город Москва |
Дело N А40-50971/08-46-475 |
24 марта года |
N 09АП-573/2009-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2009 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева
судей Т.К. Афанасьевой, А.И. Трубицына
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.А. Рыжиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МЧС РОССИИ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.2008 г.
по делу N А40-50971/08-46-475 по иску ОАО "Ростелеком" к Российской Федерации в лице МЧС РОССИИ о взыскании 11 163, 03 руб.
при участии:
от истца: И.А. Ковалева - доверенность N 12-112 от 20.02.2007г.
от ответчика: О.В. Никитина - доверенность N 59-22-24 от 17.02.2009г., Л.И. Круковская - доверенность N 59-16-24 от 17.02.2009г.
УСТАНОВИЛ
ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий бедствий (МЧС России) о взыскании 11 163 руб. - задолженности по оплате оказанных услуг связи за период с января 1997 г. по декабрь 2000 г. на основании договора N 2100/98-13 от 01.01.1998г., согласно ст.ст. 12, 120, 214, 399 ГК РФ., ст. 158 БК РФ.
Решением от 25.11.2008г. суд первой инстанции исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Ответчик - Российская Федерация в лице Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий бедствий (МЧС России) с принятым решением не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт об отказе ОАО "Ростелеком" в иске полностью.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции при вынесении решения не учел положения ст. 126 ГК РФ и необоснованно возложил ответственность по долгам МЧС Московской области на Российскую Федерацию в лице МЧС России, не исследовав вопрос о том, кто является собственником имущества должника и главным распорядителем средств областного бюджета.
Согласно копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, МЧС по Московской области, зарегистрировано Администрацией Московской области на основании Распоряжения Губернатора Московской области N 215-ПГ от 09.10.2002. Согласно Положения о МЧС по Московской области - оно является специальным органом при Правительстве Московской области.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей явившихся сторон, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.2008г. подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, иск заявлен о субсидиарной ответственности Российской Федерации в лице МЧС России на основании ст. 120 ГК РФ. В соответствии с п. 1 данной статьи учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая или полностью или частично. В силу п. 2 этой же статьи учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Согласно п.1.2. Положения о Главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Московской области утвержденного постановлением Губернатора Московской области N 54-ПГ от 27.03.1997г.., действовавшего в течение периода образования основного долга, взысканного решением арбитражного суда г. Москвы от 10.05.2007г.. по делу N А40-1378/07-68-14 Главное управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Московской области функционирует в качестве структурного подразделения Администрации Московской области как в мирное так и в военное время.
Таким образом, приняв решение о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий бедствий (МЧС России) 11 163 руб. 03 коп. - задолженности по оплате оказанных услуг связи за период с января 1997 г. по декабрь 2000 г. в порядке субсидиарной ответственности Российской Федерации без привлечения к участию в деле публично-правового образования Московской области в структуру исполнительных органов которого входило Главное управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Московской области во время образования основной задолженности, суд фактически принял решение об отсутствии обязанностей Московской области по отношению к основному должнику без привлечения Московской области в лице уполномоченного органа к участию в настоящем деле, что в соответствии с п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ является безусловным основанием к отмене состоявшегося решения. При этом не может быть принята во внимание ссылка истца на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2007г. по делу N А40-11015/07-104-58,как имеющее преюдициальное значение. Поскольку фактическими обстоятельствами дела N А40-11015/07-104-58, являлось привлечение к субсидиарной ответственности Московской области за долги основного должника (МЧС по Московской области) взысканные по решению Арбитражного суда г. Москвы от 07.09.2005г. по делу N А40-38499/05-62-304, то есть за другой период образования задолженности. Учитывая изложенное, к участию в деле было необходимо привлечь Московскую область как субъект Российской Федерации в лице Правительства Московской области и Министерства финансов Московской области. В соответствии с ч. 5 ст. 270 АПК РФ, при отмене решения по основаниям, предусмотренным в ч. 4 данной статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 51 АПК РФ, по инициативе суда может быть привлечено к участию в деле третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на его права и обязанности по отношению к одной из сторон.
Судебная коллегия считает необходимым привлечь для рассмотрения настоящего дела третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Главное управление МЧС России по Московской области. На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 и частью 5 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 ноября 2008 года по делу N А40-50971/08-46-475 отменить.
Назначить дело к рассмотрению по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции на 22 апреля 2009 г. в 10 час. 30 мин. в помещении суда: по адресу: 127994, г. Москва, пр-д Соломенной сторожки, д. 12, зал N 8 (каб 202).
Привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Московскую область в лице Правительства Московской области и Министерства финансов Московской области; Главное управление МЧС России по Московской области, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Московской области, Министерство имущества Московской области, территориальное управление ФАУГИ по г. Москве.
Истцу направить копию искового заявления вновь привлеченным третьим лицам.
Московской области в лице Правительства Московской области и Министерства финансов Московской области предоставить информацию об уполномоченном органе, исполняющем функции главного распорядителя средств бюджета Московской области в 2009 г. с приложением подтверждающих документов.
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве предоставить информацию из реестра федерального имущества, какое имущество принадлежит (либо принадлежало) на вещном праве Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Московской области (Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Московской области) с приложением правоустанавливающих документов по имуществу.
Министерству имущественных отношений Московской области представить информацию из реестра имущества Московской области, какое имущество принадлежит (либо принадлежало) на вещном праве Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Московской области (Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Московской области) с приложением правоустанавливающих документов по имуществу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Московского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Т.К. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-50971/08-46-475
Истец: ОАО "Ростелеком"
Ответчик: МЧС РОССИИ
Третье лицо: ОАО "Ростелеком"