г.Москва |
Дело N А40-59837/08-156-434 |
26 марта 2009 г. |
N 09АП-3254/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.03.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Якутова Э.В., Веклича Б.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кальщиковой А.П.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Мосавтостекло"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.01.2009
по делу N А40-59837/08-156-434 судьи Гданской Т.В.
по заявлению ОАО "Мосавтостекло"
к Департаменту земельных ресурсов г.Москвы
третье лицо: Правительство Москвы
о признании незаконными отказа в рассмотрении заявления, обязании подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Богачева А.С. по доверенности от 16.12.2008, паспорт 45 06 259209;
представителя Департамента земельных ресурсов города Москвы Монаховой А.А. по доверенности от 24.12.2008 N 33-И-3118/8, удостоверение N 837;
представителя Правительства Москвы Однокурцевой Е.А. по доверенности от 05.09.2008 N 4-47-12053/8, удостоверение N 376,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 13.01.2009, принятым по настоящему делу, ОАО "Мосавтостекло" отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 07.08.2008 N 33-ИТ5-1343/8 в рассмотрении вопроса об оформлении земельного участка площадью 10200 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Дербеневская, вл.7, кадастровый номер 77:05:01001:061, в собственность заявителя на возмездной основе в целях реализации исключительного права заявителя, и обязании Департамента в месячный срок подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка, в соответствии со статьями 36, 37 ЗК РФ, ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на правомерность действий Департамента земельных ресурсов города Москвы по отказу в принятии заявления ОАО "Мосавтостекло" от 06.08.2008 к рассмотрению ввиду представления заявителем неполного комплекта документов, определенного регламентом подготовки запрашиваемого документа. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности требований заявителя об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ОАО "Мосавтостекло" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы указывает на то, что Общество является собственником зданий, расположенных по адресу: г.Москва, ул.Дербеневская, д.7, стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, общей площадью 21450,4 кв.м., и обратился в уполномоченный орган - Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об оформлении земельного участка общей площадью 10200 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Дербеневская, вл.7, используемого на основании договора аренды от 31.08.2000 под эксплуатацию административно-производственных зданий и сооружений. Кроме того, считает, что в соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, указанных в п.5 ст.36 ЗК РФ. Пояснил, что поскольку документы заявителя были приняты и зарегистрированы в режиме "одного окна", отказ Департамента, оформленный отдельным документом за подписью должностного лица, является отказом по существу, то есть отказом в рассмотрении вопроса о предоставлении спорного земельного участка.
Представитель Департамента земельных ресурсов Москвы в судебном заседании возражал против доводов и требований апелляционной жалобы, просил оставить судебное решение без изменения. При этом считает, что заявление ОАО "Мосавтостекло" о предоставлении земельного участка в собственность не было принято в режиме "одного окна", что подтверждается отсутствием отметки о приеме на заявлении. Указал, что к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность заявитель не приложил кадастровый паспорт земельного участка, а приложил кадастровую выписку. Считает, что спорный земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, подлежат переформированию в части исключения участка в УДС.
Представитель Правительства Москвы в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, а также доводы, изложенные представителем Департамента земельных ресурсов города Москвы. Пояснил, что невозможность рассмотрения заявления не является отказом в предоставлении земельного участка. Указал, что Префектура округа не направляла отказ заявителю, в связи с чем ссылки заявителя на неправомерный отказ необоснованны. Считает, что факт наличия у заявителя в собственности здания, без учета положений законодательства РФ и города Москвы, не является безусловным основанием для заключения договора купли-продажи земельного участка, занимаемого им.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Мосавтостекло" является собственником зданий, расположенных по адресу: г.Москва, ул.Дербеневская, д.7 стр.1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, общей площадью 21450,4 кв.м., что подтверждается соответствующими свидетельствами о регистрации права собственности (том 1 л.д.9-20).
