г. Москва |
|
17.04.2009 г. |
09АП-5062/2009-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.09г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.09г.
Дело N А40-65543/08-129-281
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Седова С.П.
судей: Катунова В.И., Яремчук Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергиной Т.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2009г.
по делу N А40-65543/08-129-281, принятое судьей Фатеевой Н.В.
по иску (заявлению) ОАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): Шаповалов А.С. по дов. от 26.05.2008г.
от ответчика (заинтересованного лица): Урядников О.Н. по дов. N 105 от 30.09.2008г.
УСТАНОВИЛ
ОАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" обратилось в арбитражный суд с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения от 03.07.2008г. N 52-17-14/229-1112.
Решением суда от 11.02.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявитель 26.02.2008г. представил в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 налоговую декларацию по НДС за декабрь 2007 года.
Решением МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 03.07.2008г. N 52-17-14/229-1112, вынесенным по материалам камеральной налоговой проверки, отказано в привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ, на основании п. 1 ст. 109 НК РФ; заявителю предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 143.374руб., а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Указанное решение налогового органа мотивировано тем, что счета -фактуры, выставленные ОАО "АК "Транснефть" заявителю за оказанию агентских услуг по обеспечению транспортировки, экспортированной с территории РФ, нефти по территории стран СНГ и Балтии за октябрь 2007 года по договору N 0007068 от 20.12.2006г., с налоговой ставкой 18%, не могут служить основанием для применения налоговых вычетов, поскольку агентские услуги ОАО "АК "Транснефть" по п. 12 договора N 0007068 от 20.12.2006г. являются услугами, связанными с реализацией нефти на экспорт, в связи с чем, оказание таких услуг подлежит обложению НДС по ставке 0%.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что в декларации за декабрь 2007 г. ОАО "АНК "Башнефть" заявлены налоговые вычеты в размере 143.374,19руб. по НДС по счетам-фактурам: N 07/17/12525 от 30.11.2007г., 07/17/13187 от 30.11.2007г., 07/17/14365 от 31.12.2007г., выставленным ОАО "АК "Транснефть" по договору N 0007068 "об оказании услуг по транспортировке нефти на 2007 год" от 20.12.2006г. с налоговой ставкой 18% на общую сумму 143.374,19руб.
В соответствии с п. 1.1 договора N 0007068 от 20.12.2006г. ОАО "АК "Транснефть" оказывало услуги по транспортировке нефти, принадлежащей ОАО "АНК "Башнефть", по системе магистральных нефтепроводов Российской Федерации.
Согласно п. 12 договора N 0007068 от 20.12.2006г. ОАО "АК "Транснефть" в качестве агента обязуется за вознаграждение в порядке и на условиях, определенных данным договором, совершать от своего имени, но за счет заявителя, юридические и иные действия по обеспечению транспортировки нефти ОАО "АНК "Башнефть" трубопроводным транспортом по территории Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан.
Пунктом 8.16 указанного договора установлено, что агентское вознаграждение составляет 1,5% от суммы услуг по транспортировке нефти трубопроводным транспортом по территории Республики Беларусь, Украины, Латвийской Республики, Литовской Республике, Республики Казахстан.
Таким образом, по договору N 0007068 от 20.12.2006г. ОАО "АК "Транснефть" оказывает ОАО "АНК "Башнефть" агентские услуги по обеспечению транспортировки нефти по территории Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан.
За оказание агентских услуг ОАО "АК "Транснефть" выставило заявителю спорные счета -фактуры N 07/17/12525 от 30.11.2007г., 07/17/13187 от 30.11.2007г., 07/17/14365 от 31.12.2007г., с указанием налоговой ставки 18%.
Фактически при вывозе нефти за пределы таможенной территории РФ и организации ее дальнейшего перемещения по территории сопредельных государств ОАО "АК "Транснефть" являлось экспедитором, выполнявшим функции по организации перевозки вверенного ему товара. Согласно ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза.
Оказание услуг на территории РФ является объектом налогообложения НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ.
Местом реализации агентских услуг по обеспечению транспортировки нефти вне территории РФ на основании п.п. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ признается территория Российской Федерации, поскольку деятельность организации, которая оказывает данные услуги, осуществляется на территории РФ. Данная норма подлежит применению, поскольку данный вид услуг не предусмотрен п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Таким образом, агентские услуги ОАО "АК "Транснефть" подлежат налогообложению НДС в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса РФ.
Статьей 164 НК РФ установлены налоговые ставки по НДС.
На основании п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% по НДС при оказании работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
При этом данное положение распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также работы и услуги по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Подпункт 2 п. 1 ст. 164 Кодекса касается работ, услуг, осуществляемых в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
Операции, предусмотренные п.п. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса, подлежат обложению НДС по ставке 0% при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Таким образом, по смыслу названных норм Кодекса, применение налоговой ставки 0% по НДС по указанным операциям поставлено в зависимость от характера выполняемых работ (услуг).
Указанный вывод соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 06.11.2007г. N 10249/07 и от 19.02.2008г. N 12371/07.
Как следует из условий договора об оказании услуг по транспортировке нефти на 2007 г. N 0007068 от 20.12.2006г., уже на стадии заключения договора сторонам известно, что данные агентские услуги будут оказываться исключительно в отношении нефти, вывозимой с территории Российской Федерации.
Транспортировка нефти по территории Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан и ее обеспечение являются услугами, связанными с реализацией нефти на экспорт.
