г. Москва |
Дело N А40-87647/08-139-409 |
13 апреля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катунова В.И.,
судей Седова С.П., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Прибытковым Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества Нефтегазовая компания "РуссНефть" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2009 по делу N А40-87647/08-139-409, принятое судьёй Корогодовым И.В.,
по иску (заявлению) Открытого акционерного общества Нефтегазовая компания "РуссНефть" к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения налогового органа
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Масгутов А.Ш. по доверенности от 24.11.2008 N Д-332, паспорт 45 07 772399 выдан 08.02.2005;
от ответчика (заинтересованного лица) - Покидова Н.А. по доверенности от 02.02.2009 N 37, удостоверение УРN 431198
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2009 Открытому акционерному обществу Нефтегазовая компания "РуссНефть" (далее - заявитель, общество) полностью отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - налоговый орган, инспекция) от 12.09.2008 N 52-13-14/743 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость за июнь 2007 года в размере 83 271 руб.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что фактически ОАО "АК "Транснефть" оказывало заявителю услуги по организации транспортировки помещенной под таможенный режим экспорта нефти, в связи с чем данные услуги должны были облагаться по налоговой ставке 0 процентов.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, в связи с неправильным применением норм материального права (ст. 270 АПК РФ).
В апелляционной жалобе настаивает на том, что оказанные услуги по обеспечению транспортировки не подпадают под перечень услуг, указанный в пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), поскольку не связаны непосредственно с передвижением товара (транспортировкой), в связи с чем данные услуги согласно положениям п. 3 ст. 164 НК РФ подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (НДС) по ставке в размере 18 процентов.
Налоговый орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителя заявителя, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, представителя налогового органа, просившего оставить решение без изменения, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела, общество 11.02.2008 представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за июнь 2007 года.
По результатам проведенной камеральной проверки налоговым органом вынесено решение от 12.09.2008 N 52-13-14/743, согласно которому в оспариваемой части обществу отказано в применении налоговых вычетов за июнь 2007 года и в возмещении НДС в размере 83 271 руб. в связи с неправомерным предъявлением поставщиком в счетах-фактурах, дополнительно к цене реализуемых услуг НДС по налоговой ставке 18 процентов.
Инспекцией также вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.09.2008 N 52-13-14/742, которым отказано в привлечении общества к налоговой ответственности.
Инспекция ссылается на то, что счета-фактуры, оформленные с нарушением п. 5 ст. 169 НК РФ, а именно неправомерным предъявлением дополнительно к цене реализуемых услуг НДС по налоговой ставке 18 %, не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету. Нарушены п. 1 ст. 164, п. 5 ст. 169, ст. 171 и 172 НК РФ. Налогоплательщик, оказывающий услуги агента по обеспечению транспортировки экспортированной с территории Российской Федерации нефти по территории стран СНГ и Балтии, не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством Российской Федерации ставку налога.
Решение инспекции в оспариваемой части является законным, обоснованным, соответствует НК РФ по следующим основаниям.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что ОАО "АК "Транснефть" по договору с заявителем N 0007290 от 20.12.2006 за оказанные услуги выставлен счет-фактура N 07/17/05604 от 31.05.2007 на сумму НДС в размере 79 145,01 руб.; по договору N0006290 от 22.12.2005 выставлен счет-фактура N06/24/15514 от 31.12.2006 на сумму НДС в размере 4 126,48 руб.
Усматривается, что оказание агентских услуг по обеспечению транспортировки, нефти по территории стран СНГ и Балтии применена налоговая ставка 18%.
Суд апелляционной инстанции отклоняет изложенный в апелляционной жалобе довод заявителя о том, что оказываемые агентские услуги не подпадают под перечень услуг, указанный в п.1 ст. 164 НК РФ, так как оказанные агентские услуги не связаны непосредственно с передвижением товара (транспортировкой), а заключаются в подборе организаций, осуществляющих транспортировку нефти трубопроводным транспортом за пределами РФ и подписании с ними соответствующих договоров, в связи со следующим.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Подпункт 2 п. 1 данной статьи распространяет действие данного правила также на операции по реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией указанных товаров. К таким работам (услугам) относятся, в частности, работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).
Усматривается, что в соответствии с договором N 0007290//33960-10/07-70 от 20 декабря 2006 "Об оказании услуг по транспортировке нефти на 2007 год, заключенным между ОАО "АК "Транснефть" и заявителем, ОАО "АК "Транснефть" обязуется как агент в порядке и на условиях, определенных договором, совершать от своего имени, но за счет заявителя, юридические и иные действия по обеспечению транспортировки нефти заявителя по территории Республики Беларусь, Украины и Республики Казахстан за агентское вознаграждение, увеличенное на сумму налога на добавленную стоимость.
