Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2011 г. N 15АП-981/2011
город Ростов-на-Дону |
дело N А32-25306/2010 |
25 марта 2011 г. |
15АП-981/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2011 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л. А.
судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от открытого акционерного общества "Флот Новороссийского морского торгового порта" - представитель - Ткаченко Сергей Владимирович, доверенность от 31.12.2010г.,
от Центральной энергетической таможни - представитель - Гладкий Юрий Васильевич, доверенность от 23.12.2010 г.; Букорос Юлия Анатольевна, доверенность от 03.11.2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2010 г. по делу N А32-25306/2010,
принятое в составе судьи Хахалевой Н.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Флот Новороссийского морского торгового порта"
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Флот Новороссийского морского торгового порта" (далее - ОАО "Флот НМТП") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Центральной энергетической таможне о признании незаконным и отмене постановления от 19.08.2010 г. N 10006000-54/2010 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.13 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 руб.
Решением суда от 30.11.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Не согласившись с данным судебным актом, Центральная энергетическая таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда от 30.11.2010 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы апелляционной жалобы. Пояснили, что на момент прибытия судов в порт Новороссийск информация о следовании судов за пределы таможенной территории Российской Федерации была известна таможенному органу. У общества имелась возможность уточнения сведений о намерении перемещения судов за границы таможенной территории России. В период стоянки судов в порту разрешение на погрузку бункерного топлива и горюче-смазочных материалов таможней не выдавалось.
Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Пояснил, что у общества отсутствовала информации о следовании судов в порт Находка с пересечением таможенной границы Российской Федерации. Уведомление об отходе судов поданы в таможню 01.09.2009 г. и 02.09.2009 г. Общество не осуществляло сдачу владельцу судов дизельного топлива для отправки за пределы территории Российской Федерации. Буксиры "Пума" и "Тигр" не являются судами международного судоходства. Между судовладельцем и обществом внешнеторговый контракт на поставку топлива не заключался.
В судебном заседании 21.03.2011 г. объявлен перерыв до 25.03.2011 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.08.2009 г. между ОАО "Флот НМТП" и ООО "ТРАНСНЕФТЬ - СЕРВИС" заключен договор N 01.08-096./023-4/15-530 поставки топлива с судов бункеровщиков на суда, осуществляющие рейсы в пределах границ Российской Федерации. Согласно условиям договора поставщик (ОАО "Флот НМТП") обязуется поставить топливо на суда покупателя в количестве и качестве, указанными в дополнительных соглашениях и заявках покупателя. Согласно п. 2 договора покупатель обязан в течение 5 (пяти) банковских дней с даты выставления поставщиком счета оплатить поставленное топливо. Не менее, чем за сутки до предполагаемой поставки направлять поставщику по факсимильной связи заявку на поставку топлива. В соответствии с п. 3 вышеуказанного договора в заявке на поставку должны быть указаны название судна (судов), количество и марка топлива, дата поставки. Поставка топлива оформляется бункерной распиской, в двух экземплярах, которая подписывается администрацией судна-бункеровщика поставщика и администрацией судна покупателя.
Согласно счетам от 23.08.2009 г. N 171 и N 172, а также платежного поручения N 131 от 02.09.2009 г. ООО "ТРАНСНЕФТЬ-СЕРВИС" осуществило 100% оплату товара - топливо дизельное общим количеством 80 т. на общую сумму 1 408 000 руб.
В соответствии с товарными накладными от 23.08.2009 г. N 7415, 7414, а также бункерными расписками от 23.08.2009 г. NN 2М-096, 2М-097 вышеуказанный товар был получен капитанами судов "Пума" и "Тигр" и погружен в судовые емкости в порту Новороссийск 23.08.2009 г.
В соответствии с ГТД N 10006021/290809/0002476 декларирование дизельного топлива Л-02-62 было произведено 29.08.2009 г. ООО "ТРАНСНЕФТЬ-СЕРВИС", в таможенном режиме "ЭК-95" - перемещение припасов.
Согласно копиям пароходных дел на буксиры "Тигр" и "Пума" поручения на погрузку припасов N N 1, 2 были поданы на Южный энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни 01.09.2009 г. Данные поручения оформлены 01.09.2009 г. путем проставления штампа "Погрузка разрешена".
Новороссийской таможней письмами от 06.04.2010 г. N 36-26/8707, от 14.05.2010 г. N 08-23/12906 в Центральную энергетическую таможню представлены судовые дела буксиров "Тигр" и "Пума", а также сведения о том, что для безопасной стоянки (отстоя) в порту Новороссийск, данным судам были предоставлены свободные причалы в ПЗТК ООО "Новорослесэкспорт". Период стоянки судов "Тигр" и "Пума" определен с 07.08.2009 г. до 01.09.2009 года. Новороссийская таможня в период стоянки в ПЗТК ООО "Новорослесэкспорт" разрешение на погрузку бункерного топлива и горюче - смазочных материалов на суда "Тигр" и "Пума" не давала.
