г. Москва |
|
19.03.2009 г. |
N 09АП-1192/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.03.2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.03.2009 г.
Дело N А40-51875/08-116-126
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Крекотнева С.Н.
судей: Кораблевой М.С., Порывкина П.А.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей Крекотневым С.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2008 г.
по делу N А40-51875/08-116-126, принятое судьей Терехиной А.П.
по иску (заявлению) ОАО "Татнефть" им В.Д. Шашина
к ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
третье лицо ОАО "АК "Транснефть"
о признании частично недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): Хафизова А.Г. по доверенности от 28.05.2008 г. N 7992/16-01, Вилкова Т.М. по доверенности от 29.12.2006 г. N 19510/16-01
от ответчика (заинтересованного лица): Водовозов А.А. по доверенности от 26.09.2008 г. N 104
от третьих лиц: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ
ОАО "Татнефть" им В.Д. Шашина обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения от 07.05.2008 г. N 52/-02-17/1179/877 в части отказа в возмещении НДС за июнь 2006 года в сумме 338 499,75 руб. - пункт 3 решения (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 12.12.2008 г. заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение Инспекции является незаконным, не соответствует действующему законодательству о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 не согласилась с принятым решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, отказать в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что оказанные ОАО "АК "Транснефть", ООО "Триэрсервис" и ООО "Меритайм-сервис" агентские услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также перевалке нефти в порту непосредственно связаны с поставкой товара на экспорт и согласно п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ подлежат налогообложению по ставке 0 %, в связи с чем выставленные указанным контрагентом счета-фактуры с указанием налоговой ставки по НДС 18 % (вместо 0 %) не соответствует требованиям п.п. 10 и 11 п. 5 ст. 169 НК РФ и не могут служить основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету. Ссылается, что услуги оказывались ОАО "АК "Транснефть", ООО "Триэрсервис" и ООО "Меритайм-сервис" в отношении товара, помещенного под таможенный режим экспорта.
ОАО "Татнефть" им В.Д. Шашина представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы налогового органа, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя - отказать. Указывает, что спорные счета-фактуры правомерно выставлены ОАО "АК "Транснефть", ООО "Триэрсервис" и ООО "Меритайм-сервис" с указанием налоговой ставки 18 %. По мнению заявителя, на момент оказания третьим лицом агентских услуг товар пересек таможенную границу Российской Федерации, следовательно, его транспортировка по территории иностранных государств (стран СНГ и Балтии) не подпадает под таможенный режим экспорта, в связи с чем отсутствуют правовые основания для вывода о том, что ОАО "АК "Транснефть" оказало услуги в отношении товара, помещенного под названный таможенный режим. Ссылается, что в силу п.п. 5 .п. 2 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг ОАО "АК "Транснефть" по обеспечению транспортировки нефти по территории зарубежных государств является территория Российской Федерации, следовательно, на основании п. 3 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 18 %. В отношении услуг, оказанных ООО "Триэрсервис" и ООО "Меритайм-сервис", ссылается на то, что агентские услуги по перевалке нефти в порту не могут быть отнесены к услугам непосредственно связанным с поставкой товара на экспорт и согласно п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ подлежащим налогообложению по ставке 0 %.
Третье лицо - ОАО "АК "Транснефть", представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на то, что агентские услуги оказывались на территории зарубежных государств, т.е. после фактического вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, в связи с чем данные услуги не подпадают под действие п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ и отсутствуют основания для применения ставки 0%. Ссылается, что местом реализации агентских услуг является территория российской Федерации, что предусматривает применение к таким услугам ставки 18 %. В связи с этим, просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные обществом требования в полном объеме.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ (протокол судебного заседания от 17.03.2009 г.).
