Корпоративная отчетность, составленная в соответствии с МСФО:
тенденции развития
Как известно, эффективность мировых рынков капитала зависит от общественного доверия, которое формируется благодаря доступной, полной, уместной и надежной информации. Инвесторы хотят большей прозрачности информации не только от корпораций и советов директоров, но и от независимых аудиторов о их взаимосвязи со своими клиентами, у которых они проводят аудит. В статье показано, какие основные выгоды может получить корпорация от улучшения финансовой отчетности.
Лучшему раскрытию информации, как предполагается, должна способствовать новая глобальная модель корпоративной отчетности, предложенная PricewaterhouseCoopers, использование которой может принести значительные доходы для корпораций, а для долгосрочных инвесторов - и более высокие цены на акции [1, с. 14].
Новая глобальная модель корпоративной отчетности включает три уровня: глобальные общепринятые учетные принципы, стандарты для определенной отрасли и информация, специфичная для корпорации (стратегия, корпоративное управление и т.д.).
Согласно этой модели инвесторы будут получать реальный доход, если они будут иметь информацию на каждом уровне, что позволит им глобально оценивать корпорацию - ее возможности на рынке, стратегию и ее реализацию, слагаемые стоимости капитала и финансовые результаты.
Ближе всего под понятие "глобальные общепринятые учетные принципы" подходят МСФО, являющиеся обязательными для корпораций, акции которых котируются на фондовой бирже. В настоящее время корпорации, проходящие листинг на фондовых биржах, должны представить свою отчетность согласно учетным принципам принимающей стороны либо американским учетным принципам (GAAP) или МСФО. Так, неамериканские корпорации, которые хотят проходить листинг в США, должны представить отчетность в соответствии с американскими общепринятыми учетными принципами. С позиций инвесторов различия, существующие между национальными и международными стандартами, затрудняют их возможность оценить и сравнить финансовую деятельность корпораций. Неопределенность в отношении надежности отчетной информации снижает стоимость акций. Инвесторы в этом случае требуют более высокий доход от своих инвестиций, с тем чтобы компенсировать повышенный риск, связанный с низким качеством предоставляемой информации. Неполная и ненадежная информация может отразиться не только на деятельности отдельной корпорации, но и на всем рынке ценных бумаг и на всей экономике. Так, Международный валютный фонд, анализируя Азиатский кризис, указал на то, что основной его причиной явилась недостаточная прозрачность корпоративной отчетности [2].
Введение глобальных общепринятых учетных принципов позволит, по нашему мнению, точнее сопоставлять деятельность любой корпорации, интересующей инвесторов, в любой отрасли. Безусловно, это могло бы и расширить выбор инвестиций.
Следует отметить, что под влиянием глобализации корпорации одной отрасли все больше вступают в конкурентные отношения. Существуют особенности создания акционерной стоимости и различные информационные потребности в конкретных отраслях. Предположим, что инвестор решил вложить средства в определенную отрасль. Ему необходимо выбрать корпорацию в этой отрасли, а для этого нужны сопоставимые данные деятельности корпораций в отрасли. Однако эта информация недостаточна для принятия решений. Инвесторам необходима также дополнительная информация как финансовая, так и нефинансовая, чтобы сделать определенные выводы. В качестве примеров дополнительной финансовой информации можно назвать прогнозируемую прибыль и свободные денежные потоки. К нефинансовой информации, например, относятся величина интеллектуального капитала и загрязнения окружающей среды. Нефинансовые показатели, используемые инвесторами, неодинаковы в различных отраслях. В настоящее время корпорации предоставляют информацию в разных форматах, используя неодинаковые методы оценки. Следовательно, факторы стоимости в различных отраслях существенно различаются. При сопоставлении топ-менеджерами показателей своей корпорации с показателями аналогичной зарубежной с целью оценки конкурентной среды эти факторы являются несопоставимыми. Для того чтобы топ-менеджеры корпораций различных стран могли сопоставить эти показатели, нужны международные отраслевые стандарты. Главной задачей международных отраслевых стандартов при этом является разработка основных показателей для конкретной отрасли экономики, с тем чтобы эти показатели были сопоставимыми и служили основой для сравнения вне зависимости от того, в какой стране находится та или иная корпорация.