Из этого следует, что оказанные ОАО "АК "Транснефть" заявителю услуги непосредственно связаны с внешнеэкономической деятельностью общества, в связи с чем подпадают под действие пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, и должны облагаться налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, которую заявитель не вправе произвольно изменять по своему усмотрению.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 4 апреля 2006 N 15865/05, применение российскими перевозчиками и предъявление экспортеру налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов дополнительно к цене оказываемых услуг на основании ст. 168 НК РФ противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность различного применения положения пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ к налогоплательщикам.
Следовательно, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные ОАО "АК "Транснефть" (агентом) в счетах-фактурах, выставленных в адрес заявителя (покупателя) при оплате им агентского вознаграждения за организацию транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии с указанием налоговой ставки налога на добавленную стоимость 18 процентов, не могут предъявляться к возмещению (зачету) из бюджета.
При реализации товаров (работ, услуг), подлежащей обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, счета-фактуры, выставленные с налоговой ставкой, не соответствующей пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, являются несоответствующими требованиям, установленным пп. 10 и пп. 11 п. 5 ст. 164 НК РФ и, следовательно, в соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ не могут быть основанием для принятия налогоплательщиком предъявленным ему продавцами сумм налога на добавленную стоимость к вычету.
Данная позиция соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 20 декабря 2005 N 9263/05.
Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 19.01.2005 N 41-О указал, что налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов также при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац первый подпункта 2 пункта 1 статьи 164). Это правило распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы и услуги, а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем (абзац второй подпункта 2 пункта 1 статьи 164).
Из этого следует, что при оценке правомерности применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо рассматривать в системной связи, т. е. неразрывно, с положениями подпункта 1 того же пункта, поскольку они регулируют единый комплекс правоотношений, касающихся особенностей налогообложения операций по реализации товаров и связанных с процессом их производства и реализации работ и услуг. Подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации определяют, что порядок обложения налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов реализации работ и услуг напрямую увязывается с фактом применения к реализации товаров, в отношении которых произведены эти работы или услуги, такой же налоговой ставки - 0 процентов. Это связано с тем, что в условиях использования принципа страны назначения налогообложение добавленной стоимости, образуемой при производстве и реализации товаров, происходит на территории страны-импортера. Если товары включены в перечень товаров, реализация которых в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации облагается по налоговой ставке налога на добавленную стоимость 0 процентов, то и реализация работ и услуг, связанных с их производством и реализацией, также облагается по налоговой ставке 0 процентов.
Также усматривается, что по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 года 03.12.2007 инспекцией вынесено решение N 52/2913.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2008 по делу N А40-9666/08-151-30 заявителю отказано в применении налоговых вычетов в сумме 83 271 руб. в части оказания услуг оказанных ОАО "АК "Транснефть"
Суд пришел к выводу о том, что услуги, оказанные "ОАО "АК Транснефть" должны облагаться по налоговой ставке 0 процентов по НДС, поскольку услуги оказывались в отношении экспортируемого товара, о чем свидетельствует предмет договора, фактически ОАО "АК "Транснефть оказывало заявителю услуги по организации транспортировки помещенной под таможенный режим экспорта нефти.
Суд также отклонил ссылку общества на письмо Минфина России N 03-07-08/211 от 26.07.2007, указав, что по правилам статей 109 и 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменного разъяснения исключает вину лица в совершении налогового правонарушения, исключает привлечение к налоговой ответственности. При этом разъяснения Минфина не освобождают заявителя от уплаты налога и пени.
Из этого следует, что вопреки доводам заявителя, изложенным в апелляционной жалобе, суд первой инстанции правомерно сослался на ч. 2 ст. 69 АПК РФ, согласно которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Ссылку заявителя на ошибку в судебном решении в указании номера ВГТД следует признать бездоказательной, поскольку в части указания реквизитов первичных документов суд правильно отразил, установленные налоговым органом в ходе налоговой проверки их реквизиты, которые получили отражение на странице 18 оспариваемого решения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что судебное решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного решения.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного и ст. ст. 164, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2009 по делу N А40-87647/08-139-409 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества Нефтегазовая Компания "РуссНефть"- без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
В.И. Катунов |
Судьи |
С.П. Седов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87647/08-139-409
Истец: ОАО НК "РуссНефть"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4242/2009