Как решить проблему "Черных" зарплат
См. также статью "Как решить проблему "Черных" зарплат" ("Управление персоналом", N 7, апрель 2006 г)
В настоящее время единый социальный налог платят с фонда заработной платы работодатели, что приводит к стремлению уменьшить всеми способами этот самый фонд со стороны работодателей, снизив тем самым легальную зарплату работников.
Работодатель имеет обширные возможности для такого снижения, в том числе штат квалифицированных юристов и бухгалтеров, финансовые возможности и способность в конечном счете определять окончательное содержание трудового договора, а следовательно, и указываемую в нем заработную плату.
Это породило в коммерческой сфере массовый переход к "конвертным" схемам выплаты заработной платы, без уплаты ЕСН и НДФЛ.
Заниженные сборы ЕСН порождают, в свою очередь, недофинансирование социальных функций государства, с одной стороны, и лишают возможности работника отстаивать свои права и строить равноправные отношения с работодателем, с другой стороны.
В настоящее время государственные внебюджетные фонды (ФФОМС, ТФОМС и ПФ) испытывают острую нехватку денежных средств, и, соответственно, свернуты многие программы, обеспечивающие финансирование социальных функций государства.
На сегодняшний момент бюджет РФ вынужден покрывать дефицит Пенсионного фонда. Объем средств, направляемых из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" составляет 223 117 500 000 рублей.
А сколько вообще денег теряет бюджет РФ от использования конвертных схем?
Сделать такие расчеты возможно только путем принятия определенного допущения, гипотезы, так как официальных данных о том, насколько распространена неуплата налогов, нет и, собственно, быть не может, так как субъекты такой неуплаты всемерно такую информацию скрывают.
Тем не менее нам необходимо получить хотя бы предположительные цифры потерь бюджета от неуплаты ЕСН и НДФЛ.
Представим себе модель четырехуровневой организации, состоящей из 114 человек, где-нибудь в Подмосковье.
Распределение по уровням зарплаты, например в сентябре, предположительно составит:
- 100 сотрудников на низших должностях зарабатывают от 14,5 тыс. рублей до 20,3 тыс. рублей каждый, что дает итоговую зарплату в месяц на 1-м уровне от 1450 тыс. рублей до 2030 тыс. рублей.
Из этой зарплаты работодатель официально выплачивает каждому работнику в месяц от 1 тыс. рублей до 3 тыс. рублей, что дает итоговую официальную зарплату в месяц на 1-м уровне от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей.
Для руководства таким количеством работников необходимо около 10 низовых начальников, каждый из которых получает от 29 тыс. рублей до 43,5 тыс. рублей, что дает итоговую зарплату на 2-м уровне от 290 тыс. рублей до 435 тыс. рублей.
Из этой зарплаты работодатель официально выплачивает каждому начальнику в месяц от 2,9 тыс. рублей до 4,35 тыс. рублей, что дает итоговую официальную зарплату в месяц на 2-м уровне от 29 тыс. рублей до 43,5 тыс. рублей.
Для руководства направлениями требуется не меньше 3 человек - руководителей направлений, каждый из которых получает зарплату от 58 тыс. рублей до 87 тыс. рублей, что дает итоговую зарплату на 3-м уровне от 174 тыс. рублей до 261 тыс. рублей.
Из этой зарплаты работодатель официально выплачивает каждому начальнику в месяц от 5,8 тыс. рублей до 8,7 тыс. рублей, что дает итоговую официальную зарплату в месяц на 3-м уровне от 17,4 тыс. рублей до 26,1 тыс. рублей.
Генеральный директор такой организации получает от 232 тыс. рублей до 348 тыс. рублей. Причем официально из них он получит только от 8 тыс. рублей до 12 тыс. рублей.
В итоге получается, что для организации из 114 человек из всей зарплаты за месяц, составляющей в целом от 2146 тыс. рублей до 3074 тыс., официально выплачивается от 154,4 тыс. рублей до 381,6 тыс. рублей, что составляет от 7,19% до 12,41%.
А "в черную" выплачивается за месяц от 1991,6 тыс. рублей до 2692,4 тыс. рублей, или от 87,59% до 92,81%.
За год организация из 114 человек выплатит в обход бюджета соответственно от 23 899,2 тыс. рублей до 32 308,8 тыс. рублей.