Определенная работа в этом направлении уже ведется, например в нефтяной промышленности. Всемирный конгресс нефтяников предложил использовать единые принципы представления информации на уровне отрасли, однако соблюдение этих принципов не является обязательным [3]. Отраслевые стандарты должны по примеру нефтяной отрасли разрабатываться представителями отрасли, аудиторскими фирмами либо инвесторами. В 2001 г. американским Советом по стандартам финансового учета было проведено исследование "Повышение качества отчетности: добровольно раскрываемая информация" [4]. Анализ результатов исследования показал, что корпорации добровольно раскрывают информацию о своей деятельности, с тем чтобы она была полезна инвесторам. Чтобы инвесторы могли объективно оценить эту деятельность, корпорации должны раскрывать информацию не только об успешной деятельности, но и о неудачах и упущениях, что ведет к большей прозрачности корпоративной отчетности на уровне отрасли и определенной унификации однородных корпораций. Так, в фармацевтической отрасли основу создания акционерной стоимости составляют инновации, научные исследования и интеллектуальный капитал; в телекоммуникационной отрасли стратегическое значение имеют маркетинговые стратегии, создание бренда, поддержание сетевых ресурсов, удовлетворенность клиентов. Например, в фармацевтической отрасли выделяют показатели, характеризующие рынок продукции - это рост рынка и его потенциал по терапевтическим отраслям, рост рынка и его потенциал по географическим регионам, доля рынка по терапевтическим областям. Три фактора стоимости характеризуют саму продукцию - это стратегия по видам продукции, стратегия обновления продукции, эффективность запуска новой продукции; один фактор стоимости определяет степень научных исследований. В телекоммуникационной отрасли основное внимание уделяется таким показателям, как пропускная способность сети, стратегия ценообразования, стратегия продаж и маркетинга.
Следует отметить, что все показатели, кроме прибыли, представленные далее, не регламентируются системно, следовательно, эти данные еще раз подтверждают наши выводы о необходимости разработки международных отраслевых стандартов, которые могут быть похожими по определенным финансовым критериям и стать основой для разработки глобальных общепринятых учетных принципов (например, в американских GААP существует специальный стандарт по учету в нефтяных и газодобывающих компаниях).
Факторы создания стоимости в этих двух отраслях существенно различаются [1, с. 65].
Сравнение факторов создания акционерной стоимости
в фармацевтической и телекоммуникационных отраслях
Фармацевтическая отрасль | Телекоммуникационная отрасль |
Прибыль | Прибыль |
Финансовые результаты по сегментам рынка | Поток денежных средств по сегментам бизнеса |
Рост рынка и его потенциал по терапевтическим областям |
Показатели дохода по факторам стоимости |
Рост рынка и его потенциал по географическим регионам |
Значительные операционные расходы по категориям |
Доля рынка по терапевтическим областям | Капитальные затраты |
Научные исследования и разработки в процессе рассмотрения и оценки |
Конкурентная среда |
Стратегия по видам продукции | Рост рынка |
Стратегия обновления продукции | Сетевой охват, качество и пропускная способность |
Эффективность запуска новой продукции | Стратегия ценообразования |
Репутация у врачей | Стратегия продаж и маркетинга |
Вопросы регулирования | Показатель оттока клиентов |
Качество управления | Нормативно-правовая среда |
Наряду с глобальными общепринятыми принципами и отраслевыми стандартами инвесторам и кредиторам необходима дополнительная информация по каждой конкретной корпорации, например видение топ-менеджерами стратегии развития, конкурентной среды, управления рисками. Специфическими для каждой корпорации являются дополнительные финансовые и нефинансовые показатели. Решение о раскрытии информации по этим показателям принимают топ-менеджеры корпорации. Вся перечисленная информация должна стать основой корпоративного управления каждой отдельной корпорацией. Такого рода информация, несмотря на специфический характер, также должна быть регламентирована и иметь определенный стандарт представления. Так, в США подобная информация, называемая "обсуждение и анализ руководством финансового состояния и результатов операций", представлена в каждом публикуемом годовом отчете корпораций. Кроме того, специфическими для корпорации показателями являются и данные о стратегии, системах управления рисками, а также показатели финансовой эффективности. Данные показатели определяют прозрачность отчетности корпорации, поскольку отражают связи между стратегией корпорации и результатами деятельности, управлением и факторами создания стоимости. Реальные факторы стоимости состоят из набора финансовых и нефинансовых показателей. Результат опроса, проведенный аудиторской фирмой PricewaterhouseCoopers, показал, что наряду с традиционными финансовыми показателями, например финансовыми результатами, большое значение имеют такие факторы стоимости, как удовлетворенность клиентов и их лояльность, качество продукции, обновление продукции и услуг, поскольку они рассматриваются как составляющие будущих финансовых результатов. Качество управления как нефинансовый показатель также является важным фактором стоимости. Работа в корпорации известных специалистов сказывается на курсе ее акций, и, если корпорация раскрывает информацию о профессионализме своих менеджеров, руководителей подразделений в своей отчетности, такая корпорация, безусловно, может иметь преимущество на рынке. Кроме того, ключевым фактором стоимости корпорации является управление рисками. Четко налаженная система управления рисками способствует увеличению стоимости корпорации. В процессе управления рисками необходимо идентифицировать риски, оценить их и принять решение о том, как ими управлять [1, с. 91].