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
При исследовании обстоятельств дела установлено, что 07.12.2007 г. общество представило в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 уточненную налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 % за июль 2006 года (корректировка N4), согласно которой сумма НДС, заявленная к возмещению, составила 305 497 041 руб., а также предусмотренные ст.ст. 165 и 172 НК РФ документы.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом декларации МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам вынесено оспариваемое по делу решение от 07.05.2008 г. N 52/-02-17/1179/877, которым заявителю подтверждена правомерность применения налоговой ставки 0 % по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 17 273 062 679 руб.; обществу возмещен НДС в размере 305 022 156 руб.; отказано в возмещении НДС в размере 474 885 руб.
Указанное решение Инспекции в части отказа в возмещении НДС в сумме 338 499,75 руб. (обжалуемой заявителем части) мотивировано тем, что указанная сумма НДС заявлена к возмещению на основании счетов-фактур N 06/24/06540 от 31.05.2006 г. , N 06/24/07950 от 30.06.2006 г., выставленных ОАО "АК "Транснефть" при оплате заявителем агентского вознаграждения за организацию транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии, а также счетов-фактур N ТР-140/06 от 10.05.2006 г., N ТР-162/06 от 24.05.2006 г., N 0000465 от 12.05.2006 г., N 0000479 от 19.05.2006 г., N 0000511 от 30.05.2006 г., N 0000585 от 12.06.2006 г., N 0000619 от 29.06.2006 г., N 0000639 от 29.06.2006 г., N 0000649 от 30.06.2006 г., выставленных ООО "Триэрсервис" и ООО "Меритайм-сервис" при оплате заявителем агентского вознаграждения за организацию перевалки нефти в порту. По мнению налогового органа, оказанные ОАО "АК "Транснефть", ООО "Триэрсервис" и ООО "Меритайм-сервис" услуги непосредственно связаны с поставкой товара на экспорт и согласно п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ подлежат налогообложению по ставке 0 %, в связи с чем выставленные указанными контрагентами счета-фактуры с указанием налоговой ставки по НДС 18 % (вместо 0 %) не соответствует требованиям п.п. 10 и 11 п. 5 ст. 169 НК РФ и не могут служить основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и пояснения сторон в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции считает, что решение налогового органа в части отказа в возмещении НДС в сумме 338 499,75 руб. является законным, а требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 22.12.2005 г. между обществом и ОАО "АК "Транснефть" заключен договор N 0006007/13-8Н/1222-3 на оказание услуг по транспортировке нефти, принадлежащей заявителю по системе магистральных нефтепроводов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1 названного договора ОАО "АК "Транснефть" обязуется в порядке и на условиях, определенных настоящим договором, оказать грузоотправителю услуги по транспортировке нефти, принадлежащей грузоотправителю на праве собственности или на ином законном основании, в смеси с нефтью других грузоотправителей по системе магистральных нефтепроводов Российской Федерации, а грузоотправитель обязуется оплатить оказанные ему услуги в порядке и сроки, установленные договором.
Согласно п. 1.2 договора третье лицо в качестве агента обязуется за вознаграждение в порядке и на условиях, определенных данным договором, совершать от своего имени, но за счет ОАО "Татнефть" им. В Д. Шашина, юридические и иные действия по обеспечению транспортировки нефти общества трубопроводным транспортом по территории Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан.
Пунктом 8.16 договора установлено, что агентское вознаграждение составляет 1,5 проценте от суммы услуг по транспортировке нефти трубопроводным транспортом по территории Республики Беларусь, Украины, Латвийской Республики, Литовской Республике, Республики Казахстан.
Из указанных пунктов договора следует, что ОАО "АК "Транснефть" оказывает обществу услуги по перевозке нефти до таможенной границы Российской Федерации, а после пересечения границы - агентские услуги по обеспечению перевозки в отношении той же партии нефти.
Фактически при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации и организации ее дальнейшего перемещения по территории сопредельных государств ОАО "АК "Транснефть" являлось экспедитором, выполнявшим функции по организации перевозки вверенного ему товара.
Согласно п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;
2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Положение п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Таким образом, операции, предусмотренные п.п. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 20.11.2007 г. N 7205/07 применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров Кодекс связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта (статья 164).