31.08.2000 между ОАО "Мосавтостекло" и Департаментом земельных ресурсов города Москвы заключен договор долгосрочной аренды земельного участка N М-05-015826, предметом которого, согласно условиям п.1.1, является земельный участок (кадастровый номер 770501001061), площадью около 10100 кв.м., имеющий адресные ориентиры: г.Москва, Дербеневская, вл.7, предоставляемый в аренду для использования территории под эксплуатацию административно-производственных зданий и сооружений. Пунктом 2.1 договора аренды земельного участка определено, что договор заключен сроком на 49 лет.
Границы земельного участка указаны на прилагаемом к договору плане участка (приложение N 2), являющемся составной и неотъемлемой частью договора (п.1.3).
Пункт 1.4 договора содержит перечень расположенных на передаваемом в аренду земельном участке зданий и строений.
30.11.2001 Москомземом и заявителем подписано дополнительное соглашение к данному договору аренды N М-05-015826, которым в названный договор внесены изменения, в том числе: в части указания в п.1.1 договора площади передаваемого в аренду земельного участка - 10200 кв.м. (п.1.1 соглашения); п.1.3 договора изложен в следующей редакции: "Границы участка указаны на прилагаемом к Дополнительному соглашению от 30.11.2001 к договору от 31.08.2000 N М-05-015826 плане границ участка (приложения 2 и 2а). План границ является составной и неотъемлемой частью договора аренды" (п. 1.2 соглашения); раздел 4 договора дополнен пунктом следующего содержания: "Часть участка, площадью 144 кв.м. (Р2 на плане), расположенная в пределах линий градостроительного регулирования, предоставляется без права возведения капитальных строений и сооружений" (п.1.3 соглашения).
06.08.2008 Общество обратилось в Департамент земельных ресурсов г.Москвы с заявлением о рассмотрении вопроса о предоставлении в собственность земельного участка площадью 10200 кв.м. с адресными ориентирами: г.Москва, ул.Дербеневская, вл.7, в границах по указанному договору в целях реализации исключительного права на приватизацию данного земельного участка (том 1 л.д.40).
При этом заявитель приложил к заявлению: учредительные и регистрационные документы, документы о назначении руководителя Общества, свидетельства о государственной регистрации права собственности на здания, договор аренды от 31.08.2000 N М-05-015826, дополнительное соглашение к договору от 30.11.2001, а также кадастровую выписку о земельном участке от 15.07.2008 N 77-5/08-56891.
Письмом от 07.08.2008 N 33-ИТ5-1343/8 (том 1 л.д.42) Территориальное управление в ЮАО Департамента земельных ресурсов города Москвы отказало в рассмотрении заявления ОАО "Мосавтостекло" от 06.08.2008, поданного в службу "одного окна", по причине отсутствия проекта межевания территории промышленной зоны N 1 (Павелецкая).
Письмом от 17.09.2008 N 1066-А/01-045 ОАО "Мосавтостекло" направило Департаменту земельных ресурсов г.Москвы для подписания проект договора купли-продажи.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из правомерности действий Департамента земельных ресурсов города Москвы по отказу в принятии заявления ОАО "Мосавтостекло" от 06.08.2008 к рассмотрению ввиду представления заявителем неполного комплекта документов, определенного регламентом подготовки запрашиваемого документа.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п.5 ст.36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка) установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Правила передачи земельных участков на территории города Москвы определяются в соответствии с Порядком передачи земельных участком на территории города Москвы в частную собственность и формирования земельных участков, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории Москвы в частную собственность".
В соответствии с п.8 данного Порядка решение о предоставлении земельного участка в собственность заявителя принимается Правительством Москвы или префектами административных округов города Москвы в соответствии с установленным разграничением полномочий между ними.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков, в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Согласно ст.10 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 13 Закона г.Москвы от 26.02.1997 N 5 "О Правительстве Москвы" таким исполнительным органом государственной власти является Правительство Москвы, осуществляющее государственное управление в области земельных отношений и приватизации собственности г.Москвы.