Выявление причинно-следственных связей играет существенную роль при разработке бизнес-модели корпорации. Бизнес-модель каждой отдельной корпорации представляет собой детальное "дерево факторов стоимости", представляемое в виде электронной таблицы, в графической форме в сочетании с набором критериев оценки. Контроль за работой бизнес-модели корпорации возлагается на совет директоров, который прежде всего должен констатировать, что выбранная стратегия корпорации обеспечивает создание стоимости. Задачами совета директоров является оценка правильности выбранной бизнес-модели в целом и отдельных показателей, адекватности выбранной организационной структуры корпорации и эффективности управления рисками. В обязанности совета директоров входит утверждение корпоративной отчетности, подтвержденной внешними аудиторами, и определение политики оплаты труда и вознаграждений. Корпоративная отчетность должна быть смоделирована аналогично внутренней отчетности. Прежде всего это касается раскрытия информации о прошлых финансовых результатах, а также о будущих результатах.
Внутренняя управленческая информация будет также полезна внешним пользователям, и они смогут самостоятельно сделать выводы исходя из этой информации о факторах создания стоимости и конкретных лицах, ответственных за решение этих проблем. Практика деятельности американских корпораций показывает, что существуют расхождения между внутренними управленческими данными и внешними, т.е. между тем, что раскрывается в корпоративной отчетности, и тем, что руководители считают важным для управления корпорацией. Сказанное в основном касается качества управления и удовлетворенности клиентов. Так, корпорация USA Network, Inc. начиная с 2001 г. публикует бюджеты и реальные результаты, тем самым превращая внутреннюю информацию во внешнюю, детально раскрывает данные, важные для управления корпорацией [1, с. 107]. Таким образом, означенная корпорация добилась прозрачности своей корпоративной отчетности.
Наиболее упорядоченное представление внешней и внутренней информации заинтересованным сторонам, а также ее структурирование позволяют создать модель прозрачной отчетности, которая отражает все аспекты деятельности корпорации. Соответствующие данные представлены на рисунке [5, с. 213].
/----------------------------------------------------\
/---------------------\ /---------------------\
| Внешняя информация | |Внутренняя информация|
\---------------------/ \---------------------/
| /-----------------------+-----------------------\
/---------------------\ /---------------------\ /---------------------\ /---------------------\
| Обзор рынка | | Стратегия создания | |Управление стоимостью| | Стоимостная база |
\---------------------/ | стоимости | \---------------------/ \---------------------/
| \---------------------/ | |
/---------------------\ /---------------------\ /---------------------\ /---------------------\
| Условия конкуренции | | Цели | |Финансовые результаты| | Нововведения |
| Регулирование | | Задачи | | Финансовое положение| | Торговые марки |
| Макроэкономическая | | Управление | | Управление риском | | Потребители |
| среда | | Организация | | Эффективность | | Работники |
\---------------------/ | Контроль | | бизнес-сегментов | | Репутация: |
\---------------------/ \---------------------/ | социальная |
| экологическая |
| этническая |
\---------------------/
Модель прозрачной отчетности [5]
Внешняя информация характеризуется обзором рынка о конкурентной среде и нормативно-правовой базе на уровне региона (например, отражаются динамика рынка, прогнозы рыночной конъюнктуры и цен). Обзор рынка является обязательным атрибутом прозрачной корпоративной отчетности. В данном обзоре отражаются ситуация в отрасли, тенденции на рынке и условия конкуренции. Инвесторы в этом случае сопоставляют информацию, которой располагают сами, с той, которая представлена в обзоре рынка, и делают определенные выводы о том, как руководство корпорации оценивает конкуренцию. Например, корпорация Volvo в своей отчетности дает подробный и полезный обзор рынка [6].
