г.Москва |
Дело N А40-78887/08-96-345 |
07 апреля 2009 г. |
N 09АП-3789/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.04.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.04.2009
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веклича Б.С.,
судей Якутова Э.В., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кальщиковой А.П.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "МРСК Сибири"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.02.2009
по делу N А40-78887/08-96-345 судьи Сторублева В.В.,
по заявлению Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия
к Федеральной службе по тарифам,
третье лицо: ОАО "МРСК Сибири",
о признании незаконным приказа от 23.10.2008 N 374-к,
при участии в судебном заседании:
представитель заявителя не явился, извещен;
представителя ответчика Ушанова Ч.С. по доверенности от 06.11.2008 N 8/13, удостоверение N 117; Бальжирова Б.В. по доверенности от 06.04.2009 N 6/13, удостоверение N 293;
представителя третьего лица Утенкова А.Н. по доверенности от 02.04.2008 N 15, паспорт 81 03 833087,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 02.02.2009, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия о признании недействительным приказа Федеральной службы по тарифам от 23.10.2008 N 374-к, которым отменен приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 28.12.2007 N 1/35 "О тарифах на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ОАО "МРСК Сибири" на территории Республики Бурятия "Бурятэнерго" на 2008 год".
Не согласившись с указанным решением суда, ОАО "МРСК Сибири" в апелляционной жалобе просит его отменить. Считает, что приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 28.12.2007 N 1/35 издан компетентным органом и в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем у Федеральной службы по тарифам отсутствовали основания для отмены данного приказа. Сослался на то, что ставки на содержание электрических сетей и ставки на оплату потерь не являются самостоятельными тарифами, а служат его составной частью для утверждения размера платы - непосредственно самого тарифа на передачу электрической энергии. Пояснил, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО "МРСК Сибири" не относятся ни к котловым, ни к индивидуальным, следовательно, пункты 54.1, 54.2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2, не должны применяться при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ОАО "МРСК Сибири" на территории Республики Бурятия "Бурятэнерго". Указало на невозможность введения оспариваемым приказом новых тарифов с 27.10.2008, так как это противоречит п.25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2004 N 109.
Представитель Федеральной службы по тарифам доводы жалобы не признал, указав, что оспариваемый приказ принят в пределах предоставленных Федеральной службе полномочий, соответствует требованиям законодательства о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, не нарушает прав и законных интересов заявителя. Представил письменные пояснения.
Заявителем представлен письменный отзыв на жалобу.
Рассмотрев дело в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в порядке статей 123, 156, 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва и письменных пояснений, заслушав представителей третьего лица и ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, приказом Федеральной службы по тарифам от 23.10.2008 N 374-к отменен приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 28.12.2007 N 1/35 "О тарифах на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям ОАО "МРСК Сибири" на территории Республики Бурятия "Бурятэнерго" на 2008 год". Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия приказано установить и ввести в действие с 27.10.2008 тарифы на передачу электрической энергии, о чем не позднее 06.11.2008 в письменно сообщить в Федеральную службу по тарифам.
Оспариваемый приказ мотивирован нарушением Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия при принятии приказа от 28.12.2007 N 1/35 требований п.54.1 и п.54.2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2.
В соответствии с п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п.64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям определяются путем деления необходимой валовой выручки организаций, оказывающих данные услуги (в том числе с привлечением других организаций), на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования и дифференцируются по уровням напряжения и иным критериям, установленным законодательством Российской Федерации, в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Согласно п.2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа), методические указания предназначены для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) в рамках устанавливаемых предельных уровней (минимальный и (или) максимальный) указанных тарифов и цен.
Таким образом, определенный Методическими указаниями порядок расчета тарифов и обязателен для регулирующих органов.
В соответствии с п.54.1 Методических указаний расчет единых (котловых) тарифов предусматривает определение двух ставок:
- единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за МВт заявленной мощности потребителя;
- единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения, определяемого исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации.
Расчет индивидуальных тарифов согласно п.54.2 Методических указаний предусматривает определение двух ставок:
- ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям;
- ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт-ч без разбивки по напряжениям.
Таким образом, какое-либо суммирование и тех и других ставок в указанных выше пунктах не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии с п.4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
Таким образом, гарантирующие поставщики, являясь потребителями услуг по передаче электрической энергии, должны рассчитываться с сетевыми организациями по единому котловому тарифу.
На основании изложенного, Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия приказом от 28.12.2007 N 1/35 установила тарифы на услуги ОАО "МРСК Сибири" не относящиеся ни к котловым тарифам, ни к индивидуальным тарифам, следовательно, указанные тарифы утверждены в нарушение пунктов 54.1 и 54.2 Методических указаний.
В соответствии с п.5.3.8 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332, к полномочиям Федеральной службе по тарифам относится, в частности отмена решений об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых ими с превышением полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об энергетике.
Таким образом, оспариваемый приказ принят в пределах полномочий Федеральной службе по тарифам, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильно установленные судом первой инстанции обстоятельства.
Утверждение третьего лица о нормативном характере оспариваемого акта, является ошибочным. Оспариваемый приказ носит индивидуальный характер, не устанавливает правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, и не рассчитан на неоднократное применение.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.02.2009 по делу N А40-78887/08-96-345 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-78887/08-96-345
Истец: РСТ Республики Бурятия
Ответчик: Федеральная служба по тарифам
Третье лицо: ОАО "МРСК Сибири"