операций таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Таможенный брокер вправе требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенного оформления, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований Кодекса (п. 3 ст. 143 ТК РФ).
Согласно ст. 127 ТК РФ декларант имеет право осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации.
Из содержания указанной статьи следует, что у таможенного брокера имеется возможность для соблюдения правил и норм, устанавливающих обязанность декларирования товаров путем заявления в таможенной декларации достоверных сведений о товаре, за нарушение которых ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Следовательно, общество, являясь таможенным брокером, должно принять все меры к достоверному декларированию товара.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом первой инстанции правильно установлено, что при таможенном оформлении общество представило документы получателя груза без их предварительной проверки.
Общество не воспользовалось правом на проведение предварительной проверки сведений о декларируемом товаре, следовательно, не приняло исчерпывающих мер по соблюдению таможенных правил об обеспечении достоверного декларирования.
Общество не представило судам первой и апелляционной инстанциям доказательства, свидетельствующие о том, что у него отсутствовала возможность запросить и получить документы и сведения, необходимые для правильной идентификации товара.
В деле отсутствуют доказательства обращения общества к лицу, перемещающему товар, за разрешением на досмотр и документы, подтверждающие прямой запрет данного лица на проведение какого-либо осмотра и проверки товара обществом.
Кроме того, официальный перевод экспортной декларации N 10ВЕЕ0000001654862 от 18.01.10 был представлен обществом только в суде первой инстанции.
В результате проведения таможенного досмотра 26.01.2010г. в рамках профиля риска N 55/10000/110608/00228 Карасунским таможенным постом было установлено, что фактически товар представляет собой - "картонные коробки из гофрированного картона, сборные, для упаковки посевных сельхозкультур" - код ТН ВЭД ТС 4819100000, вес брутто/нетто 8390/7625 кг.
Согласно письма ФТС России N 06-73/44165 от 14.12.2006 года коробки из гофрированного картона кода ТН ВЭД ГС 4819 10 000 0 входят в перечень товаров с низким фитосанитарным риском номенклатуры товаров, подлежащих фитосанитарному контролю.
Федеральная Служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управления по Краснодарскому краю и Республике Адыгея письмом от 10.02.2010 N 03-1-16/137 указала, что для ввоза на территорию РФ ящиков и коробок из гофрированной бумаги или гофрированного картона, из стран, где капровый жук не распространён (Бельгия), требуется проведение государственного карантинного фитосанитарного контроля, что должно быть подтверждено наличием акта государственного карантинного фитосанитарного контроля.
Письмом Россельхознадзор по Краснодарскому краю и республики Адыгея от 09.04.2010 года 03-6-16/482 сообщил, что в соответствии с "Номенклатурой товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю" товары ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона из стран распространения капрового жука (код ТН ВЭД 4819 10 000 0) подлежат ввозу на территорию Российской Федерации после проведения первичного государственного карантинного фитосанитарного контроля в пункте пропуска и вторичного государственного фитосанитарного контроля в месте назначения, о чем выдается Акт государственного фитосанитарного контроля.
Письмом Россельхознадзор г.Москва от 10.06.2010 года ФС-АС-3/5826 (Министерство сельского хозяйства РФ) сообщил, что на подкарантинную продукцию (ящики и коробки, складывающиеся из гофрированной бумаги или картона - код ТН ВЭД России 4819100000), включенную в номенклатуру товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю, утвержденную Россельхознадзором и согласованную с ФТС России 11.12.2006 год, по результатам государственного карантинного фитосанитарного контроля ввозимой на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции до 15.03.2010 года в целях завершения таможенного оформления было необходимо оформление акта государственного карантинного фитосанитарнрого контроля.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в ходе производства по делу обществом представлен Акт государственного карантинного фитосанитарного контроля N 232408160210001 от 16.02.20010, ГТД N 10309040/280110/0000257 выпущена 19.02.2010, код ТН ВЭД 4819 10 000 0.
Таким образом, действия общества свидетельствуют о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.16.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что постановление N 10309000-72/2010 от 07.07.2010 г., которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначено ему наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 руб., с учетом представленных сведений о привлечении общества ранее к административной ответственности, вынесено таможенным органом законно и обоснованно.
Доводы общества о том, что при внешнем осмотре не было выявлено несоответствий информации, содержащейся в документах на товар с фактически представленным для таможенного оформления товаром, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как при осмотре товара чётко просматривается между верхним и нижнем его слоями, наличие волнообразной прослойки, которая и делает картон гофрированным, что визуально видно на фото в акте досмотра N 10309040/2901110/000067.
Доводы общества о том, что для отнесения данного товара к субпозиции 4819100000 и определения, является ли данный товар ящиками и коробками из гофрированного картона, необходимо вскрыть упаковку товара и произвести надрез картона, что таможенному брокеру не предоставлено в силу п.1. ст. 143 ТК РФ судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Так, для определения является ли данный товар ящиками и коробками из гофрированного картона, вскрывать упаковку товара необходимо, причем это необходимо для проведения любого досмотра или осмотра товара.
В соответствии со ст.ст. 104, 127 ТК РФ "...лица, обладающие полномочиями в отношении товара и их представители вправе ... осматривать и измерять товары, в том числе до подачи декларации...".
В данном случае общество является таможенным брокером и на основании п.1 ст. 143 ТК РФ, и п. 1.2 договора поручения N 0094/00-09-04059 от 17.12.2009 года между брокером и ООО "Севандерхаве" обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера. Производить надрез картона для определения из гофрированного картона коробки или нет не было никакой необходимости, поскольку при осмотре торца картона четко просматривается между верхним и нижним его слоями, наличие волнообразной прослойки, которая и делает картон гофрированным.
Таким образом, при установлении факта, что товар является изделием из трехслойного картона (гофра) (код ТН ВЭД России 4819100000) нет необходимости нарушать целостность товара.
Общество имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, определяющих установленный порядок при декларировании товаров по ГТД N 10309040/280110/0000257 своевременно определить код ТНВЭД и представить следующие основные документы: разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, однако, в нарушение ст.ст. 13, 63, 131, 149 ТК РФ обществом указаны недостоверные сведения, с помощью которых возможно уклонение от проведения карантинного фитосанитарного контроля, и, тем самым, не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства, что подтверждает его вину.
Общество проявило небрежность при оценке обстоятельств, связанных с ввозом на таможенную территорию РФ товара, хотя должно было знать о вероятных социально значимых последствиях своих действий (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).
Таким образом, существуют объективные правовые и фактические основания для привлечения общества к административной ответственности.
В материалах дела находятся доказательства надлежащего уведомления общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Общество не доказало, что оспариваемое постановление принято таможенным органом незаконно и необоснованно.
Таможня, в свою очередь, доказала законность и обоснованность вынесенного постановления.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.12.10г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21707/2010
Истец: ЗАО "Ростэк-Кубань"
Ответчик: Краснодарская таможня