Экстраполируем эту тенденцию на Московскую область.
По данным Московской областной службы занятости на май 2005 г., численность постоянного населения Московской области составила 6,622 млн человек. Численность экономически активного населения - 3,682 млн человек. Среднесписочная численность работников по полному кругу предприятий в мае 2005 г. достигла 1984,3 тыс. человек. На крупных и средних предприятиях было занято 75,6% работающих.
Предположим, что четверть из них все-таки получают "белую" зарплату. Соответственно, останется 1125,1 тыс. человек, предположительно получающих зарплату "в конверте".
Применим эту пропорцию ко всей Московской области.
Получается, что 1125,1 тыс. человек получают в обход бюджета в течение 2005 г. от 235 868 332 631 рублей до 318 865 239 840 рублей.
А что творится в масштабах России?
По заявлению 4 ноября 2003 г. министра труда и социального развития РФ Александра Починка, в 2003 г. количество работающих в России составило 67 млн человек, но к 2020 г. это количество сократится до 50 млн человек, то есть количество работающих в России уменьшается на 1 млн человек в год.
Исходя из этих данных количество работающих в России в 2005 г. составило 65 млн человек.
Используя ту же пропорцию, что и в Московской области (75,6%), получим приблизительное количество работающих в коммерческой сфере в России - 49,14 млн человек. Предположим, что 25% из них получают полностью "белую" зарплату. Тогда останется 36,855 млн человек, получающих часть зарплаты "в конверте". Какова же величина получаемых в обход бюджета денежных средств? Таких данных не имеет на сегодня ни одно из министерств и ведомств России. Но приблизительно предположить величину таких средств мы можем. Если 1125,1 тыс. человек в Московской области предположительно получают в обход бюджета в течение 2005 г. от 235 868 332 631 рублей до 318 865 239 840 рублей, соответственно, в масштабах России 35,855 млн получили в 2005 г. в обход бюджета от 7 516 717 684 170 рублей до 10 161 686 227 300 рублей.
Посчитаем теперь потери бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов от выплат зарплат "в конвертах".
Федеральный бюджет теряет от неуплаты ЕСН, при распределении 20% от поступающих средств в пользу федерального бюджета, от 1 503 343 536 830 рублей до 2 032 337 245 460 рублей.
Предлагаю сравнить эти потери с объемом средств, направляемых из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, который в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" в сумме до 223117500 000 рублей.
Потери бюджета РФ в 2005 г. только от неуплаты ЕСН в бюджет в 9,10 (девять) раз больше, чем объем средств, направляемых из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в том же году. В целом на пенсионное обеспечение в российской федерации в соответствии с распределением расходов федерального бюджета на 2005 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской федерации выделено 127 903460 100 рублей, что в 15,89 раза меньше, чем потери бюджета РФ в 2005 г. только от неуплаты ЕСН.
Фонд социального страхования РФ теряет от неуплаты ЕСН, при распределении 3,2% от поступающих средств в пользу ФСС, от 240 534 965 893 рублей до 325 173 959 273 рублей.
в то же время в соответствии с распределением ассигнований из федерального бюджета на 2005 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации средства, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации, составляют 16 877 092 800 рублей, что в 19,27 раза меньше, чем потери Фонда социального страхования РФ от неуплаты ЕСН в 2005 г.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования теряет от неуплаты ЕСН, при распределении 0,8% от поступающих средств в пользу ФФОМС, от 60 133 741 473 рублей до 81 293 489 818 рублей.
в то же время в соответствии с распределением ассигнований из федерального бюджета на 2005 год по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации средства, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации, составляют 51 291 678 900 рублей, что в 1,58 раза меньше, чем потери Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ от неуплаты ЕСН в 2005 г.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования теряют в совокупности от неуплаты ЕСН, при распределении 2% от поступающих средств в пользу ТФОМС, от 150 334 353 683 рублей до 203 233 724 546 рублей.
Если в масштабах России 35,855 млн получили в 2005 г. в обход бюджета от 7 516 717 684 170 рублей до 10 161 686 227 300 рублей, то, соответственно, федеральный бюджет потерял от неуплаты НДФЛ от 977 173 298 942 рублей до 1 321 019 209 540 рублей.