Внутренняя информация, отражаемая в отчетности, включает стратегию корпорации по созданию акционерной стоимости, организационную структуру и контроль за деятельностью руководства. Предоставляемая внутренняя информация отражает взаимосвязь между стратегией корпорации и финансовой эффективностью, рисками и доходом, а также содержит сведения о способности корпорации генерировать денежные средства. Важными в данном случае являются такие показатели, отражаемые в отчетности, как доходность капитала с учетом риска, а также показатели деятельности по сегментам бизнеса. Некоторые корпорации раскрывают детальную информацию о персонале, условиях работы, управлении знаниями, используя такие показатели, как текучесть кадров, компетентность персонала, удовлетворенность служащих своей работой, причем эта информация предоставляется в динамике [7].
Стратегия создания стоимости отражается в отчетности в виде конкретных планов и нормативов (например, добиться годового увеличения прибыли на акцию как минимум на 10%, достичь рентабельности собственного капитала в 15-17%, повысить рентабельность собственного капитала на 1-1,5% в год). Корпорации должны пояснять свою стратегию в целом и по отдельным хозяйствующим субъектам (примером подробного отражения в отчетности стратегии создания стоимости является корпорация shell) [8].
Управление стоимостью включает отражение финансовых показателей в сопоставлении с конкурентами, таких, как финансовые результаты и финансовое положение корпорации в разрезе бизнес-сегментов, общая доходность акций, денежные потоки, управление рисками, а также общие методы управления корпорацией по созданию стоимости. Важным показателем для корпораций является экономическая добавленная стоимость (economic value added - EVA). Так, корпорация Manitowoc в своей отчетности отражает нормативы EVA в сопоставлении с фактическими результатами по этому показателю и показывает связь между ним и рыночной капитализацией [9].
Стоимостная база состоит из материальных и нематериальных активов, к которым относятся нововведения, интеллектуальный капитал, торговые марки, поставщики и потребители, человеческие ресурсы и репутация корпорации. Однако оценка этих нефинансовых по своей природе активов недостаточно разработана. Вместе с тем некоторые показатели включаются в отчетность.
Среди этих показателей можно назвать следующие:
нововведения; примером отражения этого показателя в отчетности является фармацевтическая корпорация Axcan Pharma [10];
интеллектуальный капитал; например, датская корпорация Coloplast в годовом отчете отражает данные о количестве поданных заявок на патенты, количестве зарегистрированных патентов, доле новых продуктов в товарообороте, количестве жалоб и рекламаций, общем уровне удовлетворения потребителей [5, с. 222];
потребители; например, корпорация i2Technologies в своей годовой отчетности отражает оценку стоимости для потребителей [11];
цепь поставок (обслуживания); например, шведская авиакомпания SAS в годовую отчетность включает такие показатели, как количество перевозимых пассажиров, коэффициенты загрузки, среднее расстояние пассажироперевозки; кроме того, корпорация определяет и отражает в отчетности аварии и происшествия, отмены рейсов, задержки рейсов, упущенные заказы билетов [12];
человеческие ресурсы, например, британская телекоммуникационная корпорация BT отражает в годовой отчетности работу с персоналом, а именно удовлетворенность персонала в сопоставлении с аналогичными корпорациями по всему миру [13];
деловая репутация; примером может служить корпорация Shell.
Таким образом, информация, предоставленная в отчетности корпораций, позволяет сделать вывод о прозрачности корпоративной отчетности.
