Решение нельзя игнорировать
В региональном законодательстве при установлении процедуры деятельности уставных судов много норм заимствуется из ФКЗ "О Конституционном Суде РФ". Отсутствие в местных законах механизма ответственности в случае неисполнения решения Уставного суда делает его функцию по осуществлению нормоконтроля фикцией. Так, решения Уставного суда Свердловской области по причине отсутствия срока приведения нормативного акта в соответствие с Уставом Свердловской области в связи с признанием его отдельных положений не соответствующими Уставу Свердловской области и недействующими являются иллюзорными, а предписания декларативными, поскольку отражают лишь формальную юридическую силу.
На практике возникали случаи, когда Уставный суд, приняв решение о несоответствии нормативно-правового акта положениям Устава Свердловской области, предписывал полномочным органам власти внести соответствующие коррективы в законодательство в целях восполнения правового пробела в результате отмененного акта или его отдельных положений. Но, вынося подобные предписания, суд не указывал сроки их исполнения.
Например, постановлением Уставного суда Свердловской области от 05.04.2002 п. 3 ст. 16 Устава муниципального образования "город Екатеринбург" был признан не соответствующим Уставу Свердловской области. Суд обязал органы местного самоуправления "урегулировать в Уставе сроки и процедуру подписания главой города принятых Думой решений и их возвращения для повторного рассмотрения".
Неуказание сроков приведения решения Уставного суда в соответствие Уставу Свердловской области не замедлило сказаться на исполнении данного предписания: более полугода никакие изменения, дополнения в Устав муниципального образования "город Екатеринбург" не вносились.
Указание суда органу государственной власти Свердловской области или органу местного самоуправления на принятие мер по внесению изменений, дополнений в правовые акты с учетом отмененных нормативных положений в обеспечение реализации прав и свобод граждан является составной частью судебного постановления. Поэтому решение Уставного суда нельзя назвать в полной мере исполненным только в части немедленной утраты юридической силы нормативным правовым актом.
Уставный суд, принимая такого рода ангажированные постановления, не использует предоставленное ему п. 1 ст. 78 областного закона "Об Уставном суде Свердловской области" право специально оговорить срок его исполнения. Без сроков исполнения решения суда этот процесс тормозится на неограниченное время.
Таким образом, нарушается закрепленное в ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека, в ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту, поскольку исполнение решения является одной из составляющих самой сути судебной защиты, справедливого судебного разбирательства.
Законодательная инициатива
Областной закон "Об Уставном суде Свердловской области" не предусматривает конкретный срок исполнения обязанным лицом решения суда на тот случай, когда исполнение немедленно невозможно и в самом решении отсутствуют указания на срок его исполнения.
Юристы ОО "Сутяжник" подняли эту проблему, обратившись в Свердловский областной суд, Уставный суд Свердловской области, к губернатору, в областное правительство, Законодательное собрание Свердловской области с предложением выступить с законодательной инициативой о внесении дополнений в п. 1 ст. 78 областного закона "Об Уставном суде Свердловской области" и изложить проект дополнений в следующей редакции: "Решение Уставного суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. В случае если исполнение решения Уставного суда немедленно невозможно и в самом решении срок исполнения не указан, решение должно быть исполнено в течение 1 месяца со дня вступления его в законную силу".
Аналогия закона
Анализ законодательства показывает, что региональное законодательство при установлении процедуры деятельности уставных судов субъектов РФ, в том числе Уставного суда Свердловской области, ориентировано в большей степени на нормы ФКЗ "О Конституционном Суде РФ".
Законом Конституционный Суд РФ наделен полномочием самостоятельно определять "порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования", чем и пользуется: когда невозможно немедленно реализовать исполнение решения, устанавливает срок, в течение которого законодатель должен проработать проект, внести изменения в нормативный правовой акт.
Установление конкретных сроков исполнения предписаний Конституционного Суда РФ дает реальную возможность применять механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством в случае неисполнения решения Конституционного Суда РФ (непринятия предусмотренных законом мер в связи с решением Конституционного Суда РФ).
Неисполнения судебного акта можно избежать
Механизм ответственности, обеспечивающий исполнение судебных постановлений, должен в равной степени применяться к неисполнению решения Уставного суда Свердловской области. Для этого необходимо принять соответствующие меры, которые побудили бы областного законодателя, исполнительный орган власти, орган местного самоуправления в течение определенного времени вносить соответствующие дополнения, изменения в принятые ими нормативные положения, признанные не соответствующими Уставу Свердловской области, учтя все поправки Уставного суда.
Проблема заключается в отсутствии контроля исполнения судебного постановления, что порождает неопределенность предписаний Уставного суда. Таким образом, исключается какая-либо ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение судебного постановления, а следовательно, снижается гарантия осуществления права на судебную защиту граждан и организаций, пострадавших в результате применения нормативного правового акта, признанного впоследствии не соответствующим Уставу Свердловской области и недействующим.
Вопрос на сегодняшний день остался открытым, проблема отсутствия особого механизма обеспечения действенности решений Уставного суда Свердловской области не нашла разрешения.
Без сроков исполнения решения суда этот процесс тормозится на неограниченное время.
А. Котова,
юрист общественного объединения
"Сутяжник"
"эж-ЮРИСТ", N 13, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru