Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2011 г. N 09АП-3484/2011
г.Москва |
|
22.03.2011
|
N 09АП-3484/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.03.2011
Дело N А40-128599/10-72-611
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Попова В.И., Пронниковой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Яцевой В.А.,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.01.2011 по делу N А40-128599/10-72-611, судьи Немовой О.Ю.
по заявлению Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка (ИНН 7707072411, ОГРН 1027739317924)
к Федеральной антимонопольной службе (ИНН 7706096339, ОГРН 1047796269663)
об оспаривании постановления ФАС России от 20.09.2010 по делу об административном правонарушении N 1 28/280-10,
при участии:
от заявителя: Фадеева В.Е. по доверенности от 12.01.2011, паспорт 45 04 322425;
от заинтересованного лица: Дозмарова К.В. по доверенности от 02.09.2010, удостоверение N 1967,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 20.01.2011, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении заявления Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы от 20.09.2010 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 1 28/280-10.
В обоснование принятого решения суд указал на доказанность факта совершения Обществом вмененного правонарушения и соблюдение заинтересованным лицом порядка привлечения к административной ответственности.
Заявитель не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Представитель заинтересованного лица возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении жалобы - отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, оспариваемым постановлением от 20.09.2010 по делу об административном правонарушении N 1 28/280-10 Негосударственный Пенсионный Сберегательного банка признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.19.8 КоАП РФ. Обществу назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужили следующие обстоятельства.
Негосударственным Пенсионным Фондом Сберегательного банка заключены договоры купли-продажи долей в уставном капитале ООО "Социальные инвестиции" с ОАО "Страховая компания "Москва" (в размере 99,9%) и ЗАО "Шеротель" (в размере 0,1%). Договоры нотариально удостоверены 29.01.2010 и 04.02.2010 соответственно.
15.03.2010 в Федеральную антимонопольную службу поступило уведомление Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка о совершении сделки по приобретению 100% долей в уставном капитале ООО "Социальные инвестиции".
В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица (группы лиц), приобретающих акции (доли), права и (или) имущество, и лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает три миллиарда рублей или если, их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает шесть миллиардов рублей и при этом стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает сто пятьдесят миллионов рублей, либо одно из указанных лиц включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются сделки по приобретению лицом (группой лиц) долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалась долями в уставном капитале данного общества.
Согласно ч.2 ст.32 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" лица, заинтересованные в осуществлении сделок, иных действий, предусмотренных статьями 27-29 названного Федерального закона, представляют в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иных действий.
В силу ч.1 ст.31 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" сделки, указанные в статье 28 названного Федерального закона, осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении в порядке, предусмотренном статьей 32 Федерального закона "О защите конкуренции", в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
- сделки, иные действия, указанные в статьях 27 - 29 настоящего Федерального закона, осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
- перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;
- перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.
До осуществления сделки по приобретению 100% долей в уставном капитале ООО "Социальные инвестиции" Негосударственный Пенсионный Фонд Сберегательного банка и указанное Общество в одну группу лиц не входили.
Согласно п.14 ч.1 ст.9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" лица, каждое из которых по какому-либо указанному в пунктах 1 - 13 части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции" основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному в пунктах 1 - 13 части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции", признаются группой лиц.
При этом в группу лиц, состоящую из участников, которые находятся между собой в отношениях, указанных в пунктах 1 - 14 части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции", по смыслу пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона "О защите конкуренции" входят также хозяйственные общества (товарищества), в которых члены группы в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют в совокупности более чем пятьдесят процентов общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества).