Исходя из части 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Операции, названные в п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
При осуществлении отгрузок товаров в соответствии с таможенным режимом экспорт ОАО "Татнефть" им. В Д. Шашина использовало порядок декларирования товаров, установленный ст. 138 Таможенного кодекса Российской Федерации с применением периодического временного декларирования.
При применении указанного режима сначала подается таможенная декларация и документы на товар (при этом допускается, что в момент подачи декларации товар еще не произведен), затем предъявляется таможенному органу товар и лишь после фактического вывоза товара подается полная грузовая таможенная декларация.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 16581/07 от 04.03.2008 г., для решения вопроса о надлежащей налоговой ставке при обложении налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг, поименованных в п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ и иных подобных услуг, необходимо соотнести даты оказания услуг и помещения товаров под таможенный режим экспорта. При этом под датой помещения товара под таможенный режим экспорта понимается дата выпуска товара в таможенном режиме экспорта, проставляемая на временных таможенных декларациях.
Как видно из материалов дела и существа оказанных услуг, поименованных как обеспечение транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтики, следует, что в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ данные услуги облагаются налоговой ставкой НДС - 0%, как непосредственно связанные с транспортировкой экспортного товара, по следующим основаниям.
В адрес общества на основании договора N 0006007/13-8Н/1222-3 от 22.12.2005 г. ОАО "АК "Траннефть" выставлены счета-фактуры за агентское вознаграждение по обеспечению транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии N 06/24/06540 от 31.05.2006 г., N 06/24/07950 от 30.06.2006 г.
Подтверждением факта оказания услуг по обеспечению организации и координации деятельности по транспортировке нефти по территории Украины, Республики Беларусь, Республики Казахстан являются отчеты агента ОАО "АК "Транснефть".
Исследовав представленные заявителем в материалы дела ВГТД и ГТД, суд апелляционной инстанции по настоящему делу установил, что на момент оказания ОАО "АК "Транснефть" услуг по обеспечению транспортировки нефти на территории стран СНГ, данный товар (нефть) был помещен под таможенный режим экспорта, и операции по своему характеру осуществлены в отношении экспортного товара, в связи с чем в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ к данным операциям подлежит применению ставка налога на добавленную стоимость 0 %.
Следовательно, применение ОАО "АК "Транснефть" к рассматриваемым операциям по реализации услуг по транспортировке нефти ставки 18 % не соответствует налоговому законодательству.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание довод заявителя и третьего лица о том, что на момент оказания ОАО "АК "Транснефть" агентских услуг товар пересек таможенную границу Российской Федерации и его транспортировка по территории иностранных государств (стран СНГ и Балтии) не подпадает под таможенный режим экспорта.
Доводы заявителя и третьего лица со ссылкой на п.п. 5 п. 2 ст. 148 НК РФ о том, что местом реализации услуг ОАО "АК "Транснефть" по обеспечению транспортировки нефти по территории зарубежных государств является территория Российской Федерации, противоречат положениям п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ и приведенным правовым позициям Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
При реализации спорных услуг ОАО "АК "Транснефть" дополнительно к цене реализуемых услуг обязано было предъявить к оплате обществу соответствующую сумму НДС, выставляя счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки 0 % в порядке ст.ст. 168, 169 НК РФ.
В спорных счетах-фактурах N 06/24/06540 от 31.05.2006 г., N 06/24/07950 от 30.06.2006 г. указана налоговая ставка 18 %, налог исчислен по данной ставке, что свидетельствует о неправильном исчислении ОАО "АК "Транснефть" суммы НДС с операций по оказанию агентских услуг по транспортировке нефти на территории стран СНГ и Балтии. Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению произвольно изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму НДС, исчисленного к уплате в соответствии со ст. 166 Кодекса на сумму налоговых вычетов, которыми является сумма НДС предъявленная при приобретении поставщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, а также НДС уплаченный на таможне.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени).