Итого в целом бюджет РФ и государственные внебюджетные теряют от неуплаты ЕСН и НДФЛ от 2 931 519 896 820 рублей до 3 963 057 628 640 рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" (принят ГД ФС РФ 7 декабря 2005 г.) утвержден федеральный бюджет на 2006 г. по расходам в сумме 4 270 114 718,3 тыс. рублей и по доходам в сумме 5 046 137 500,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 24 380 млрд рублей.
Соответственно, в "черную дыру", образовавшуюся из-за несовершенства законодательства о ЕСН, уходят суммы, составляющие от 68,65% расходной части бюджета РФ до 92,81% расходной части бюджета РФ.
Сделанный анализ показывает, что суммы, идущие в настоящее время в обход бюджета и не попадающие в соответствующие внебюджетные фонды, достаточны не только для наполнения таких фондов, но и позволят увеличить в несколько раз финансирование социальных функций государства.
По моему мнению, вышеуказанные расчеты ясно подтверждают срочную необходимость найти причину проблем с уплатой ЕСН и НДФЛ соответственно.
А хорошо ли работникам, получающим зарплату в конверте?
Гражданин, имеющий официальную зарплату, зачастую в десять раз меньшую, чем ту, что он получает в действительности, рискует в случае любого несогласия с работодателем получить именно официальную зарплату, указанную в трудовом договоре, ведомостях на выдачу зарплаты и остальных документах.
И любой суд, в который обратится гражданин, сможет взыскать зарплату, только официально указанную в трудовом договоре, что прекрасно понимает работодатель. Тем более что в распоряжении работодателя есть целый штат юристов, бухгалтеров и финансовые возможности для оплаты услуг таких специалистов.
Даже если предположить фантастический случай, что судья примет показания коллег работника, которые не испугаются потерять работу и подтвердят величину реально получаемой работником зарплаты, и будет вынесено решение исходя из реальной зарплаты, такое решение будет непросто исполнить. Работодателю иногда дешевле зарегистрировать новое юридическое лицо, чем исполнить решение суда.
Соответственно, когда работник понимает свою беззащитность перед работодателем, ему приходится терпеть и смиряться.
Пышным цветом цветут следующие проявления беззакония:
1) увеличение рабочего дня до 10-12 часов без соответствующего повышения зарплаты;
2) оплата отпуска исходя из "белой" зарплаты;
3) предоставление отпуска не в размере 28 рабочих дней, а в значительно меньшем;
4) принудительное разделение отпуска на 2 или 3 части;
5) выплата всех компенсаций и пособий, в том числе по беременности и родам, исходя из "белой" зарплаты;
6) хамство и проявления насилия (в том числе сексуального) работодателями в отношении работников.
Растет ли благодаря этому доверие и уважение граждан к государству?
Благодарны ли граждане России государству, которое твердо стоит на защите их прав?
Ответ очевиден, как и очевидна необходимость принимать меры.
Итак, ясно, что изменение всей системы налогообложения и администрирования ЕСН, финансирования Пенсионного фонда и других государственных внебюджетных фондов давно назрело.
3. Следовательно, перед законодателями стоят две задачи:
1) найти причину, которая создает столько проблем России и ее гражданам;
2) устранить найденную причину и добиться того, чтобы зарплаты платились официально в полном объеме, а значит, и ЕСН взимался в полном объеме.
Ответим на первый вопрос.
Причиной всех потерь для РФ и ее граждан является несовершенство законодательства в сфере единого социального налога, в том числе следующие положения главы 24 НК РФ.
1. В соответствии со статьей 235 НК РФ налогоплательщиками налога признаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
Главная проблема настоящей статьи - неправильный выбор налогоплательщиков. Избранные законодателем налогоплательщики абсолютно не заинтересованы в уплате ЕСН, но имеют следующие возможности для существенного занижения, а иногда и уклонения от уплаты ЕСН:
1) возможность диктовать условия заключаемых трудовых договоров;
2) полный контроль над налоговой и бухгалтерской отчетностью;
3) возможность привлекать лучших юристов к анализу прорех в законодательстве и защите своих интересов;
4) значительно большие финансовые возможности у организаций по сравнению с обычными физическими лицами;
5) возможность заключать трудовые договора от лица "черных" юридических лиц, не имеющих никакого имущества, или от лица юридических лиц являющихся резидентами, например Британских Виргинских островов, для исключения у работника возможности взыскать даже ту урезанную зарплату, которая указана в трудовом договоре.
