Обратная связь
На вопросы читателей по налоговому законодательству отвечает доцент кафедры международного права юридического факультета Московского гуманитарного университета кандидат юридических наук Н.В. Герасименко.
Могут ли материалы, полученные сотрудниками милиции, послужить основанием для взыскания налоговой инспекцией недоимки с налогоплательщика?
Налоговый контроль является функцией налоговых органов, которые действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 30 НК РФ). В случаях перемещения товаров через таможенную границу РФ таможенные органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов по взиманию налоговых платежей (ст. 34 НК РФ).
Полномочия органов внутренних дел, реализуемые ими в процессе осуществления налогового контроля, установлены в ст. 36 НК РФ. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговых проверках. Иногда органы внутренних дел самостоятельно выявляют обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных Кодексом к компетенции налоговых органов. В таком случае правоохранительные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия необходимого решения.
Исходя из полученных сведений, налоговый орган проводит собственную налоговую проверку (ст. 87 НК РФ), и только на основании ее результатов вправе принимать решение о взыскании недоимки (постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 февраля 2006 г. N А56-9742/2005).
Каков порядок обложения налогом на добавленную стоимость осуществляемых на основании договора комиссии операций по реализации товаров для официального использования дипломатическими представительствами?
Реализация товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического либо административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов в случаях:
а) если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств РФ, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (и проживающих вместе с ними членов их семей);
б) если такая норма предусмотрена в международном договоре РФ.
Перечень иностранных государств, на которых распространяется действие вышеуказанного положения подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов РФ, порядок применения данной нормы - Правительством РФ.
В силу п. 12 ст. 165 НК РФ порядок применения налоговой ставки 0 процентов, установленной международными договорами РФ, при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, действующими на территории РФ, определяется Правительством РФ.
Из письма ФНС России от 19 октября 2005 г. N ММ-6-03/886 следует, что организация или индивидуальный предприниматель выставляют иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам счета-фактуры с пометкой "Для дипломатических нужд" и указанием нулевой налоговой ставки при наличии:
- договора, заключенного с дипломатическим представительством на поставку товаров (работ, услуг), включающего спецификацию поставляемых товаров (работ, услуг) с указанием их стоимости;
- официального письма дипломатического представительства за подписью главы представительства или лица, его замещающего. Письмо должно быть заверено печатью представительства. Необходимо также указать наименования, юридические адреса организаций или фамилию, имя, отчество и место жительства индивидуального предпринимателя, реализующего товары (работы, услуги). Наличие этого письма является подтверждением, что данные товары (работы, услуги) предназначены для официального использования дипломатическим представительством.
Индивидуальные предприниматели помимо вышеназванных должны представлять в налоговые органы дополнительные документы (либо их копии, заверенные в установленном порядке), что позволяет учитывать специфику деятельности данной категории налогоплательщиков. К этим документам относятся:
- заверенные в установленном порядке копии платежного документа и приходного кассового ордера. Они подтверждают фактическое перечисление дипломатическим или приравненным к ним представительствам денежных средств в оплату определенных товаров (работ, услуг);
- счет-фактура (либо его заверенная копия), выписанный дипломатическому или приравненному к нему представительству, в котором указано, что товары (работы, услуги) были реализованы с применением нулевой налоговой ставки.
Организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, вправе производить налоговые вычеты в порядке, предусмотренном ст. 171, п. 3 ст. 172 и п. 4 ст. 176 НК РФ. Суммы налога на добавленную стоимость принимаются к вычету при наличии соответствующего пакета документов и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164 Кодекса. Статья 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" предусматривает некоторое усовершенствование данного порядка. Соответствующие изменения вступят в силу с 1 января 2007 г.
С учетом положений ст. 990 и 999 Гражданского кодекса РФ налогоплательщик-комитент при реализации товаров для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами через комиссионера может применять налоговые вычеты, соблюдая требования НК РФ. Как указано в письме ФНС России от 11 августа 2005 г. N 03-4-03/1394/28, передача комитентами принадлежащих им на праве собственности товаров комиссионерам по договорам комиссии для дальнейшей реализации представляет собой один из способов поставки товаров, предназначенных для использования последними в предпринимательской деятельности. Поэтому в рассматриваемой ситуации при реализации товаров через комиссионера по договору комиссии налогоплательщик-комитент имеет право на применение налоговой ставки 0 процентов, если у него находятся следующие документы:
- договор комиссии (копия договора) налогоплательщика-комитента с комиссионером на реализацию товаров;
- договор на поставку товаров, заключенный от имени комиссионера;
- официальное письмо дипломатического представительства с указанием наименования и реквизитов продавца товаров, подтверждающего, что данные товары предназначены для официального использования дипломатическим представительством;
- платежные документы (их копии), подтверждающее фактическое поступление средств от иностранного дипломатического представительства на счет комиссионера.
Имеют ли право налоговые органы взимать налог на добавленную стоимость с операций по безвозмездному распространению продукции СМИ?
В силу п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
При этом под реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем следует понимать передачу на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. А в случаях, предусмотренных Кодексом (как правило, частью второй НК РФ), передачу права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, или оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе. В связи с этим безвозмездное распространение продукции СМИ является объектом обложения налогом на добавленную стоимость, а взимание налога осуществляется в общеустановленном порядке (письма ФНС России от 31 марта 2005 г. N 03-1-03/474/13 и от 19 октября 2005 г. N ММ-6-03/886).
От редакции: Редакция напоминает, что данная рубрика предназначена исключительно для ответов на вопросы читателей. Вопросы можно направлять по нашему почтовому или электронному адресам, которые указаны на первой странице журнала. Вопросы по налоговому законодательству следует снабдить пометкой: "В рубрику "Обратная связь" для Н.В. Герасименко".
Н.В. Герасименко,
доцент кафедры международного права юридического
факультета Московского гуманитарного университета
кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", N 4, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обратная связь
Автор
Н.В. Герасименко - доцент кафедры международного права юридического факультета Московского гуманитарного университета кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", 2006, N 4