г. Москва
27 апреля 2009 г. |
Дело N А40-58739/08-118-307 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2009 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего - судьи Е.А. Солоповой
судей В.Я. Голобородько, Н.О. Окуловой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного
заседания М.В. Соколиной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2008
по делу N А40-58739/08-118-307, принятое судьей Е.В.Кондрашовой
по заявлению ООО "Севморнефтегаз"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве
третье лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по г. Москве
об обязании возместить НДС
при участии в судебном заседании:
от заявителя - А.А.Смирнов
от заинтересованного лица - Д.С.Панкин
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ООО "Севморнефтегаз" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) возместить из бюджета путем возврата налог на добавленную стоимость в сумме 96 973 147 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по г. Москве.
Арбитражный суд города Москвы решением от 18.11.2008 заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на нарушение судом норм права.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, как соответствующее действующему законодательству, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на апелляционную жалобу третьим лицом не представлен.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель заинтересованного лица поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2009 не имеется.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации общества по НДС за апрель 2006, представленной в инспекцию 30.01.2007, в которой заявлено возмещение НДС в сумме 101 444 662 руб.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 31.07.2007 N 17-04/4 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу отказано в возмещении НДС в размере 101 444 662 руб.
Обществом заявлено требование о возмещении НДС в сумме 96 973 147 руб. за апрель 2006.
Основанием для отказа в применении налогового вычета послужили следующие обстоятельства. В ходе камеральной налоговой проверки было установлено, что общество осуществляет изготовление МЛСП "Приразломная" (плавучее средство для добычи нефти - платформа) подрядным способом. Основными подрядчиками при изготовлении платформы являются ФГУП "ПО Севмаш", ЗАО "Морнефтегазпроект". По мнению инспекции, выполнение работ по изготовлению, установке, стыковки конструкций не относятся к строительно-монтажным работам. П. 6 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядок применения вычетов при проведении налогоплательщиком капитального строительства основных средств. В данном случае, инспекцией установлено, что акты формы КС-2 и КС-3, являющиеся обязательными для учета строительно-монтажных работ, обществом не составлялись. В этой связи, договоры, заключенные обществом с ФГУП "ПО Севмаш", ЗАО "Морнефтегазпроект", не могут квалифицироваться как договоры на строительство объекта основных средств.
Кроме того, налоговый орган указывает на то, что вычет налога на добавленную стоимость может быть произведен в момент приемки и постановки на учет готового объекта основных средств, то есть когда соблюдены условия использования данного объекта основных средств в операциях, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Между тем, вывод налогового органа о том, что МЛСП "Приразломная" является изделием и представляет собой плавучее средство, не подтвержден в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что МЛСП "Приразломная" предназначена для добычи нефти и представляет собой морскую ледостойкую стационарную платформу, которая в силу положений ряда нормативных актов и актов технического характера (приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 09.07.2003 N 160, СНиП 33-01-2003 (Гидротехнические сооружения) относится к стационарным гидротехническим сооружениям.
Выводы инспекции о том, что акты формы КС-2 и КС-3, являющиеся обязательными для учета строительно-монтажных работ, обществом не составлялись, и поэтому договоры, заключенные обществом с ФГУП "ПО Севмаш", ЗАО "Морнефтегазпроект", не могут квалифицироваться как договоры на строительство объекта основных средств, также подлежат отклонению.
Из положений ст. 171-172 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для целей вычета по НДС определяющим является факт принятия строительно-монтажных работ к бухгалтерскому учету. Под "принятием к учету" в бухгалтерском учете понимается отражение числового показателя стоимости имущества (приобретенных товаров, работ, услуг) в составе материальных активов организации, перечень статей, который приведен в пункте 20 ПБУ 4/99 (Положение по бухгалтерскому учете "Бухгалтерская отчетность", утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н). Следовательно, принятие к учету означает отнесение (включение) стоимостной оценки показателя в соответствующую группу активов, исходя из характеристики и правил оценки этих активов, которые установлены Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98 - ПБУ 20/03).
В соответствии с условиями подрядных договоров, заключенных с ФГУП "ПО Севмаш", общество отражало в бухгалтерском учете приемку результатов работ, осуществленных подрядчиками при строительстве, на счете 08 "Вложение в необоротные активы" (субсчет 08.3 "Строительство). Такой порядок отражения затрат на строительство соответствует Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России N 94н от 31.10.2000.
В бухгалтерском балансе общества (форма N 1 по ОКУД) затраты на строительство отражались по строке 130 "Незавершенное строительство".
Из требований п. 6 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что суммы НДС, предъявленные подрядными организациями при проведении капитального строительства подлежат вычету у заказчика при наличии счетов-фактур после принятия им на учет работ по капитальному строительству (отражение их на счете 08 бухгалтерского учета), а не объекта в целом, как основного средства (счет 01 бухгалтерского учета), что подтверждается также письмом Минфина России от 21.09.2007 N 03-07-10/20.
Таким образом, общество было вправе принимать к вычету НДС, предъявленный подрядчиками при строительстве МЛСП "Приразломная" по мере отражения результатов работ на счете бухгалтерского учета 08 "Вложение в необоротные активы".
Позиция налогового органа о необходимости составления Акта по форме ОС-1 не соответствует договорным отношениям между ООО "Севморнефтегаз" и ФГУП "ПО "Севмаш". По условиям договоров ФГУП "ПО Севмаш" не передает готовый объект обществу.
Налоговый орган применение налогового вычета ставит в зависимость от соблюдения условия использования данного объекта основных средств в операциях, подлежащих налогообложению.
Однако ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации такого условия для применения вычета по НДС не установлено. Соответствующая правовая позиция также выражена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении N 14996/05 от 03.05.2006.
Как следует из п. 1 и п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов, предусмотренных данной нормой.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав при наличии соответствующих документов.
В силу пункта 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, предъявленного налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного строительства (пункт 6 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся в порядке, установленном пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Таким образом, подтверждением права на налоговые вычеты являются счета-фактуры, выставленные с соблюдением положений статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, принятие товаров (работ, услуг) к учету, а также приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Инспекцией не оспаривается тот факт, что суммы НДС предъявлялись в отношении работ (услуг), приобретаемых для осуществления деятельности, облагаемой НДС (строительство Морской ледостойкой стационарной платформы "Приразломная", предназначенной для добычи нефти).
Претензий в части порядка оформления счетов-фактур либо оформления первичных документов налоговым органом не предъявлено.
В этой связи, оснований для отказа в возмещении НДС по заявленным обществом операциям у налогового органа не имеется.
Согласно акту сверки расчетов общества по налогам, сборам и взносам N 5 по состоянию на 24.10.2008, у общества не имеется недоимки по федеральному бюджету (л.д. 61 т. 5), соответственно, НДС может быть возмещен обществу путем возврата.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, доводы налогового органа не могут служить основанием для отмены принятого судом решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.1.2008 по делу N А40-58739/08-118-307 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Е.А. Солопова |
Судьи |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58739/08-118-307
Истец: ООО "Севморнефтегаз"
Ответчик: ИФНС РФ N 25 по г. Москве
Третье лицо: ИФНС РФ N 6 по г. Москве