В то же время лица, действительно заинтересованные в уплате такого налога, - государство и работник, в соответствии с существующим законодательством не имеют реальных возможностей влиять на величину уплачиваемого ЕСН.
Работник - в связи с боязнью потерять работу.
Государство - в связи с отсутствием возможности приставить по налоговому инспектору к каждому окошечку, в котором выдают зарплату.
В результате государство теряет возможность финансировать социальные функции, а работник теряет право на достойную пенсию, эффективную медицину и другие социальные гарантии.
2. Многообразие налоговых ставок ЕСН, сложный порядок их исчисления и распределения между бюджетом и фондами делают проблематичной уплату ЕСН даже для добросовестного налогоплательщика. Удачный опыт по введению единой, плоской налоговой ставки НДФЛ можно с успехом применить и к ЕСН.
Уплата суммы налога отдельно в бюджет и отдельно в каждый из внебюджетных фондов приводит к значительным трудностям с уплатой ЕСН даже добросовестными налогоплательщиками.
Ошибка с указанием одной цифры КБК приводит к ситуации, когда деньги реально поступили в распоряжение государства, но уплаченными не считаются. Идет нагрузка на налоговые органы, суды, вынужденные решать вопросы по возврату перечисленных платежей. Проблемы возникают у налогоплательщиков, которые честно пытаются платить налоги. Получается, что если налоги не платить, проблем значительно меньше.
Есть ли вообще необходимость перегружать Налоговый кодекс распределением сумм платежей между бюджетом и внебюджетными фондами или такое распределение можно сделать в другом законе - тоже вопрос для обсуждения.
Распределять сумму уплаченного налога между получателями средств могут и должны налоговые органы.
Главная задача - максимально упростить расчет и уплату налога добросовестным налогоплательщикам.
4. Принципы, которые необходимо положить в основу совершенствования ЕСН, для устранения всех вышеперечисленных проблем:
1) налоги надо взимать с тех лиц, которые обладают меньшими возможностями по уходу от налогообложения;
2) лучше всего, когда у плательщика налога есть личная заинтересованность в уплате такого налога (например, если размер пенсии прямо связан с размером уплаченного ЕСН);
3) порядок взимания должен быть максимально простым;
4) ставка налога должна по возможности быть одинаковой для всех налогоплательщиков;
5) ставка налога должна по возможности быть низкой;
6) налог должен уплачиваться единым платежом и одним платежным поручением для исключения ошибок налогоплательщиков;
7) если есть необходимость в распределении платежей по уровням бюджетной системы, лучше, если такое распределение будет производить государственный орган, контролирующий сбор такого налога;
8) необходимо исключить возложение социальных функций на работодателя, например выплаты пособий; бизнес должен нести единственную социальную функцию - платить налоги;
9) пособия людям должно платить государство.
По моему мнению, кардинального решения проблемы "черных" зарплат нельзя добиться, используя только принцип государственного принуждения.
Пока концепция, положенная в основу взимания ЕСН, не будет выгодна как государству, так и работодателям, достичь полного решения проблемы "черных" зарплат нереально.
Считаю, что достижение такого результата возможно при следующем подходе:
1) плательщиками ЕСН должны быть работники;
2) удерживать ЕСН в качестве налоговых агентов будут работодатели;
3) выплаченная зарплата, безусловно, должна уменьшать налогооблагаемую прибыль работодателя.
Такой подход подталкивает работодателя показывать в расходах зарплату полностью. Одновременно государство получает возможность собирать ЕСН в полном объеме и финансировать ФОМС, ФСС и ПФ совершенно на другом уровне. Работник получит пенсионные отчисления с реальной зарплаты и сможет увереннее отстаивать свои права в спорах с работодателем.
А. Казаков
Экспертное мнение
В.А. Щукин,
президент АКПП,
генеральный директор ЗАО "ГАЛЛА Консалтинг Групп"
Статья в целом интересная и полезная, поскольку обозначает остроту проблемы, но в каких-то случаях вызывает и несогласие. Особенно качество цифр и их изобилие.