В соответствии с п.5 Постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории г.Москвы в частную собственность" решения о безвозмездной передаче или продаже земельных участков в собственность принимаются Правительством Москвы.
Указанным Постановлением Правительством Москвы определен орган исполнительной власти в его составе, и в соответствии с п.9 данного Постановления Департаменту земельных ресурсов города Москвы предоставлены полномочия по осуществлению приема и рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц, сбор необходимых документов и материалов для принятия решений о предоставлении земельных участков, подготовку проектов решений о предоставлении земельных участков в частную собственность.
В настоящем случае отказ Департамента земельных ресурсов г.Москвы в рассмотрении заявления мотивирован тем, что в комплекте документов отсутствует проект межевания территории промышленной зоны N 1 (Павелецкая).
Между тем названное Постановление N 431-ПП не содержит требования о необходимости представления лицом, обратившимся с заявлением о представлении земельного участка на праве собственности, проекта межевания территории.
Отсутствует требование о необходимости представления такого документа и в Приказе Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370, которым утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
При таких обстоятельствах апелляционным судом не принимается как необоснованная ссылка Департамента земельных ресурсов г.Москвы и Правительства г.Москвы на правомерность отказа в рассмотрении заявления Общества по причине того, что Обществом к заявлению был приложен неполный пакет необходимых документов.
Более того, согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 4 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Исходя из изложенного, оспариваемый отказ ДЗР г.Москвы в рассмотрении вопроса об оформлении земельного участка площадью 10200 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Дербеневская, вл.7, в собственность заявителя является незаконным, необоснованным и нарушает права и интересы Общества, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Что касается доводов Департамента относительно того, что к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность заявитель не приложил кадастровый паспорт земельного участка, а приложил кадастровую выписку, а также что в составе спорного земельного участка находится земельный участок улично-дорожной сети, то они не приняты апелляционным судом.
Предметом спора по настоящему делу является отказ Департамента в рассмотрении заявления Общества о предоставлении земельного участка в собственность, а не отказ в предоставлении участка в собственность. Оспариваемый же отказ в рассмотрении заявления мотивирован лишь отсутствием проекта межевания территории промышленной зоны N 1 и ничем иным. Следовательно, анализ наличия либо отсутствия иных документов, необходимых для решения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность, не входит в предмет доказывания по настоящему делу.
Соответственно, не подлежит удовлетворению требование Общества об обязании Департамента подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка, поскольку пакет документов, представленный в Департамент, не был им рассмотрен и исследован, и Департаментом не был дан отказ в предоставлении земельного участка в собственность заявителя.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает необходимым признать незаконным оспариваемый отказ ДЗР г.Москвы в рассмотрении вопроса об оформлении земельного участка площадью 10200 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Дербеневская, вл.7, в собственность заявителя, и в соответствии с ч.4 ст.201 АПК РФ в порядке устранения допущенных нарушений прав и интересов заявителя обязать ответчика рассмотреть заявление Общества о предоставлении в собственность данного земельного участка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В части отказа в удовлетворении требований Общества об обязании Департамента в месячный срок подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.01.2008 по делу N А40-59837/08-156-434 изменить.
Признать незаконным отказ Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 07.08.2008 N 33-ИТ5-1343/8 в рассмотрении вопроса об оформлении земельного участка площадью 10200 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Дербеневская, вл.7, кадастровый номер 77:05:01001:061, в собственность ОАО "Мосавтостекло".
Обязать Департамент земельных ресурсов г.Москвы рассмотреть заявление ОАО "Мосавтостекло" о предоставлении в собственность земельного участка площадью 10200 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Дербеневская, вл.7, кадастровый номер 77:05:01001:061 в собственность ОАО "Мосавтостекло".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Б.С.Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59837/08-156-434
Истец: ОАО "Мосавтостекло"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Правительство города Москвы