Совершенствование административных процедур урегулирования споров
В целях правильного и единообразного применения положений вступившего в силу 1 января 2006 г. Федерального закона N 137-ФЗ (далее - Закон N 137-ФЗ) арбитражными судами президиум ВАС РФ издал информационное письмо от 20.02.06 г. N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 4.11.05 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (далее - Письмо).
В п. 1 Письма говорится, что согласно ч. 1 ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Законом N 137-ФЗ предусматривается иной порядок взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налоговых органов, территориальных органов ПФР без обращения в суд.
В связи с этим, отмечает президиум ВАС РФ, при обращении налоговых органов, территориальных органов ПФР в арбитражные суды после 31 декабря 2005 г. с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом N 137-ФЗ взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Согласно п. 2 Письма при рассмотрении дел арбитражным судам также следует учитывать, что отсутствие утвержденных Минфином России по согласованию с ПФР формы требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и формы решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в период с 1 января 2006 г. до момента их утверждения не является основанием для обращения территориальных органов ПФР в суд с заявлениями о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые согласно Закону N 137-ФЗ могут взыскиваться по решению указанных органов.
Далее в п. 3 Письма отмечается, что на основании ст. 3 Закона N 137-ФЗ поданные в соответствии с главой 26 АПК РФ и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления в силу указанного Закона заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые согласно Закону могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа ПФР, подлежат рассмотрению в соответствии с АПК РФ. Следовательно, если такое заявление подано в арбитражный суд до 1 января 2006 г., то дело с учетом положений ст. 114 АПК РФ рассматривается в порядке, установленном главой 26 АПК РФ.
В п. 4 Письма делается вывод о том, что по смыслу ст. 101 и 103.1 НК РФ решение о взыскании налоговой санкции является частью решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указаны основания привлечения налогоплательщика к ответственности - обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, документы и иные сведения, которые подтверждают названные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, конкретные налоговые правонарушения со ссылкой на статьи НК РФ, предусматривающие данные правонарушения и применяемые меры ответственности, которые указываются в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 101 НК РФ), а не в решении о взыскании налоговой санкции.
Президиум ВАС РФ подчеркивает, что обжалование решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) означает обжалование в том числе решения о взыскании налоговой санкции и влечет обязательное приостановление исполнения последнего. В случае обжалования в арбитражный суд решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения суд может приостановить исполнение решения на основании ч. 3 ст. 199 АПК РФ с учетом положений главы 8 АПК РФ.
Решение о привлечении налогоплательщика (иного лица) к налоговой ответственности может предусматривать не только налоговые санкции в виде штрафа, подлежащего уплате, но и взыскание недоимки по налогу и пеней, о чем налогоплательщику направляется требование (п. 4 ст. 101 НК РФ). В связи с этим при рассмотрении дел об оспаривании действий налоговых органов по взысканию во внесудебном порядке недоимки и пеней следует иметь в виду, что обязательное приостановление их взыскания в случае обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий орган НК РФ не предусмотрено.
В пп. 5, 6 и 7 Письма ВАС РФ резюмирует, что при рассмотрении дел, связанных с взысканием недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов либо с обжалованием действий по их взысканию в соответствии с положениями ст. 25 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изм., вступившими в силу с 1 января 2006 г.), полномочиями по взысканию указанных сумм наделены лишь территориальные органы ПФР, налоговые органы такими полномочиями не обладают.
Согласно абзацу 7 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном определенному НК РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном главой 15 НК РФ, включая и положения, вступившие в силу с 1 января 2006 г., о взыскании санкций в пределах установленных сумм на основании решения руководителя (его заместителя) органа.
Вместе с тем недоимка и пени по страховым взносам взыскиваются страховщиком со страхователя согласно п. 6 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ с физического лица в судебном порядке, а с юридического лица - на основании решения страховщика о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней.
При рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 1.04.96 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", следует исходить из прямого указания в этой статье на то, что взыскание данных сумм производится органами ПФР в судебном порядке.
Учитывая, что споры по искам органов ПФР к страхователям по взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов составляют одну из самых многочисленных категорий арбитражных споров, важность рассматриваемых рекомендаций президиума ВАС РФ трудно переоценить.
Н. Петухова,
консультант Правового департамента ПФР
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 19, май 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71