Например, механический перенос "прототипа" - Московской области, не самой, кстати, показательной в этом плане, на всю Россию. Если бы за основу были взяты менее благополучные регионы, то и общий результат был бы совершенно иным. Цифры, представленные в статье как итог, просто "убивают". И очень далеки от реальности.
Почему этим цифрам сложно верить? "ГАЛЛА Консалтинг Групп" в числе специализаций по консалтингу имеет реформирование систем оплаты труда как коммерческих, так и промышленных предприятий. Среди них - машиностроительные, судостроительные и судоремонтные предприятия, легкая и текстильная промышленность, оборонные предприятия и т.д. Так вот, ни на одном из консультируемых нами промышленных предприятий - с численностью от 300 до 12 000 человек - мы даже близко не видели того "беспредела", который описывается в статье.
Заявляю об этом ответственно, поскольку мы занимается не теоретизированием по поводу "черных" зарплат, а практическим бизнес-моделированием, оптимизацией фондов оплаты труда реальных людей и предприятий, а также внедрением обновленных систем оплаты труда. Вот выдержка из моей беседы с собственником одного из градообразующих предприятий, как раз на тему "черных" зарплат: "Я что, похож на самоубийцу, чтобы выстраивать такую схему в многотысячном коллективе? Да меня регулярно проверяют по этому поводу налоговые органы. Как это в принципе возможно? Ведь как только на такой шаг пойдешь, шила в мешке не утаишь. Это можно делать в маленьких компаниях и коллективах. Но не в промышленности".
Экспертное мнение
Финансовые взаимоотношения и проблемы доверия в России
(Свободные ассоциации по поводу статьи о "черных" зарплатах)
Е. Моргунов
Финансовые взаимоотношения между государством и обществом не перестают быть острой проблемой все двадцать лет коренных изменений в жизни России, т.е. с того времени, как возник новый класс предпринимателей, обладающих определенной свободой выбора и собственными возможностями в выборе финансовой стратегии и тактики. Можно как угодно вычислять потери государства и работника от злоупотреблений в этой сфере, получать в результате более или менее пугающие рядового гражданина цифры. Можно предлагать правовые и структурно-функциональные реформы в сфере государственного управления. Можно пропагандировать и заставлять, взывать к сознательности или сажать в долговую тюрьму. Можно изменять Гражданский и Трудовой кодексы. Можно способствовать формированию действительно независимых и активно работающих профессиональных союзов. Проблема финансовых взаимоотношений все равно останется на достаточно продолжительное время. На мой взгляд, не претендующий на единственность, она подпитывается объективной разницей в установках основных субъектов, участвующих в экономических, в том числе финансовых, взаимоотношениях.
В связи с этим актуальны взаимоотношения между представителями двух социально-профессиональных групп, являющихся носителями разных корпоративных (профессиональных) культур: государственных служащих и предпринимателей. Две эти социальные группы примерно равны по размеру: чиновников, по данным журнала Die Welt, - 1300 тыс., мелких и средних предпринимателей - 951 тыс. Различаются динамические аспекты этих групп: число государственных служащих неуклонно растет, а число предпринимателей остается неизменным в течение ряда лет. Принадлежность к разным корпоративным культурам представителей указанных групп потенциально может привести к коллизиям разного рода: к сложностям в коммуникации, недостаточному взаимопониманию и взаимодействию, психологической напряженности, обострению конфликтных ситуаций.
Немаловажным также представляется отношение к указанному сотрудничеству общественного мнения, носителями которого могут быть группы, членов которых нельзя отнести ни к служащим, ни к предпринимателям, т.е. наемных работников. Мнение наемных работников, которых не в пример больше, чем госслужащих и предпринимателей, вместе взятых, в той или иной степени влияет на реальные отношения между предпринимателями и государственными служащими, поскольку именно из общества и те и другие черпают правовые основания для своего существования и человеческий потенциал для своего развития. Так, что бы ни говорили о потере властью обратной связи с населением, некоторые ее ветви остаются выборными, и по крайней мере раз в четыре года представители властных структур начинают усиленно ориентироваться на общественное мнение.