Как усматривается из материалов дела, ООО "Социальные системы" письмом от 11.05.2010 N 1/10 представило в ФАС России перечень лиц, входящих с ним в одну группу лиц до совершения сделки по приобретению Негосударственным Пенсионным Фондом Сберегательного банка доли в уставном капитале ООО "Социальные инвестиции" в размере 100%. Согласно информации, содержащейся в указанном письме, ОАО "СК "Москва" владело 99,9% долей в уставном капитале ООО "Социальные инвестиции", а согласно данным, размещенным на официальном сайте ОАО "СК "Москва в сети "Интернет" по адресу: http://www.icmoscow.ru/, и данным, изложенным в письме ОАО "СК "Москва" от 05.07.2010 N 10173/07, ОАО "Аэрофлот" является единственным акционером ОАО "СК "Москва".
Следовательно, до совершения сделки ООО "Социальные инвестиции" входило в группу лиц ОАО "СК "Москва" на основании п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, ООО "Социальные инвестиции", ОАО "СК "Москва" и ОАО "Аэрофлот" признаются группой лиц по правилам п.14 ч.1 ст.9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Суммарная балансовая стоимость активов по последним балансам Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка и его группы лиц, ООО "Социальные инвестиции" и его группы лиц по состоянию на 30.09.2009 составляла 102 096 040 000 руб., при этом стоимость активов по последним балансам ООО "Социальные инвестиции" и его группы лиц по состоянию на 30.09.2009 составляла 98 467 394 000 руб.
Таким образом, Негосударственный пенсионный Фонда Сберегательного банка мог совершить сделку по приобретению 100% долей в уставном капитале ООО "Социальные инвестиции" только с предварительного согласия антимонопольного органа. С таким ходатайством Негосударственный Пенсионный Фонд Сберегательного банка в ФАС России не обращался.
Уведомление о приобретении долей в уставном капитале ООО "Социальные инвестиции" поступило от заявителя только 15.03.2010.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч.3 ст.19.8 КоАП РФ, согласно которой непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Установив необходимые и достаточные признаки для квалификации действий Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка как правонарушения, состав которого описан в диспозиции ч.3 ст.19.8 КоАП РФ, и привлечения заявителя к административной ответственности, Федеральная антимонопольная служба определением от 13.08.2010 возбудила в отношении Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка дело об административном правонарушении N 1 28/280-10.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина Общества в совершении вмененного административного правонарушения доказана, установленный КоАП РФ порядок привлечения к административной ответственности соблюден, что также следует из материалов дела об административном правонарушении N 1 28/280-10.
Протокол об административном правонарушении от 13.09.2010 N 1 28/280-10 составлен с участием представителя Негосударственного Пенсионного Фонда Сберегательного банка на основании доверенности от 02.09.2010 N 238. О времени и месте составления протокола Общество было извещено определением от 13.08.2010 о возбуждении дела об административном правонарушении (т.1, л.д.54), полученным заявителем 19.08.2010, что подтверждается почтовым уведомлением (т.1, л.д.53).
Дело об административном правонарушении N 1 28/280-10 рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено 20.09.2010 при участии законного представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Полномочия административного органа, принявшего оспариваемое постановление, предусмотрены ст.23.48 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Довод апелляционной жалобы о нарушении антимонопольным органом положений п.3.7 Регламента подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России, утвержденных Приказ ФАС РФ от 21.10.2008 N 415, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу того, что п.3.7 Регламента подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России, утвержденный Приказом ФАС РФ от 21.10.2008 N 415, не регламентирует порядок возбуждения дела об административном правонарушении по ч.3 ст. 19.8 КоАП РФ. При этом в силу ст.15 Конституции РФ, п.10 Указа Президента РФ от 23.05.1993 N 763 указанный Регламент нормативным правовым актом не является и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
Порядок привлечения к административной ответственности регулируется Кодексом об административных правонарушением Российской Федерации, в соответствии с ч.3 ст.28.1 которого дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии поводов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В данном случае дело об административном правонарушении N 1 28/280-10 возбуждено на основании п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ в связи с непосредственным обнаружением правонарушения должностным лицом Федеральной антимонопольной службы России.
На основании изложенного, следует признать правомерными выводы суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.268, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.01.2011 по делу N А40-128599/10-72-611 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128599/2010
Истец: Негосударственный Пенсионный фонд Сберегательного Банка
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3484/2011