Ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом покупателям (клиентам) должны быть выданы отпечатанные ККТ кассовые чеки в момент оплаты (ст. 5 Закона).
В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 31.07.03 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением ККТ следует понимать:
фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине его отсутствия);
использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах (обязательность такой регистрации установлена ст. 4 и 5 Закона);
использование ККТ, не включенной в Государственный реестр. Следует иметь в виду, что на основании п. 5 ст. 3 Закона в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей ККТ их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока амортизации;
использование ККТ без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти (соответствующее требование установлено ст. 4 Закона);
использование ККТ, у которой пломба отсутствует либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти (наличие на ККТ пломбы центра технического обслуживания в силу ст. 4 и 5 Закона является обязательным условием допуска ККТ к применению);
пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Согласно (ст. 14.5 КоАП) продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг в организациях торговли либо иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях ККТ влечет наложение административного штрафа:
на граждан - в размере от 15 до 20 МРОТ;
на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ;
на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
Рассмотрим последствия неприменения ККТ на примере.
Пример. Налоговой инспекцией проведена проверка фотоателье ООО "Стоп-кадр". При оказании услуги в виде срочной фотосъемки на документы генеральным директором ООО было получено 140 руб., при этом ККТ не применялась. Кассовый чек отпечатан после предъявления проверяющим служебного удостоверения, в результате чего нарушены п. 1 ст. 2 и ст. 5 Закона.
При несоблюдении работником обязательств перед клиентом к административной ответственности привлекается предприятие, поскольку работник в данном случае вступает в правоотношения с заказчиком от имени предприятия.
На основании ч. 3 ст. 2.1 КоАП назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В данной ситуации ООО "Стоп-кадр" не приняло все зависящие от него меры, а его генеральный директор не выполнил свои служебные обязанности по соблюдению вышеуказанных требований законодательства и применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов. Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается актом проверки, протоколами об административном правонарушении, в которых зафиксирован факт неприменения ККТ при оказании в 13 час. 45 мин. услуг, кассовым чеком, из которого следует, что за оказанную обществом услугу чек на сумму 140 руб. отпечатан в 13 час. 49 мин. Таким образом, привлечение инспекцией к административной ответственности ООО "Стоп-кадр" и его генерального директора в соответствии со ст. 14.5 КоАП правомерно.
Не отрицая факт получения денежной наличности при оказании услуги и пробития кассового чека по ККТ после предъявления проверяющим удостоверения, генеральный директор ООО "Стоп-кадр" в адресованной в управление жалобе просит уменьшить суммы наложенного на него и общество административного штрафа на 50%.
Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 4.1 КоАП предусмотрено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отягчающие административную ответственность, а при назначении административного наказания юридическому лицу - характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отягчающие административную ответственность.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления пленума ВАС РФ от 27.01.03 г. N 2 (с изм. и доп. от 2.06.04 г.) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при определении штрафа необходимо исходить из того, что в силу ст. 4.1 КоАП "размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП.
При назначении административного наказания ООО "Стоп-кадр" и генеральному директору общества как должностному лицу размер штрафа инспекцией определен по нижнему пределу - соответственно 300 и 30 МРОТ.
О. Атубо,
ЗАО "Аудиторская фирма "Критерий-Аудит"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 15, апрель 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71