Одним из ведущих психологических понятий, описывающих индивидуальные, социальные и профессиональные различия в социальном восприятии и поведении, является понятие социально-психологической установки. Три указанные выше общественные группы формируют по отношению друг к другу шесть направлений социально-психологических установок, модальность которых во многом определяет успех их взаимодействия между собой. Введем некоторые понятия, связанные с механизмами проявления установок и попытками управления ими.
Определение социально-психологической установки
Предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения, включающая ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и действовать определенным образом относительно данного социального объекта или явления (Большой психологический словарь, 2003, с. 45).
В экономических (в том числе финансовых) отношениях основных субъектов три: общество, государство и бизнес. Общая ситуация и ее динамика напрямую зависят от установок каждого из указанных субъектов друг к другу (см. рис. 1).
/----------\
/-----------| Общество |----------\
| \----------/ |
| |
/----------\ /----------\
| Власть | | Бизнес |
\----------/ \----------/
Рис. 1. Установки трех основных субъектов
экономических отношений
Установки общества к власти никогда не были особенно положительными. В настоящее время носят противоречивый характер, где оценка доверия к президенту (по данным "Левада-центра") относительно высока и в то же время ни одна другая фигура из властных структур не может даже близко сравниваться с президентом по рейтингу популярности.
Установки общества к бизнесу постепенно меняются в лучшую сторону по мере смены поколений и установления относительно цивилизованных форм ведения бизнеса и реальных проявлений социальной ответственности, а также постольку, поскольку в глазах общества бизнес, как и общество, начинает выступать пострадавшей от власти стороной.
Установки власти к обществу. Отчасти власть стремится учитывать общественное мнение и ориентироваться на него. В то же время с такой же периодичностью производятся действия, которые резко рассогласуются с мнением общественности, в основном в сфере социально-экономических реформ. Иными словами, некоторые властные решения базируются на представлениях об обществе как о слепой силе, которая сама не знает, что ей хорошо, а что плохо, и которую необходимо вести в направлении, известном только самой власти.
Установки власти к бизнесу. Рассматривается как источник доходов в федеральный и местный бюджеты, а также как источник пополнения личных бюджетов государственных служащих. Отсюда, с одной стороны, налоговая система официально вполне цивилизованная, с другой - произвол в персональном взаимодействии, а с третьей стороны - попытки наладить успешное ведение бизнеса отдельными членами семей государственных служащих.
Установки бизнеса к власти. Рассматривается как противостоящая сила, своего рода "злой джинн", которого необходимо "умасливать", чтобы он дремал и не сожрал все вокруг себя все съедобное и не сокрушил все несъедобное. Установка о недостаточной компетентности представителей власти, которых можно и необходимо обыгрывать в различного рода взаимодействиях.
Установки бизнеса к обществу. В определенном смысле аналогичны установкам со стороны власти, сочетающиеся с восприятием себя как особой социальной группы, которая может себе позволить жить по иным нормам и законам, чем это позволительно остальным слоям общества.
Модели социально-психологических установок
Принято выделять четыре потенциальные функции социально-психологической установки.
1. социально-приспособительная (утилитарная, адаптивная, инструментальная): мы действуем в соответствии с определенными установками, потому что в данной среде нам это выгодно, приносит пользу.
По данным опросов, приведенных в материалах Экспертного института, лишь на половине (51%) предприятий административные проверки проводятся не чаще одного раза в месяц (менее одного раза - 26%). Примерно равные группы составляют те, кого проверяют 1,5-2 раза (22%) и 3-5 раз (21%), а 6% предприятий - более 5 раз в месяц.
По данным сравнительного исследования предприятий розничной торговли, проведенного в Москве и Варшаве, административных проверок в России в 2 раза больше, чем в Польше (18,5 против 9 проверок в год в среднем). На этой почве процветает вымогательство. Лично сталкиваются с ними в своей хозяйственной деятельности около 65% руководителей, в том числе часто - 20% (отметили, что не сталкивались, 35%). При этом только каждый пятый видит реальные возможности избавиться от коррупции в современном российском бизнесе в обозримой перспективе.
Давление государственных структур на деятельность предприятий позволяет осуществлять реальный бюрократический контроль над их деятельностью в новых условиях, вместе с тем оно же формирует стратегию бизнеса, основанную на неформальных отношениях с представителями власти, на получении индивидуальных привилегий и льгот, и, наконец, побуждает предпринимателей переводить часть своей деятельности в "теневую" сферу. Однако, как ни странно, эта сложившаяся система отношений между бизнесом и государством в какой-то мере сегодня устраивает обе стороны: ничего не меняя, государство всего-то хочет больше налогов, а бизнес, на тех же условиях, - меньше контроля и шантажа.