По факту осуществления обществом "Флот НМТП" операций по бункеровке судов "Тигр" и "Пума" дизельным топливом 23.08.2009 г. без разрешения таможенного органа в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.13 КоАП РФ.
По результатам административного расследования 09.07.2010 г. Центральной энергетической таможней в отношении ОАО "Флот Новороссийского морского торгового порта", составлен протокол об административном правонарушении N 10006000-54/2010.
Постановлением Центральной энергетической таможни от 19.08.2010 г. общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.13 КоАП РФ. Заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 10 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, ОАО "Флот НМТП" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 16.13 КоАП РФ разгрузка, погрузка, выгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции, принятие для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров, взятие проб и образцов таких товаров либо вскрытие помещений или других мест, где могут находиться указанные товары, без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 120 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовавшего в спорный период) убытие товаров и транспортных средств допускается с разрешения таможенного органа. До убытия товаров и транспортных средств перевозчик обязан представить в таможенный орган документы и сведения, предусмотренные статьями 73 - 76 Таможенного кодекса Российской Федерации, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка товаров. Погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации, допускается после принятия таможенной декларации, за исключением случаев, если при таможенном оформлении товаров таможенный орган не требует предъявления товаров для проведения их проверки, а также перемещения товаров в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита (пункт 1 статьи 121 Таможенного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ТК РФ если на совершение отдельных таможенных операций требуется разрешение таможенного органа, такое разрешение выдается незамедлительно, сразу после того, как уполномоченное должностное лицо таможенного органа убедится, что установленные Кодексом условия, необходимые для получения такого разрешения, выполнены.
Пунктом 4 статьи 362 ТК РФ предусмотрено осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим кодексом и иными федеральными законами.
Под перемещением товаров понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международном почтовом отправлении (подпункт 7 части 1 статьи 11 ТК РФ)
Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы, что предписано пунктом 2 статьи 360 ТК РФ.
В свою очередь, вывозом товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации признается подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором подпункта 9 пункта 1 статьи 11 ТК РФ действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы. Как следует из названной нормы закона, к действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся, в том числе, и сдача транспортным организациям товаров для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.13 КоАП РФ послужил факт бункеровки судов "Тигр" и "Пума" дизельным топливом без разрешения таможенного органа.
Между тем, из материалов дела следует, что ОАО "Флот НМТП" не осуществляло сдачу ООО "Транснефть-Сервис" дизельного топлива для отправки его за пределы таможенной территории Российской Федерации. Заправка судов "Пума" и "Тигр" дизельным топливом произведена обществом во исполнение условий договора поставки топлива с судов бункеровщиков на суда, осуществляющие рейсы в пределах границ Российской Федерации N 01.08 - 096./023-4/15-530 от 20.08.2009г. При этом данный договор не является внешнеэкономическим контрактом на поставку топлива за пределы территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции верно установлено, что бункеровка производилась заявителем на суда, осуществляющие рейсы и работы в пределах границ Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации N 009446 от 31.08.2009 г. и N 009445 от 31.08.2009г. буксиры "Тигр" и "Пума".
Из представленного в материалы дела письма Новороссийской таможни от 18.03.2010 г. исх. N 01-26/0647 усматривается, что по заявлению декларанта на момент погрузки припасов 23.08.2009 буксиры "Пума" и "Тигр" не имели намерений об убытии с таможенной территории Российской Федерации, находились под российским флагом и, являясь судами вспомогательного флота, не используемыми в целях международных коммерческих перевозок товаров и пассажиров, были выпущены Новороссийской таможней для внутреннего потребления (собственник - ООО "Транснефть-Сервис") и не находились под таможенным контролем.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ОАО "Флот НМТП" на момент буксировки судов дизельным топливом и горюче-смазочными материалами не располагало сведениями об убытии буксиров "Тигр" и "Пума" с территории Российской Федерации, при том, что уведомления об отходе указанных судов поданы в Новороссийскую таможню только 01.09.2009 г.
При таких обстоятельствах вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения администартвиного правонарушения административным органом не доказана.
Поскольку в силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, оспариваемое постановление таможни от 19.08.2010 г. N 10006000-54/2010 обосновано признано судом первой инстанции незаконным.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2010 г. по делу N А32-25306/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л.А. Захарова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25306/2010
Истец: ОАО "Флот Новороссийского морского торгового порта", ОАО Флот НМТП (Флот Новороссийского морского торгового порта)
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-981/2011