Спорные счета-фактуры выставлены на агентское вознаграждение по обеспечению транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что агентские услуги ОАО "АК "Транснефть" по п. 12 договора N 0007068 от 20.12.2006г. являются услугами, связанными с реализацией нефти на экспорт, в связи с чем, оказание таких услуг подлежит обложению НДС по ставке 0%.
В соответствии со ст. 166 НК РФ сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговые ставки НДС установлены ст. 164 НК РФ. Как было указано выше, операции по оказанию агентских услуг по обеспечению транспортировки нефти по территории Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан облагаются НДС по налоговой ставке 0 % .
При реализации спорных услуг - обеспечение транспортировки нефти по территории Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан - ОАО "АК "Транснефть" дополнительно к цене реализуемых услуг обязано было предъявить к оплате ОАО "АНК "Башнефть" соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0 процентов (ст. 168, 169 НК РФ). Однако в спорных счетах-фактурах указана налоговая ставка 18% и соответственно налог исчислен по данной ставке.
Данное обстоятельство свидетельствует о неправильном исчислении ОАО "АК "Транснефть" суммы НДС с операций по оказанию агентских услуг по транспортировке нефти по территории стран СНГ и Балтии.
Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога (Постановления ВАС РФ от 01.04.2008г. N 14439/37, от 04.04 2006 г. N 14227/05).
Согласно ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты.
Документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм НДС к вычету является, в соответствии с п. 1 ст. 169 Кодекса, счет-фактура.
В силу п.п. 10 и 11 п. 5 ст. 169 Кодекса в счете-фактуре должны быть указаны налоговая ставка и сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
Пунктом 2 ст. 169 НК РФ установлено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением п. 5 ст. 169 НК РФ не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Налогообложение НДС операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ производится по налоговым ставкам, установленным в ст. 164 Кодекса.
Таким образом, услуги по организации, сопровождению, погрузке и перегрузке, транспортировке и иные подобные работы (услуги) облагаются НДС по ставке 0%.
Агентские услуги ОАО "АК "Транснефть" по п. 12 договора N 0007068 от 20.12.2006г. являются услугами, связанными с реализацией нефти на экспорт, в связи с чем, оказание таких услуг подлежит обложению НДС по ставке 0% .
В спорных счетах-фактурах указана налоговая ставка 18% и соответственно налог исчислен по данной ставке.
Учитывая изложенное выше, применение к операциям по реализации услуг в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса ставки 18% не соответствует налоговому законодательству.
Спорные счета-фактуры по агентскому вознаграждению, составляющие процент от суммы услуг по транспортировке нефти на экспорт, оказанных согласно отчетам агента, были выставлены в адрес ОАО "АК "Транснефть" и впоследствии перевыставлены ОАО "АК "Транснефть" в адрес заявителя.
Выплата агентского вознаграждения связана с транспортировкой экспортируемой нефти по территории других государств, осуществляемой после помещения товара под таможенный режим экспорта, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания для возмещения НДС, уплаченного ОАО "АК "Транснефть" в составе агентского вознаграждения по налоговой ставке 18%, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса, поскольку данные услуги подлежат налогообложению по ставке 0%.
Доводы заявителя о том, что в перечне работ и услуг, облагаемых по ставке 0%, установленном ст. 164 НК РФ, отсутствуют агентские услуги, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку из содержания п.п. 2 п. 1 ст.164 Кодекса следует, что перечень работ (услуг), выполняемых в отношении экспортных и импортных товаров (грузов), как и перечень лиц, осуществляющих такую деятельность, не является исчерпывающим. При решении вопроса о правомерности использования ставки налога 0% подлежит подтверждению факт взаимосвязи выполнения работ (услуг) и экспорта (импорта) товаров.
Осуществленные ОАО "АК "Транснефть" услуги в соответствии с заключенным договором на оказание услуг по транспортировке нефти связаны с процессом транспортировки экспортируемых грузов, а соответственно подлежат налогообложению по ставке 0%.
Является несостоятельной ссылка заявителя на письмо Минфина РФ от 26.07.2007г. N 03-07-08/211, адресованное ОАО "АК "Транснефть", согласно которому при оказании посреднических (Агентских) услуг ОАО "АК "Транснефть" по транспортировке нефти по территории стран СНГ и Балтии в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо применять ставку по НДС в размере 18%.
Положения писем Минфина России, изданных в соответствии с полномочиями, закрепленными за Минфином России статей 34.2 НК РФ, в которых выражается позиция Минфина России по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций, не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. При этом Налоговым кодексом Российской Федерации введена прямая обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые даны Минфином России. Указанная норма Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям в силу того, что указанные разъяснения не содержат правовых норм, а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России. Последние рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России (полномочия Минфина России в этой области определены Положением о Министерстве финансов Российской Федерации) и предназначенные для разъяснения позиции Министерства как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области выработки налоговой политики, подведомственной федеральной службе.
Указанный вывод подтверждается письмом Министерства Финансов от 07.08.2007г. N 03-02-07/2-138.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что анализ представленных в деле доказательств свидетельствует о том, что спорные счета -фактуры, выставленные ОАО "АК "Транснефть" по договору N 0007068 от 20.12.2006г. с исчисленным в них НДС по налоговой ставке 18% на агентское вознаграждение за обеспечение транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии, не могут служить основанием для возмещения НДС, поскольку данные услуги подлежат налогообложению по ставке 0% в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Учитывая изложенное, обжалуемое решение налогового органа является законным и обоснованным, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2009г. по делу N А40-65543/08-129-281 оставить без изменения, а апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: |
С.П. Седов |
Судьи |
В.И. Катунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65543/08-129-281
Истец: ОАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5062/2009