2. Когнитивная: установки упрощают нашу ориентацию в мире, позволяет легче категоризировать и оценивать происходящие события.
Так, оценка общественного мнения к предпринимательской деятельности постепенно меняется в лучшую сторону. На вопрос: "Как вы считаете, деятельность российских бизнесменов и предпринимателей идет сейчас в целом на пользу или во вред России?" - были получены следующие ответы (см. табл. 1).
Таблица 1.
Отношение к предпринимательской деятельности в российском обществе
В % к числу ответивших на вопрос | ||
2000 г. | 2003 г. | |
На пользу | 40 | 45 |
Во вред | 45 | 39 |
Затруднились | 15 | 16 |
Сдвиги позиции общества в отношении бизнеса все-таки есть. И они напрямую связаны с экономическим ростом и улучшением социально-экономического положения населения, произошедшие за последние годы. Но процесс этот противоречив и неустойчив: положительная часть
оценок связана с молодежью, лицами, имеющими более высокое образование и социальный статус.
3. Экспрессивно-оценочная: проявляется во мнениях, деятельности и способствует самовыражению личности.
Наиболее характерным моментом взаимоотношений российского бизнеса и государства является взаимообвинительный уклон: государство жалуется на предпринимателей, предприниматели - на государство. Эти обоюдные обвинения становятся основой взаимного недоверия и подозрительности между властью и бизнесом. По существу, это индикатор укоренившихся установок, в которых бизнес и власть воспринимают друг друга как противостоящие силы.
К сожалению, бизнес, особенно средний и малый, не способен внятно ответить на вопрос о том, какие условия ему нужны для процветания, и тем более не способен сформировать соответствующее этим условиям правовое и этическое пространство. Отсутствие или неэффективность неформальных институтов компенсируется требованиями к праву и правовым институтам, в конце концов, к государству
4. Психологическая защита: установки предохраняют личность от внутренних конфликтов, поддерживают самооценку.
Социально-психологические установки могут выполнять функцию оправдания собственных, не всегда законных и не всегда этически оправданных, действий по отношению к представителям других социальных групп. Именно эта функция формирует негативное, разъединительное поведение во взаимодействии государственных служащих и представителей бизнеса, хотя неясна причинно-следственная связь между установками и поведенческими проявлениями. То ли установки формируются как следствия и средства для самооправдания, то ли установки могут рассматриваться как причины неэтичного поведения государственных чиновников и предпринимателей по отношению друг к другу.
Социально-психологические установки имеют связь с ценностями как элементами культуры, и поэтому, работая с культурной феноменологией, можно достичь прогресса на пути позитивного изменения социально-психологических установок. С другой стороны, в силу охранительных и консервативных функций культуры установки также достаточно ригидны и с большим трудом могут трансформироваться в необходимую сторону. Так, культивировавшееся в традиционной отечественной культуре и в культуре советского периода негативное отношение к предпринимателям и бизнесу не может не находить своего выражения и в настоящее время. Практическая проблема, которая лежит в основе из мнения сложившейся ситуации, состоит в поиске путей изменения бытующих установок в исторически незначительное время.
Естественная динамика и изменение установок
В процессе естественной динамики социально-психологических установок выделяют этапы порождения, фиксации, актуализации, элиминации.
Изменение установки отличается от естественной динамики установки целенаправленным характером воздействия. В зависимости от того, кто является инициатором изменения установки, можно выделить две ситуации:
1) человек сам пытается изменить свои установки;
2) воздействие на носителя установки оказывает другой субъект - персонифицированный или групповой, нередко действующий без согласия субъекта установки и даже против его желания.
Однако, если изменение установок и случается, оно часто не всегда происходит в желаемом направлении. По этому критерию изменение установок может быть позитивным, т.е. произошедшим в желательном для инициатора направлении, и негативным, т.е. - в нежелательном направлении.
Перспективные направления трансформации установок, на мой взгляд, следующие.