В соответствии с п.п. 10, 11 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре в составе прочих реквизитов должны быть указаны: налоговая ставка и сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
Из п. 2 ст. 169 НК РФ следует, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением п. 5 ст. 169 Кодекса не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Поскольку счета-фактуры N 06/24/06540 от 31.05.2006 г., N 06/24/07950 от 30.06.2006 г. выставлены с указанием неправильной ставки НДС 18 %, они не соответствуют требованиям ст.ст. 169, 172 НК РФ и не могут служить основанием для принятия к вычету заявленных сумм налога.
Аналогичная правовая позиция применительно к рассматриваемому эпизоду изложена Федеральным арбитражным судом Московского округа в постановлениях по делам N КА-А40/5476-08 от 24.06.2008г., NКА-А40/11247-06-2 от 30.01.2007г., NКА-А40/5619-08 от 02.07.2008г., NКА-А40/10678-06 от 07.11.2006г., NКА-А40/8960-06 от 25.09.2006г., NКА-А40/7157-06 от 07.08.2006г., NКА-А40/6911-08 от 29.07.2008г., NКА-А40/6955-08 от 30.07.2008 г.
В отношении контрагентов ООО "Триэрсервис" и ООО "Меритайм-сервис" апелляционным судом установлено следующее.
Обществом (принципал) заключен агентский договор N 13-6Н/1228-2 от 28.12.2005г. с ООО "Триэрсервис" (агент), согласно п.1.1 которого агент обязуется за вознаграждение от своего имени, но за счет принципала и по его поручению совершать юридические и иные действия, обеспечивающие организацию перевалки сырой нефти принципала, в дальнейшем именуемой "Груз", на экспорт через порт Новороссийск в количестве, необходимом принципалу, в связи с чем агент, принимая на себя возникшие обязательства, сам и/или с привлечение третьих лиц.
Агент организует транспортно-экспедиционное обслуживание перевозимых грузов принципала.
В адрес общества на основании данного договора выставлены счета-фактуры за агентское вознаграждение в порту г. Новороссийск N ТР-140/06 от 10.05.2006 г., N ТР-162/06 от 24.05.2006 г.
По счету-фактуре N ТР-140/06 от 10.05.2006 г. сумма НДС составляет 431,72 USD, доля НДС, возмещаемая в июле 2006 г., - 5 678,01 руб.
По счету-фактуре N ТР-162/06 от 24.05.2006 г. сумма НДС составляет 762,14 USD, доля НДС, возмещаемая в июле 2006 г., - 10 022,23 руб.
Всего сумма НДС, заявленная к возмещению по данному контрагенту, составляет 15 700,24 руб.
Подтверждением факта оказания услуг являются представлены в материалы дела акты приема-передачи.
Также налогоплательщиком в материалы дела представлены ВГТД И ГТД.
Обществом также заключен договор N 13-6/1101-1 от 01.11.2004 г. с ООО "Меритайм-сервис" (агент), согласно п.1.1 которого принципал поручает агенту от имени, за счет и в интересах принципала, а, в необходимых случаях, от своего имени за вознаграждение подписывать соответствующие договоры (документы), производить работы и оказывать услуги по организации таможенной очистки и экспедиторского обслуживания перевалки нефти на экспорт через ООО "Спецморнефтепорт Приморск" в количестве, необходимом принципалу, а агент принимает на себя возникшие в связи с этим обязательства.
Согласно п.5.2 договора размер агентского вознаграждения агента определяется в размере 0,01 доллара США за каждую метрическую тонну, отгруженной по коносаменту нефти (масса - брутто).
В адрес общества на основании данного договора выставлены счета-фактуры за агентское вознаграждение, Приморск N 0000465 от 12.05.2006 г., N 0000479 от 19.05.2006 г., N 0000511 от 30.05.2006 г., N 0000585 от 12.06.2006 г., N 0000619 от 29.06.2006 г., N 0000639 от 29.06.2006 г., N 0000649 от 30.06.2006 г.
По счету-фактуре N 0000465 от 12.05.2006 г. сумма НДС составляет 180,2 USD, доля НДС, возмещаемая в июле 2006 г., - 2 369,6 руб.
По счету-фактуре N 0000479 от 19.05.2006 г. сумма НДС составляет 183,67 USD, доля НДС, возмещаемая в июле 2006 г., - 2 369,43 руб.