Отметим, что важной процедурой подтверждения достоверности информации, содержащейся в корпоративной отчетности, является контроль за деятельностью руководства.
Рассмотрим подробнее выгоды от увеличения прозрачности корпоративной отчетности. В результате международного опроса, проведенного PricewaterhouseCoopers, были определены такие выгоды от улучшения прозрачности корпоративной отчетности, как повышение доверия к менеджерам, усиление внимания к корпорациям со стороны аналитиков, привлечение долгосрочных инвесторов, облегчение доступа к новому капиталу, рост стоимости акций корпораций.
Повышение доверия к менеджерам представляет собой важнейшую выгоду, связанную с улучшением прозрачности корпоративной отчетности. Наряду с доверием важнейшим фактором можно назвать искренность менеджеров в раскрытии как позитивной, так и негативной информации: лучше искреннее признание произошедшего, чем сокрытие этой информации. Заметим, что, например, прибыль традиционно считалась единственным показателем, характеризовавшим деятельность корпорации; любое ухудшение этого показателя сказывалось на цене акций и вызывало негативное отношение инвесторов. Однако на современном уровне использование более разнообразной информации позволит интерпретировать ситуацию в корпорации более реалистично.
Усиление внимания к корпорациям со стороны аналитиков связано с изучением и определением инвестиционного потенциала корпорации, а это возможно только в случае предоставления подробной информации о ней. Корпорации с малой капитализацией могут заинтересовать аналитиков посредством увеличения прозрачности корпоративной отчетности.
Привлечение долгосрочных инвесторов способствует стабильности корпорации. Следовательно, для долгосрочных инвесторов недостаточно информации о прибыли за квартал или год, им необходимы данные о деятельности корпорации, в том числе прогнозные. Долгосрочные инвесторы, выбирая корпорацию для инвестирования, безусловно, отдадут предпочтение той из них, которая предоставит более прозрачную информацию, поскольку риски для инвесторов в таком случае уменьшатся.
Облегчение доступа к новому капиталу обеспечивается усилением прозрачности корпоративной отчетности. Инвестиции в корпорацию являются реальными, если инвесторы удовлетворены предоставленной информацией. Облегченный доступ к капиталу позволяет снизить затраты на капитал.
Рост стоимости акций корпораций возможен в результате увеличения прозрачности корпоративной отчетности. Любое утаивание информации сказывается на стоимости акций в сторону понижения. Проведенный опрос показал следующее: 56% инвесторов считают, что информационная прозрачность является одним из факторов, определяющих цену акций на рынке [5, с. 199]. У корпораций, увеличивших прозрачность корпоративной отчетности в первый год, акции подорожали в среднем на 7,1%, т.е. больше, чем в целом по отрасли, во второй год - на 8,4% [14].
Данные о восприятии инвесторами различных стран мира выгод от улучшения корпоративной отчетности представлены в таблице [15, с. 190].
Выгоды от улучшения корпоративной отчетности в различных странах в %
Страны | Повышение до- верия к менед- жерам |
Усиление вни- мания анали- тиков |
Привлечение долгосрочных инвесторов |
Облегчение доступа к но- вому капиталу |
Рост стоимос- ти акций |
Австралия | 70 | 42 | 44 | 60 | 40 |
Великоб-ритания | 52 | 34 | 46 | 44 | 38 |
Германия | 62 | 68 | 47 | 66 | 53 |
Гонконг | 64 | 50 | 56 | 54 | 62 |
Дания | 90 | 12 | 64 | 60 | 48 |
Италия | 90 | 64 | 80 | 82 | 70 |
Нидерланды | 70 | 63 | 63 | 74 | 64 |
Сингапур | 81 | 55 | 59 | 73 | 75 |
США | 80 | 34 | 64 | 44 | 58 |
Тайвань | 54 | 42 | 56 | 50 | 38 |
Франция | 92 | 94 | 70 | 84 | 80 |
Швейцария | 82 | 76 | 63 | 68 | 72 |
Швеция | 74 | 52 | 64 | 66 | 56 |
Япония | 94 | 72 | 67 | 53 | 45 |
В среднем | 75 | 54 | 60 | 63 | 57 |
Анализ опроса показал, что не существует серьезных различий в восприятии инвесторами различных стран выгод от улучшения корпоративной отчетности независимо от различий в системах бухгалтерского учета и формирования отчетности. Кроме того, было установлено, что увеличение информационной прозрачности способствует росту цен на акции и ликвидности акционерного капитала. Безусловно, следует согласиться с мнением 81% аналитиков и 77% инвесторов о том, что увеличение прозрачности корпоративной отчетности способствует более качественному управлению корпорацией [5, с. 202].