1. Формирование, развитие и реализация деловой этики должны касаться не только принципов взаимоотношений внутри бизнес-сообщества, но и принципов взаимоотношений с населением (как с работниками, так и с широкой общественностью) и властью.
2. Обеспечение презентации бизнес-сообщества и гражданских формирований бизнеса в общественном сознании как позитивных факторов развития общества через соучастие бизнеса в решении наиболее важных проблем общества.
3. Разработка рекомендаций по управляемому изменению социально-психологических установок государственных служащих и предпринимателей, а также общественного мнения как инструмента коррекции поведения и бизнеса, и власти.
Экспертное мнение
А. Устюжанин,
генеральный директор ООО "Кадровый центр Эксперт"
Соглашаясь в целом с выводами статьи и не пытаясь оспаривать цифры, хотелось бы привести несколько общих соображений в стиле "о бедном директоре замолвите слово".
По подсчетам некоторых американских экономистов, американская пенсионная модель примерно в 30-е годы нынешнего столетия должна потерпеть полный крах, что уж тут говорить об экспериментах, которые проводятся нашими политиками! Никто не может сказать, насколько эффективными окажутся выстраиваемые схемы. Граждане, неоднократно наученные реформами, в случае выплаты ЕСН в нынешнем объеме с большой долей вероятности будут занижать свою зарплату точно так же, как работодатель. Ибо пенсия - далеко, и неизвестно, кто ее будет платить и какое правительство, а нынешняя зарплата близко. За исключением тех, у кого пенсия на близком горизонте. Можно только пожелать гражданам, как в старое время, растить детей и хорошенько вкладываться в их развитие и воспитание, чтобы было кому помочь в старости. Благо это всецело совпадает с планами правительства.
Экспертное мнение
М. Богданов,
председатель правления консалтинговой группы "Консорт",
председатель Экспертного совета при Ассоциации консультантов
по подбору персонала (АКПП)
Не являясь специалистом в области экономики и права, я не считаю себя вправе комментировать приведенные в статье Алексея Казакова обстоятельные расчеты потерь бюджета от "черных" зарплат. Но основные проблемы, обозначенные автором, и возможные пути их решения поставлены, на мой взгляд, в целом верно. Не надо только уповать на то, что якобы возможна идеальная реформа налогообложения, которая в обозримом будущем уничтожит "черные" зарплаты. Достаточно вспомнить недавние провалы референдумов во Франции и Нидерландах по вопросу о принятии Конституции ЕС: главное там заключалось именно в нежелании гораздо более "продвинутых" и законопослушных, чем мы, французов и голландцев отказаться от использования нелегальной рабочей силы из стран - новых членов Европейского сообщества.
Исходя из своего опыта работы на рынке, могу подтвердить, что "черными" зарплатными схемами, подобными тем, что описывает А. Казаков, пользуется значительное число, если не большинство, российских компаний. Резко контрастируют с ними многонациональные корпорации со 100%-ным иностранным капиталом: они неукоснительно выплачивают все налоги, подчиняются или, по крайней мере, пытаются подчиняться трудовому законодательству РФ, подписывают со своими сотрудниками трудовые договоры и вообще стремятся к прозрачности трудовых отношений. Трудовые споры там тоже случаются, но не так часто. А вот в отечественном бизнесе все примерно так, как описывает А. Казаков...
Экспертное мнение
Ю. Крылова,
главный редактор журнала "Горячая линия бухгалтера"
На вопрос: "Почему появились "черные" зарплаты?" есть простой ответ. Многие из организаций, фирм, стараясь держаться на плаву и получать хоть какую-нибудь прибыль, начинают сокращать свои расходы и в первую очередь обращают внимание на налоги. Всегда будет казаться, что слишком много отдаешь из своего кармана государству. Начинаются поиски лазеек в законодательстве для уменьшения налогового бремени.
И действительно, получается, что два субъекта - государство и работники, заинтересованные в выплате "белых" зарплат, не могут пока ничего сделать. В случае с работниками это не обязательно связано с боязнью потерять работу. Многие, устраиваясь на хорошо оплачиваемое место, не задаются вопросами, какая у них будет заработная плата - официальная или неофициальная, заработают ли они себе на старость.
Государство же ощущает реальную нехватку утаенных средств, и это негативно сказывается на выполнении социальных функций государства.
"Управление персоналом", N 6, март 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.