По счету-фактуре N 0000511 от 30.05.2006 г. сумма НДС составляет 151,11 USD, доля НДС, возмещаемая в июле 2006 г., - 0,74 руб.
По счету-фактуре N 0000585 от 12.06.2006 г. сумма НДС составляет 185,67 USD, доля НДС, возмещаемая в июле 2006 г., - 2 385,45 руб.
По счету-фактуре N 0000619 от 29.06.2006 г. сумма НДС составляет 162,58 USD, доля НДС, возмещаемая в июле 2006 г., - 0,77 руб.
По счету-фактуре N 0000639 от 29.06.2006 г. сумма НДС составляет 36,72 USD, доля НДС, возмещаемая в июле 2006 г., - 472,41 руб.
По счету-фактуре N 0000649 от 30.06.2006 г. сумма НДС составляет 0,08 USD, доля НДС, возмещаемая в июле 2006 г., - 0,98 руб.
Всего сумма НДС, заявленная к возмещению по данному контрагенту, составляет 7 599,38 руб.
Подтверждением факта оказания услуг являются представленные в материалы дела акты приема-передачи.
Также налогоплательщиком в материалы дела представлены ВГТД И ГТД.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и пояснения сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что данные услуги непосредственно связаны с погрузкой и транспортировкой товара на экспорт, подлежат налогообложению по ставке 0%.
То обстоятельство, что поставщик обозначенных услуг, выполняя функции агента, не занимался непосредственно перевалкой, привлекая для этих целей другие организации, само по себе не свидетельствует об отсутствии связи оказанных услуг с экспортом, поскольку перевалка в порту производилась именно в отношении экспортированной нефти.
Согласно Разделу VII Приказа ФТС РФ от 02.12.2005 г. N 1132 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, и товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами" для оформления поручения на отгрузку экспортируемых товаров заинтересованное лицо предоставляет в том числе лист с обозначением "2" комплектов ТД1 и ТД2 или лист с обозначением "2/7" комплектов ТД3 и ТД4 ГТД либо иной документ, используемый в качестве таможенной декларации в соответствии с установленным порядком.
Таким образом, погрузка товара в порту Новороссийск на танкер для вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации осуществлялась с разрешения таможенных органов.
Обязательным документом для выдачи поручения на погрузку является осуществление процедуры декларирования.
Следовательно, услуга (агентское вознаграждение) была оказана после помещения товара под таможенный режим экспорта.
Применение российскими перевозчиками и предъявление экспортеру НДС по налоговой ставке 18% дополнительно к цене оказываемых услуг на основании ст. 168 НК РФ противоречит принципу равенства налогообложения, поскольку допускает возможность различного применения положения п.п. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса к налогоплательщикам.
Таким образом, при реализации товаров (работ, услуг), подлежащей налогообложению НДС по налоговой ставке 0%, счета-фактуры, выставленные с налоговой ставкой, не соответствующей положениям п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, являются несоответствующими требования, установленным п.п. 10 и п.п. 11 п. 5 ст.164 НК РФ, и, следовательно, в соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ не могут быть основанием для принятия налогоплательщиком предъявленным ему продавцами сумм налога на добавленную стоимость к вычету.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене. В удовлетворении требований ОАО "Татнефть" им В.Д. Шашина о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 07.05.2008 г. N 52/-02-17/1179/877 в части отказа в возмещении НДС за июнь 2006 года в сумме 338 499,75 руб. следует отказать.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ, главой 25.3 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.12.2008г. по делу N А40-51875/08-116-126 отменить.
В удовлетворении требования ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 07.05.2008 г. N 52/-02-1179/877 в части пункта 3 об отказе в возмещении НДС за июль 2006 г. в сумме 338 499,75 руб. отказать.
Взыскать с ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
С.Н. Крекотнев |
Судьи |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-51875/08-116-126
Истец: ОАО "Татнефть" им. В.Д.Шашин
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве, ОАО "ТК"Транснефть"
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-1192/2009