Доверие к менеджерам растет в процессе улучшения корпоративной отчетности. Однако сами менеджеры выгоды от улучшения корпоративной отчетности сводят лишь к увеличению стоимости акций.
В заключение представим основные доводы руководителей корпораций, негативно относящихся к детальному раскрытию текущей информации о деятельности корпорации и ее планов на будущее, и наши комментарии к ним.
1. Прибыль - самый важный показатель. Анализируя эти опасения, следует отметить, что информация о прибыли не является достаточной для инвесторов, о чем свидетельствуют многочисленные опросы.
2. В отчетности отражается достаточное количество информации для инвесторов и других пользователей. Однако, как показывает анализ, не количество информации, а ее качество и полезность являются для инвесторов первостепенными. Традиционная отчетность содержит большое количество информации, едва ли нужной инвестору.
3. Включение дополнительных показателей в отчетность обходится недешево. Общеизвестно, что использование Интернета позволяет существенно снизить издержки предоставления информации. Кроме того, с помощью этой сети можно формировать отчетность в зависимости от запроса конкретного инвестора.
4. Негативная информация отрицательно сказывается на цене акций. С этим доводом менеджеров следует согласиться.
5. Детальной информацией, предоставляемой корпорацией, могут воспользоваться конкуренты. Возможно, опасения менеджеров и оправданны, но получить конкурентное преимущество, располагая лишь предоставленной информацией, достаточно сложно, даже если поменять стратегию корпорации. Важная причина, из-за которой менеджеры неохотно раскрывают информацию, состоит в том, что в случае получения худших результатов деятельности, чем запланировано, они могут понести ответственность. В то же время выполнение основной задачи менеджеров - создание стоимости для акционеров - обязывает их предоставлять всю необходимую информацию для акционеров.
В целом следует констатировать, что многие руководители корпораций сделали для себя вывод: лучшая прозрачность - это лучший бизнес.
Литература
1. Samuel A.DiPiazza Jr., Robert G. Eccles. Building Public Trust .The Future of Corporate Reporting.John Wiley & Sons, Inc., 2002.
2. External Relations Department of the International Monetary Fund, "The IMF's Response to the Asian Crisis:A Factsheet", International Monetary Fund, January 17, 1999.
3. Society of Petroleum Engineers, "Petroleum Reserves Definitions", April 27, 2002.
4. Business Reporting Research Project: Improving Business Reporting:Insights into Enhancing Voluntary Disclosures, Steering Committee Report Series (Federal Accounting Standards Board, 2001).
5. Robert G. Eccles, Robert H. Herz, E. Vary Keegan, David M.H.Phillips. Value reporting revolution. Moving Beyond Earning Games, John Wiley & Sons, Inc., 2001.
6. См.www.volvo.com.
7. Coloplast Group, Annual Report 2000/2001, www.coloplast.com.
8. См.www.shell.com.
9. См.www.manitowoc.com.
10. См.www.axcan.com.
11. См. www.i2.com.
12. См. www.scandinavian.net.
13. См. www.bt.com.
14. Paul M.Healy, Amy P.Hutton, and Krishna G. Palepu, "Stock Performance and Intermediation Changes Surrounding Sustained Increases in Disclosure", Contemporary Accounting Research 16(3) (Fall 1999): 485-520.
15. Robert G. Eccles, Robert H.Herz, E. Vary Keegan, David M.H.Phillips. Value reporting revolution. Moving Beyond Earning Games, John Wiley & Sons, Inc., 2001.
Р.Г. Каспина,
доктор экономических наук,
профессор кафедры управленческого учета
Казанского государственного
финансово-экономического института
"Аудиторские ведомости", N 4, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а